Генетический детерминизм

Фрэнсис Гальтон: «Вполне возможно получить расу высокоодаренных людей путем заключения продуманных браков в течение нескольких последовательных поколений»

После публикации последовательности генома человека в феврале 2001 года Крейг Вентер посетил биотехнологическую конференцию в Лионе, Франция. В своей программной речи он назвал геном человека поворотным пунктом в человеческом понимании мира, демонстрирующим не только важность генетики, но и ограничения науки.

Крейг Вентер
Крейг Вентер

Вентер считал, что, поскольку геном содержит так мало генов, можно поставить крест на идее, будто поведение, характер и физиология человека определяются исключительно его генетическим материалом. «Нам просто не хватает генов для того, чтобы идея биологического детерминизма была правильной, — заметил Вентер. — Удивительное разнообразие человечества не выбито в камне нашего генетического кода. Окружающая среда играет ключевую роль».

Логика Вентера была не совсем верной, и Джон Салстон даже обвинил его в «притянутой за уши философии». Нельзя поспорить с тем, что 30-40 тысяч генов, по оценкам того времени, не могут описать все признаки человека. Но из слов Вентера вытекало, что будь генов в три раза больше, то их хватило бы для полного описания, а это не так. Человеческая природа формируется под воздействием как генетики, так и окружающей среды, и расшифровка генома не пролила свет на относительный вклад каждой из них.

Джон Салстон
Джон Салстон

Однако следует отметить само желание Вентера поставить под сомнение генетический детерминизм. С момента зарождения генетику обвиняли в том, что она ответственна за идею, что люди — узники своих генов, идею, имевшую ужасающие социальные и научные последствия.

Социальный дарвинизм

После публикации в 1859 году труда «О происхождении видов» Дарвин избегал обсуждения последствий эволюции для человеческого поведения, но современники быстро начали применять его теории к устройству общества. Философ Герберт Спенсер, придумавший формулу «выживание наиболее приспособленных», доказывал, что человеческое общество может поучиться у природы и должно улучшить себя за счет изоляции и отбрасывания самых никчемных своих членов. Такие «социальные дарвинисты» утверждали, что, хотя идея помощи бедным и больным благородна, в конце концов она приведет к ослаблению человеческой расы, поскольку противоречит естественному отбору.

Герберт Спенсер
Герберт Спенсер

Другие мыслители также прикрывались Дарвином для оправдания своих представлений о генетическом детерминизме. Чезаре Ломброзо (1836-1909) и Поль Брока (1824-1880) доказывали, что преступники, душевнобольные и умственно отсталые люди физиологически отличаются от обычных законопослушных граждан, а их дурной характер не исправить, поскольку он является наследственным. Для обоснования этих взглядов использовались псевдонауки френология и краниология, согласно которым определенные внешние признаки и формы черепа отражают моральное или интеллектуальное вырождение личности.

Чезаре Ломброзо
Чезаре Ломброзо
Поль Брока
Поль Брока

Эволюционная теория также использовалась для защиты расизма. Основной аргумент заключался в том, что определенные этнические группы, особенно обладающие темной кожей, есть более примитивные формы человека и их «дикость» объясняется тем, что они менее эволюционно развиты. Роберт Нокс, шотландский анатом, разработал особенно отвратительную антропологическую теорию, согласно которой человечество — это род, а расы — виды, которые можно классифицировать по тому, насколько они эволюционно развиты. Очевидно, белокожие англосаксы занимали верхнюю ступень его этнической иерархии.

«По дороге встретили длинную очередь имбецилов, которую нам пришлось обойти. Это было совершенно ужасно. Их определенно нужно убить» Вирджиния Вулф
Роберт Нокс
Роберт Нокс

Эрудит Гальтон

Фрэнсис Гальтон
Фрэнсис Гальтон

Сегодня Фрэнсиса Гальтона обычно вспоминают за его вклад в евгенику, однако многие его достижения были вполне научными и прошли проверку временем. Его эксперименты с кроликами предвосхитили менделевские и показали, что признаки не передаются потомкам в форме слияния родительских характеристик, как предполагал Дарвин. Он основал современную статистику, введя принцип регрессии к среднему, согласно которому за аномальными результатами следует возвращение к среднему. Он также способствовал развитию науки об отпечатках пальцев и внес вклад в метеорологию: Гальтон составил первую карту погоды. Но одна его плохая идея затмила все остальные.

