Взаимодействие религии и политики

Взаимодействие между религией и политикой имеет двойственный характер. С одной стороны, оно осуществляется при помощи религиозных социальных институтов, которые стремятся усилить своё влияние в обществе и тем самым становятся полноправными участниками политических процессов. Власть, которой обладают религиозные структуры, называют клерикальной властью. Она опирается на авторитет религии и священнослужителей.

Одновременно религия воздействует на духовный мир человека, формируя его систему ценностей, в том числе и политических. Таким образом, она управляет политикой через мировоззрение своих приверженцев. Религиозное мировоззрение часто бывает основанием для объединения граждан в те или иные политические организации (например, христианско-демократические партии). Случается и обратное: участники массовых движений находят в религии идеологическое обоснование своих действий и интересов.

Н. Л. Тютрюмов. Патриарх Филарет. XIX в.
Н. Л. Тютрюмов. Патриарх Филарет. XIX в.

В истории можно выделить четыре преимущественных типа взаимоотношений государства и религии:

  1. Государство подчиняет себе религиозную организацию. Этот тип отношений складывался во многих языческих государствах и часто сопровождался обожествлением верховного правителя, как это было, например, в Древнем Египте.
  2. Государство подчиняется клерикальным учреждениям. Такой тип взаимоотношений можно обнаружить в Средние века в католической Европе, где папы активно вмешивались в деятельность светской власти, используя такие возможности, как отлучение от церкви отдельных монархов и всего населения некоторых областей и стран. Однако полного подчинения государства католической церкви в Западной Европе не существовало. Короли многих стран контролировали назначение епископов, последовательно противились вмешательству пап во внутренние дела, и, наоборот, сами стремились влиять на выбор нового папы. Особенно ярким эпизодом подобного поведения стало авиньонское пленение пап, когда папа фактически превратился в придворного епископа французского короля.
  3. Союз государственной и религиозной власти. Этот тип отношений светской и духовной власти в представлении православной церкви является идеальным и носит название симфонии. На практике такие идеальные отношения, если и существовали, то лишь краткое время. В сегодняшнем мире даже православные иерархи признают их «невозможным идеалом».
  4. Государство полностью отделено от религии. Такого типа отношений придерживается большинство современных стран Запада. Однако говорить об абсолютной независимости нельзя, поскольку религия, как уже было упомянуто, обладает не только формальной, но и духовной властью над людьми.

Влияние политики на религию

Классические примеры радикального вмешательства государственной власти в дела религии — обращение всего народа в ту или иную веру по решению верховного правителя; крещение Руси князем Владимиром (988), провозглашение христианства государственной религией Римской империи при Константине Великом (IV в.) и т. д.

Порой воздействие политики на религию оказывалось ответной реакцией на некие действия религиозных институтов, и в частности на их попытки подчинить себе политику. Этим вызваны секулярные тенденции XVIII - XIX вв. в странах Европы, боровшихся с клерикальной экспансией Рима.

Характерно также использование религиозных идей для достижения политических целей. Так, крестовые походы за освобождение Гроба Господня от власти неверных и священная война против ислама стали удачным путём решения целого комплекса социальных, экономических и демографических проблем, с которыми столкнулась средневековая Европа.

Влияние политики проявляется и в политизации религии — политической активности религиозных институтов, в том числе и международных (Международная ассоциация религиозной свободы, Международная христианская служба мира, Международная исламская организация спасения). У этого процесса есть противники среди священнослужителей и рядовых верующих, которые считают, что религия должна укреплять духовные и нравственные принципы общества, а не служить орудием идеологии и политики.

Воздействие религии на политику

Религия в своих отношениях с политикой реализует несколько важных функций.

Легитимная функция — поддержка или, наоборот, осуждение власти, её поведения и идеологии. Используя эту функцию религии, политики часто обращаются за одобрением к клерикальным авторитетам.

Елизавета II, королева Великобритании
Елизавета II, королева Великобритании, верховный глава Англиканской церкви

Патриотизм, национальная гордость, понятие о предназначении нации в большой степени складываются на основе религиозных представлений. Так, христианские ценности положены в основу многих политических концепций стран Запада, исламские принципы определяют взгляды мусульманских государственных деятелей и т. д.

Представительная функция — защита интересов определённой группы людей религиозными организациями и пропаганда религиозных идей. Такие действия могут способствовать как повышению, так и снижению авторитета власти. В любом случае государству приходится учитывать религиозный фактор во внутренней политике.

Религиозные структуры порой принимают прямое участие в политической жизни, в том числе и международной. Примером может служить Ватикан — мировой центр католицизма и одновременно государство, оказывающее влияние на мировую политику, опираясь на католические ценности.

