Этапы жизни человека

Младенчество

Первый год жизни

Новорожденным ребенка называют в течение первого месяца жизни. Следующий этап жизни — младенчество, называемое также грудным возрастом. Этот период займет весь первый год жизни и будет временем открытий и упорного освоения первых навыков. Мозг в это время получает информации во много раз больше, чем на любом другом этапе жизни. Обработка этой информации стоит малышу таких усилий, что потребность в сне у него гораздо выше, чем у взрослых.

3-МЕСЯЧНЫЙ РЕБЕНОК
3-МЕСЯЧНЫЙ РЕБЕНОК

Для нормального развития ребенка требуется обязательное соблюдение режима дня и графика кормлений. На первых порах ребенок спит большую часть суток, просыпаясь только поесть и чуть-чуть погулить. Постепенно периоды между сном увеличиваются. Соблюдение режима дня вырабатывает условные рефлексы, обеспечивающие хороший аппетит, нормальное пищеварение и здоровый сон. Нарушение режима влияет на психику ребенка, влечет серьезные нарушения сна и вызывает расстройства пищеварительной системы.

В пору младенчества необходимо соблюдение чистоты, поскольку малыш еще не защищен от негативных воздействий внешнего мира и подвержен инфекциям. Специальная гимнастика, массаж и водные процедуры укрепят организм ребенка. Активные движения развивают мышцы и скелет и способствуют пищеварению. Прогулки на свежем воздухе по 2—3 часа два раза в день — важный фактор здоровья.

6-МЕСЯЧНЫЙ РЕБЕНОК
6-МЕСЯЧНЫЙ РЕБЕНОК

Идеальное питание

Лучшая еда для новорожденного — это материнское молоко. Сейчас создано много заменителей материнского молока, которыми можно вскормить ребенка, если по каким-либо причинам мать не может этого сделать. Но полноценного заменителя материнского молока не существует. Помимо жира, лактозы (молочного сахара), микроэлементов, особых белков и витаминов материнское молоко содержит антитела, дающие ребенку возможность противостоять инфекциям, пока его собственная иммунная система еще не сформирована.

НОВОРОЖДЕННЫЙ В РОДДОМЕ
НОВОРОЖДЕННЫЙ В РОДДОМЕ

На протяжении всей беременности организм матери готовился к грудному вскармливанию. Уже на 20-й неделе беременности из сосков может начать выделяться беловатая жидкость. Это эликсир жизни, самое питательное вещество, которым мать может поделиться с ребенком, — молозиво. В первые дни после родов, когда молоко у матери еще не появилось, именно молозивом будет питаться новорожденный. Капля молозива содержит столько необходимых малышу веществ, сколько несколько глотков молока. Поэтому кормление молозивом позволяет новорожденному получать необходимую пищу, когда желудок его еще совсем мал и неспособен вместить большой объем пищи.

Через несколько дней на смену молозиву придет молоко. Состав молока будет меняться по мере взросления ребенка, каждый раз давая ему именно то, что нужно на данном этапе развития. Первые несколько месяцев материнское молоко должно быть единственной пищей младенца — при грудном вскармливании ему не требуется даже воды. Позже, обычно на 5-м месяце, малыш начинает получать прикорм в виде детских фруктовых пюре, каш, соков и т.д.

НОВОРОЖДЕННЫЙ В ВОЗРАСТЕ 2-Х НЕДЕЛЬ
НОВОРОЖДЕННЫЙ В ВОЗРАСТЕ 2-Х НЕДЕЛЬ

Грудное вскармливание длится, как правило, около года, но малыш может потерять интерес к маминому молоку и ранее, а бывает, что ребенка трудно отлучить от груди до двухлетнего возраста и даже старше. Но как только малыш прекращает сосать, молоко у матери перестает вырабатываться. Исчезновение молока в период кормления может быть следствием заболевания, стресса или переутомления, поэтому кормящая мать должна беречь себя, и окружающие должны оградить ее от лишних забот и переживаний.

Этапы жизни человека. Начало жизни

Первые ощущения

Ошибочно полагать, что новорожденный не воспринимает окружающий мир. Первые ощущения он получает еще в утробе матери. Ребенок реагирует на голоса матери и отца, чувствует прикосновения, когда гладят мамин живот. Он даже способен наслаждаться музыкой, а крик или раздражение его беспокоят. Общение с ребенком еще задолго до рождения подготовит и его, и родителей к будущей совместной жизни.