Евгеника

Дарвин отвергал социальные теории, построенные на базе его теории биологической эволюции. Частично это объяснялось его семейной историей недугов: двое из десяти детей Дарвина умерли во младенчестве, и он был особенно подавлен смертью десятилетней дочери Энни. Однако его кузен Фрэнсис Гальтон с энтузиазмом принял эти теории. Гальтон был человеком энциклопедических знаний и обладал высоким интеллектом. Изучая наследование у людей, он пришел к выводу, что человечество, как любой другой вид, можно улучшить за счет селективного скрещивания. Гальтон стал основателем евгеники.

Сначала целью этой философии, взявшей свое название от греческого слова «породистый», было создание одаренной элиты путем заключения «евгенических браков» между здоровыми и умными людьми. Вскоре она приняла более зловещую форму, когда ее приверженцы начали пропагандировать запрет размножения среди тех, кто, по их мнению, относился к худшему генофонду. Они способствовали насильственной стерилизации «имбецилов», инвалидов, душевнобольных и других генетически «неприспособленных».

В конце XIX — начале XX века положительная и отрицательная евгеника рассматривалась как прогрессивная и научная философия. Одними из наиболее пылких защитников движения были социалисты, включая Г. Г. Уэллса и Беатрис и Сиднея Вебб, которые считали евгенику инструментом для улучшения генетического качества — и, следовательно, социальных перспектив — рабочего класса.

Несмотря на британское происхождение, евгенические меры не были включены в законодательство Великобритании, но многие страны охотно их подхватили. В США многие штаты приняли закон о евгенических браках, запрещавший жениться слабоумным и эпилептикам. К 1970-м годам, когда практику наконец запретили, в США были насильно стерилизованы 64 000 человек. Нацистская Германия пошла еще дальше, начав с 400 000 стерилизаций во имя «расовой чистоты», продолжив эвтаназией инвалидов и закончив Холокостом.

«Что в отношении остальных — этих толп черных и коричневых и желтых людей, которые не удовлетворяют новым нормам эффективности? Что ж, мир — это мир, а не благотворительное учреждение, так что им придется исчезнуть» Г. Г. Уэллс

Множество недопониманий

Оставив в стороне возмутительные нарушения прав человека, биологический детерминизм, на который опиралась евгеника, основывался на неправильном понимании науки. Хотя гены влияют на многие аспекты здоровья и поведения людей и многие болезни и психические расстройства являются наследственными, признаки и нарушения, на которые пытались повлиять евгеники, не определяются одной лишь генетикой. Вентер был прав в широком смысле: гены сами по себе не программируют человеческое поведение и здоровье, но оказывают более тонкое воздействие.

Однако преступления, вдохновленные неправильным пониманием наследования, оказали долговременное влияние на всю науку. Впоследствии многие станут скептически относиться к любым утверждениям о том, что гены играют роль в формировании характера или поведения, и даже изучение этих вопросов зачастую будет восприниматься как политически некорректное. Такое отношение не более научно, чем ошибочные теории Гальтона и Нокса.

Британский евгенический проект

В 1912 году либеральное правительство Великобритании вынесло на рассмотрение законопроект об умственной неполноценности, который поддержал Уинстон Черчилль. Законопроект предусматривал наказание для тех, кто вступал в брак с предположительно умственно неполноценными людьми. Документ был составлен таким образом, чтобы впоследствии в него можно было внести поправку об обязательной стерилизации.

Кампанию против проекта возглавил Джосайя Уэджвуд, член парламента от Либеральной партии, который, как и Гальтон, состоял в родстве с Дарвином. Уэджвуд атаковал законопроект как за слабые научные принципы, на которых тот основывался, так и за нарушение личной свободы, и привлек достаточное число сторонников, чтобы снять законопроект с рассмотрения. Тогда Британия ближе всего подошла к введению евгенического законодательства.




Поделиться ссылкой