Дифференцирующая и интегрирующая функция — установление границ сфер влияния разных религий и объединение единоверцев, принадлежащих к разным нациям, социальным прослойкам, политическим течениям и т. п.

В. М. Васнецов. Крещение Руси. 1885-1896 гг.
В. М. Васнецов. Крещение Руси. 1885-1896 гг.

Проблемная интеграция происходит вокруг той или иной глобальной проблемы: борьбы с голодом, экологии, демографии. Политическая интеграция объединяет организации и целые государства по религиозному признаку для решения политических задач. На такой основе созданы: Всемирный совет церквей, Всемирный буддистский альянс, Организация исламской конфедерации.

Религиозный фундаментализм и модернизм

Усиление религиозного фактора в мировой политике проявляется, прежде всего, в распространении фундаментализма. Политологи объясняют это процессом глобализации и технологическим прогрессом, которые обгоняют развитие политических институтов и политической культуры.

«Почетный орангутан». Карикатура на Дарвина. 1871 г.
«Почетный орангутан». Карикатура на Дарвина. 1871 г.

Религиозный фундаментализм зародился в США в конце XIX — начале XX в., а у самого термина есть конкретный автор — журналист и консервативный баптист Кёртис Ли Лоз. В 1910—1912 гг. американские протестанты опубликовали ряд статей под общим названием «Основы. Свидетельства истины». Название «фундаментализм» и произошло от английского fundamental — «основа».

Сами «основы» были сформулированы ещё в 1895 г. и включали в себя пять постулатов:

  • правдивость и непогрешимость Священного Писания;
  • его буквальное понимание и трактовка;
  • непорочное зачатие Иисуса Христа;
  • его физическое воскрешение и второе физическое пришествие;
  • заместительная теория искупления, согласно которой Христос своими страданиями искупил грехи человечества.

Фундаменталистское движение было ответом на историко-критический метод изучения Библии, а также на распространяющиеся идеи свободы личности, общественного прогресса, автономии гуманитарных наук и отделения Церкви от государства. Консервативно настроенные христиане, выступившие в защиту традиции, пользовались большой общественной поддержкой. Об этом свидетельствует так называемый «обезьяний процесс» 1925 г. против школьного учителя из штата Теннесси, преподававшего на своих уроках дарвинизм. Дело выиграли фундаменталисты, и в отдельных штатах появился закон, запрещающий изучение теории Дарвина в школах.

Статуя Хосе Мария Эскривы де Балагера
Статуя Хосе Мария Эскривы де Балагера - основателя Opus Dei

С середины 1970-х гг. признаки фундаментализма отмечаются не только в христианстве, но и в других религиях, прежде всего монотеистических (исламе и иудаизме), а также в индуизме, сикхизме, буддизме, конфуцианстве. К этой категории относят ряд католических движений, например Opus Dei, «исламский фундаментализм» аятоллы Хомейни, израильское движение Гуш Эмуним и др. Исследователи заговорили о глобальном фундаментализме, который, несмотря на разные причины в различных религиозных контекстах, является общемировым явлением.

Глобальный фундаментализм в целом направлен против процесса секуляризации культуры и политики (т. е. выведения их за рамки религии). Он признаёт абсолютный авторитет Божественного Откровения, выраженного в Священном Писании (Тора, Библия, Коран) или иных канонических текстах (Талмуд, святоотеческие писания, папские энциклики, законоположения шариата). Акцепт делается на буквальном понимании текста, т. е. по сути на той единственной трактовке, которую предлагают идеологи данного движения.

В политике сторонники фундаментализма обычно придерживаются крайне правых взглядов и выступают за сильную власть, жёсткие этические и нравственные нормы, против демократии, прав человека и свободы совести. Мировая история в их представлении лишена эволюции и выглядит как противоборство сил добра и зла, Бога и дьявола (или Христа и Антихриста). По мере развития прогресс а «зло» побеждает: безверие и нравственное разложение общества, экспансия светских ценностей означает приближение «конца света». Фундаменталисты же видят своё призвание в том, чтобы обеспечить победу «добра» и спасти мир от гибели.

Отличие фундаментализма от консерватизма и традиционализма в том, что он, апеллируя к традициям, тем не менее, стремится к новому «мировому порядку», в основе которого должны лежать тоталитарная религиозная идеология и абсолютный авторитет религиозной власти, действующей «от имени Бога». Религия становится здесь не только духовным, но прежде всего политическим фактором.

