След памяти

Бихевиористы бросили нейробиологии вызов, заявив, что в процессе обучения отсутствует ментальный компонент и наши сознательные решения иллюзорны. Мало кто верил, что это утверждение соответствует реальности, но, чтобы доказать обратное, науке потребовалось раскрыть физическую сущность памяти и знания.

Эрик Кандел
За работы по химической активности, связанной с процессом обучения и памятью, Эрик Кандел получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине за 2000 год

Несмотря на то, что до настоящего времени никто не знал, что же это такое, физическая часть памяти уже имела свое название — энграмма. Одним из первых исследователей, приоткрывших тайну этой гипотетической сущности, был Карл Лешли, американский нейробиолог, который совместно c Шефердом Францем выявил свойство пластичности мозга.

Работы Лешли показали, что энграмма не локализуется только в одном месте, и при частичном повреждении (в случае удаления части мозга) другие его части оказываются способными соединить остатки памяти и восстановить ее. Эти данные привели к мысли, что память хранится в виде развернутой сети нервных клеток.

Структура человеческой памяти
Иерархия человеческой памяти остается лишь гипотезой. Предполагается, что воспоминания организованы в систему, подобную той, которая изображена здесь. Чтобы тот или иной блок памяти был перемещен в долгосрочное хранилище, необходимо, чтобы он повторялся (или регулярно вспоминался) краткосрочной памятью.

Все вместе

В 1949 году канадским психологом Дональдом Хеббом была выдвинута гипотеза о механизме формирования «сети памяти»: стимуляция нервной системы способствует формированию ансамблей клеток, которые развиваются в результате стимуляции связей нейронов. В процессе обучения мозг выстраивает нейронную сеть — и совокупность этих клеток мы и имеем в виду под словом «память», — связи в которой активны, пока нейроны (≈ знания) используются.

Между тем все эти гипотезы оставались в рамках теоретических рассуждений вплоть до конца 1960-х годов, когда появились исследования Эрика Кандела. Работая в правительственной медицинской лаборатории в Мериленде, Кандел изучал химическую активность нервных клеток морских брюхоногих моллюсков. И здесь он обнаружил, что в момент «запоминания» в сети нейронов наблюдаются химические изменения. Так были получены первые доказательства теории обучения Хебба.

Морские брюхоногие моллюски
Морские брюхоногие моллюски обладают теми же способностями к обучению, что и человек: используются те же биохимические процессы

Итак, что же подразумевалось под запоминанием? Было высказано предположение, что мозг обладает несколькими формами памяти: сенсорная память удерживает информацию в течение долей секунды, тогда как оперативная память удерживает подробности того, что происходит здесь и сейчас, в течение минуты или около того. Эпизодическая память столь же краткосрочная и представляет собой хронологическую запись вашей жизни. Часть воспоминаний из этих краткосрочных банков данных переходит в долгосрочное хранилище, где они содержатся в виде фактов, событий и процедур.




Поделиться ссылкой