Едва родившись, малыш уже способен слышать и пробует повернуть голову к источнику звука. Голос матери, ее спокойные интонации оказывают на него благоприятное воздействие. Зрение у новорожденного еще слабое, однако в первые же часы после родов он способен отличать свет от тьмы, потом он начинает различать смутные очертания предметов в радиусе 45 см. Его мозг еще не научился переворачивать картинку, и малыш на первых порах видит все вверх ногами.

2-МЕСЯЧНЫЕ ДЕТИ
2-МЕСЯЧНЫЕ ДЕТИ

Неразвитое зрение компенсируется острым обонянием и осязанием. Первый запах, который запоминается малышу, — запах маминого молока. Именно обоняние помогает ему безошибочно находить грудь матери. Вкус молока он тоже ощущает и в первые же дни жизни способен отличить сладкое от горького, а чуть позже соленое от кислого. Тепло рук, поглаживание, прикосновение успокоят малыша, а неприятные ощущения, холод, сырость, боль, вызовут у него крик испуга и неудовольствия.

Первые достижения

Поза новорожденного напоминает его положение в утробе матери: малыш лежит, свернувшись, поджав ножки и ручки, кисти сжаты в кулачки. Но уже через пару дней ребенок начинает активнее двигать руками и ногами, поворачивать головку, следить за движениями яркой игрушки. На первом месяце жизни он учится держать голову.

В младенческом возрасте движения ребенка усложняются. К трем месяцам он уже пытается дотянуться до игрушки, бьет рукой по погремушкам, его привлекает все яркое; желтый, синий, красный и зеленый цвета малыш различает лучше остальных.

Помимо крика ребенок в этом возрасте начинает произносить первые звуки — гулить. В 2 месяца он уже узнает родителей, улыбается при их появлении. В это время малыш с удовольствием слушает, как ему поют песни и рассказывают сказки. Пока он еще не понимает смысла сказанного, но улавливает интонацию и эмоционально на нее реагирует.

7—8-МЕСЯЧНЫЙ РЕБЕНОК
7—8-МЕСЯЧНЫЙ РЕБЕНОК

К 4 месяцам ребенок держит игрушки, исследует их, все тянет в рот. Когда ребенок берет игрушку в рот, он ее изучает: язык передает вкус, он тоньше, чем рука, улавливает температурные и тактильные ощущения. В этом возрасте малыш учится переворачиваться в положении лежа, пытается держать спину.

К 5 месяцам малыш очень любит прыгать, сидя на коленях у взрослых. Это пристрастие полезно поддержать, купив малышу прыгунки — особый детский тренажер, который укрепит мышцы ног и спины, подготовив ребенка к хождению.

В 6 месяцев ребенок самостоятельно сидит и умеет стоять на четвереньках. В 7—8 месяцев начинает ползать, стоять, передвигаться, удерживаясь за решетку кроватки или за бортик манежа. В 9 месяцев начинает ходить при поддержке взрослых, а к концу первого года жизни осваивает самостоятельное хождение.

РЕБЕНОК В ВОЗРАСТЕ ОТ 10 МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА
РЕБЕНОК В ВОЗРАСТЕ ОТ 10 МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА

В это время активно развивается психика ребенка, он внимательно за всем наблюдает, активно подражает взрослым, улавливает смысл отдельных фраз, сам начинает произносить отдельные слова. У ребенка развивается чувство юмора, он смеется в ответ на шутливую интонацию взрослых, радуется новым игрушкам, прислушивается к новым звукам, требует внимания взрослых, постепенно перестает пугаться чужих.

Скелет ребенка

Скелет младенца состоит из 350 частей. Эти части еще нельзя назвать костями — они образованы плотной и упругой тканью — хрящом. Части черепа еще не срослись в сплошную кость, как у взрослых. Эластичные хрящи черепа, сдавливаясь, дали возможность малышу пройти через отверстие в костях таза матери во время родов. Промежутки между плотными хрящами на черепе ребенка называются родничками. По мере взросления малыша они отвердеют — «закроются».

ЧЕРЕП НОВОРОЖДЕННОГО
ЧЕРЕП НОВОРОЖДЕННОГО

С ростом тела хрящи окостеневают. Но на концах длинных трубчатых костей сохраняются эластичные участки — пластинки роста — вплоть до 20-летнего возраста, когда рост костей прекращается. У взрослого человека за счет срастания отдельных частей скелета насчитывается всего 206 костей.