Как ни парадоксально, антипод фундаментализма — модернизм имеет те же корни. Он стал реакцией на секуляризацию и научный прогресс, за которыми «не поспевала» Церковь. Модернизм, призванный «приспособить» религию и теологию к современной действительности, возник в католическом мире, а сам термин был впервые употреблён в энциклике папы Пия X «Об учениях модернистов», назвавшей эти учения «синтезом всех ересей».

Католические модернисты пытались спасти религию от сокрушительных ударов научного познания, приводя её в соответствие с данными современной науки и новыми общественно-политическими реалиями. Они отвергали абсолютный авторитет Божественного Откровения, разделяли сферы науки и религии, применяли историко-критический метод при изучении Священного Писания и не признавали чудес. В сфере политики модернизм тяготел к демократическим принципам и поддерживал отделение религии от государства.

В клерикальной среде принято считать, что модернизм изжил себя, поскольку Церковь нашла свой путь приобщения к современности, не сдавая основных позиций. На самом деле это движение продолжает существовать не только в католицизме, но и в других конфессиях. В исламе модернистские взгляды представляет, например, евроислам с его принципами иджтихада (критического подхода к толкованию Корана), равенства, толерантности, стремления к знаниям. В политике исламский модернизм проявляется в поиске культурного диалога с Западом и другими религиями. Другой разновидностью модернизированного ислама является исламский социализм.

Аятолла Хомейни
Аятолла Хомейни

В иудаизме существуют свои модернистские течения — реформизм и консерватизм.

Представление о том, что время модернизма прошло, опирается на тот факт, что это движение не играет большой роли в политическом процессе в отличие от противоположных крайностей: фундаментализма, радикализма и экстремизма.

Религиозный фанатизм, радикализм и экстремизм

Фанатизм в широком понимании — это категорическое неприятие чужих убеждений, верований, обычаев и ценностей, позиционирование «иного» как явного или потенциального врага.

Психологи объясняют фанатизм метафизическим страхом перед всем чужим и непохожим на тебя, что может угрожать личностной самооценке.

Э. Делакруа. Фанатики Танжера. 1837-1839 г.
Э. Делакруа. Фанатики Танжера. 1837-1839 г. Художник был свидетелем запечатленных им событий

Религиозный фанатизм характеризуется безмерной преданностью своей вере, нетерпимостью к другим убеждениям и верованиям, самоидентификацией с религиозной идеей, готовностью к самопожертвованию и требованием жертв от единомышленников ради торжества своей религии. В представлении фанатика мир и человечество делятся на два враждебных лагеря, причём образ «чужого» обычно используется для сплочения «своих».

Религиозный фанатизм, к сожалению, присущ всем мировым религиям, поскольку каждая из них претендует на обладание абсолютной истиной, от которой зависит спасение или гибель рода человеческого.

Религиозный фанатизм проявляется в различных формах:

  1. обрядоверие — суеверная приверженность внешней форме богослужения и традициям;
  2. пуританство — строгость нравов и поведения в повседневной жизни, завышенные требования к нравственности окружающих;
  3. прозелитизм — вовлечение других в свою религиозную структуру путём убеждения, обмана и угроз «лишиться спасения»;
  4. религиозная экспансия — стремление той или иной религии к всемирному господству с применением принуждения и насилия.

Надо заметить, что фанатики вносят разлад и в собственную среду и чаще всего не встречают одобрения у большинства единоверцев. История разных конфессий изобилует примерами внутренней вражды: расколами, ересями, отлучениями и гонениями.

Главные причины фанатизма лежат в сфере политики. Политические деятели используют силу религиозного воздействия для достижения своих целей: укрепления или захвата власти, экспансии и т. д.

Свойственные фанатизму нетерпимость и оправдание насилия порождают радикализм, в свою очередь вызывающий к жизни экстремизм и терроризм.

Термин «радикализм» (от лат. radix — «корень») обозначает стремление к коренному (радикальному) изменению существующего положения (например, государственного или политического устройства). Часто его употребляют как синоним экстремизма. Однако если радикализм — это идейное, теоретическое обоснование определённых действий, то экстремизм — сами действия. Экстремизм использует крайние, чаще всего насильственные, средства для достижения своих целей, обычно политических. В отличие от радикализма он может не базироваться ни на какой идее или религии, хотя радикализм, как правило, служит идеологической основой и оправданием экстремизма. Терроризм — понятие ещё более узкое, чем экстремизм, оно подразумевает только насильственные методы борьбы.

Распространение религиозного экстремизма в наши дни связывают с эволюцией политического радикализма, в свою очередь вызванного особыми геополитическими и геоэкономическими условиями.

Автор: Ирина Меркина




Поделиться ссылкой