Генетическое тестирование

Кари Стефанссон из компании deCODEme: «Если вы, разумный взрослый человек, решили узнать, есть ли у вас риск болезни Альцгеймера, это ваше право. Но никто не будет заставлять вас обследоваться на риск Альцгеймера, если вы этого не хотите»

В английском Кембридже велосипедная дорожка состоит из более 10 000 полосок четырех цветов. Эти линии повторяют последовательность гена на хромосоме 13, идентифицированного в 1995 году. Это ген BRCA2, названный в честь болезни, развивающейся при его нарушении, - рака груди.

Генетическое тестирование

В развитых странах рак груди встречается у одной из девяти женщин. Однако у женщин с мутацией гена BRCA2 заболевание развивается в четырех из пяти случаев, и сходный риск наблюдается при дефектах другого гена, BRCA1. Оба гена являются супрессорами опухолей, в норме мешающими клеткам стать раковыми. У женщин, которым не повезло унаследовать мутации, отсутствует важная линия защиты, что делает их восприимчивыми к ракам груди и яичников.

В тысячах семей рак груди последовательно унес жизни бабушек, матерей, дочерей. Выделение генов BRCA позволило женщинам узнать, унаследовали ли они семейный риск. Если известно, что у родственницы с раком груди есть мутация BRCA, остальные члены семьи могут сделать анализ. Отрицательный результат позволит не переживать по этому поводу, а положительный — принять меры по снижению риска. Большинство женщин регулярно делают маммографию, чтобы в случае развития опухоли обнаружить ее как можно раньше, а некоторые решаются на превентивную мастэктомию.

Дилеммы тестирования

BRCA1 и BRCA2 - всего два генетических варианта, на наличие которых можно провериться. Например, новорожденным через неделю после рождения протыкают пятку и забирают кровь для проведения анализов на наследственные заболевания, включая фенилкетонурию (ФКУ). В Великобритании ежегодно ФКУ обнаруживают примерно у 250 младенцев, что позволяет защитить их от неврологических повреждений, вызываемых болезнью.

Существуют тесты для сотен заболеваний, вызываемых отдельными дефектными генами. Часто, как в случае ФКУ и гемофилии, результаты анализов позволяют вовремя предоставить лечение. Даже в случае неизлечимых заболеваний, например муковисцидоза и мышечной дистрофии Дюшена, генетический диагноз помогает врачам облегчать симптомы, а родителям — подготовиться к будущему.

Однако некоторые генетические тесты более противоречивы. Ярким примером является болезнь Хантингтона. Поскольку она вызывается доминантной мутацией, люди с больными родителями унаследуют ее с вероятностью 50%. Но, несмотря на надежный анализ, многие, включая Нэнси Векслер, благодаря которой тест и был разработан, отказываются его проводить. Болезнь Хантингтона развивается в позднем возрасте, приводит к снижению когнитивных способностей и всегда смертельна. Поскольку положительный результат равнозначен смертному приговору, многие люди предпочитают этого не знать.

Другой генетической дилеммой является амниоцентез, который может использоваться для тестирования зародыша на такие нарушения, как синдром Дауна. Если получен положительный результат, то сделать ничего нельзя. Родители должны решить, будут ли они продолжать беременность, которая приведет к рождению ребенка-инвалида, или сделают аборт.

«Этот анализ может привести к излишним переживаниям по поводу риска заболеть или внушить ложное ощущение безопасности» Джоанна Оуэнс Британская организация по исследованиям рака

Персональные тесты

Все описанные выше тесты являются вотчиной клинической медицины: они доступны только по назначению врача. Тесты предназначены для поиска редких, но важных мутаций, ведущих к болезням или значительно повышающих риск. Однако во многих случаях генетика влияет на здоровье более опосредованно: часто встречающиеся варианты слегка увеличивают или снижают вероятность развития диабета или сердечно-сосудистых заболеваний. Анализы на такие гены приводят к новым трудностям, в том числе потому, что они все чаще предлагаются покупателям напрямую.

В 2007 году были основаны две компании, предлагающие такие услуги, deCODEme и 23andMe. За 1000 долларов они возьмут ДНК из ротовой полости и просканируют ее на миллион однонуклеотидных полиморфизмов (снипов) — участков ДНК, которыми люди отличаются друг от друга. Результаты используются для оценки рисков более 20 заболеваний и других аспектов наследуемой физиологии, включая облысение по мужскому типу.

Теоретически такая информация полезна, поскольку дает шанс бороться с риском, изменив рацион и образ жизни или регулярно проверяясь у врача. Исследуемые варианты не такие, как гены BRCA, — они лишь немного влияют на риск заболевания, и факторы среды здесь не менее важны. На данный момент известно небольшое число таких снипов, поэтому результаты будут неполными.

Это означает, что личное генотипирование очень легко неправильно интерпретировать. Опасно предоставлять ложные заверения, способствующие небрежному отношению к здоровью: люди, несущие снипы, снижающие риск рака легких, вряд ли бросят курить. Аналогично пугающие результаты могут привести к развитию неврозов, особенно если люди проходят тестирование по интернету без консультаций или медицинских рекомендаций. Если вы несете аллель АроЕ е4 (аполипопротеин Е), увеличивающую риск болезни Альцгеймера в шесть раз, неужели вы хотите узнать об этом через сайт? Когда был секвенирован геном Джеймса Уотсона, он попросил не сообщать ему результаты для этого гена.

Но персональное генетическое тестирование станет привычнее по мере снижения цены. На первое секвенирование человеческого генома потратили 4 миллиарда долларов, но сейчас персональное тестирование можно провести за 100 000. Большинство ученых считают, что в ближайшие пять лет цена упадет до 1000 долларов и ниже. Это откроет новые возможности, но многие результаты будет сложно интерпретировать.

Генетическое сводничество

Болезнь Тея-Сакса - это рецессивное менделевское заболевание, вызывающее неврологические повреждения и смерть, обычно в младенчестве. Провоцирующая его аллель распространена среди евреев ашкенази. Скорее всего, это связано с тем, что носители одной копии менее восприимчивы к туберкулезу, а в гетто, где жили евреи, это было полезным преимуществом.

В ортодоксальных и консервативных еврейских сообществах для организации браков принято сватовство, и генетическое тестирование стало одним из его инструментов. Молодых людей проверяют на наличие аллели болезни Тея-Сакса, чтобы не дать им пожениться. В случае брака между двумя носителями вероятность рождения больного ребенка составляет 25%.

Персональная геномика

Когда секвенировали первый геном человека, были опубликованы усредненные результаты, полученные на основе данных нескольких людей. Снижение стоимости технологии позволило расшифровать полные геномы двух людей — Крейга Вентера и Джеймса Уотсона. Геном Вентера, опубликованный в 2007 году, стоил 10 млн долл. Геном Уотсона, опубликованный на один год позднее, — всего 1 миллион. И цена продолжает падать. В 2008 году компания Applied Biosystems секвенировала геном анонимного нигерийца всего за 60 000 долл.

Персональная геномика