Детство и подростковый возраст

Беспечная пора

Период с года до трех называется ранним детством. Этот возраст называют самым счастливым и беззаботным. Но это мнение взрослых людей. А детям в этом возрасте предстоит многому научиться, что будет стоить немалых усилий.

Главный способ обучения — игра. Играя, ребенок учится бегать, прыгать, лазать, что развивает моторику (движения рук, ног, туловища).

Занимаясь дома и на улице, малыш строит куличики, пытается рисовать, удерживая карандаш, одевает кукол, возится с машинками — манипулирует с предметами, подражая взрослым и развивая мелкую моторику (движение пальцев и кистей рук).

В этот период ребенок начинает осознавать свое «Я», самоутверждаться. Это очень существенный момент в воспитании: важно не подавить в ребенке самостоятельность, проявить уважение к формирующейся личности. Но в то же время нельзя во всем потакать малышу, чтобы не воспитать эгоистичного и капризного человечка. В этом возрасте закладываются основные черты характера, которые определят судьбу растущего человека. Не давление, но убеждение, терпение и мягкость — вот залог успешного воспитания личности.

Дошколята и школьники

В Древней Греции детям, достигшим трехлетнего возраста, надевали на голову венки из фиалок как символ того, что беспечная пора для них прошла и они вступают в пору взросления. В современном обществе трехлетних детей еще не считают взрослыми. Но к этому возрасту у ребенка уже появляются первые обязанности, он учится оценивать свои поступки, контролировать поведение. В этом возрасте, посещая дошкольные учреждения, дети учатся общению со сверстниками, что готовит их к жизни в обществе.

Период с 3 до 6—7 лет называют дошкольным возрастом. В это время ребенок активно развивается умственно и физически. Подвижные игры, музыкальные и физкультурные занятия развивают движения, укрепляют мышцы.

Формирование интеллекта проявляется в любознательности, повышенном интересе к всему происходящему. Маленькие «почемучки» осыпают взрослых тысячами вопросов. Нельзя игнорировать интерес маленького человечка. Следует правдиво и доступно объяснять все непонятное. Разговор со взрослыми, посещение кружков по интересам, походы в кино, театры, музеи расширят кругозор малыша. Такой подход облегчит учебу в школе, заложит основу формирования полноценной личности.

К 5 годам у ребенка уже вырабатывается грамотная фразовая речь, но чтение книг и общение со взрослыми постоянно обогащают его словарный запас, учат четко формулировать свои мысли.

Школа открывает новый этап. Необходимость посещать уроки, более строгая, по сравнению с детским садом, дисциплина, освоение сложных «школьных наук» — это тяжелый труд для ребенка. Под воздействием этих факторов дети быстро взрослеют, становятся все более самостоятельными.

Тинейджеры

Слово «тинейджер» произошло от английского слова «age» — «возраст» и от окончания слов «thirteen», «fourteen», «fifteen», «sixteen» и т.д., обозначающих «тринадцать», «четырнадцать», «пятнадцать», «шестнадцать» и т.д. У нас детей такого возраста называют подростками, хотя подростковый возраст наступает чуть ранее, примерно с 11 лет. Именно в этом возрасте начинается серьезная перестройка организма мальчиков и девочек, превращающая их в юношей и девушек. Этот процесс называется половым созреванием и обуславливается действием образующихся в этом возрасте половых гормонов. Усиленное выделение гормонов приводит к повышенной возбудимости, раздражительности, резкой смене настроений, нарушениям сна, некоторым проблемам со здоровьем. Становление характера и завершение формирования личности усугубляют физиологические проблемы. Подросток часто не может справиться с навалившимся на него грузом.

Девочка-подросток

Чтобы не дать себе завязнуть в этих проблемах, стоит найти увлечение, занятие по душе. Это не только отвлечет и займет свободное время, но и поможет в выборе профессии, расширит круг интересов.

В подростковом возрасте идет быстрый рост костей и прибавление мышечной массы, тело подростка напоминает пластилин, из которого с помощью регулярных физических упражнений можно вылепить почти любую фигуру. «Сделанное» в подростковом возрасте тело останется надолго почти неизменным.

К 17—20 годам молодые люди преодолевают подростковый барьер и окончательно сформировываются как личности, способные контролировать свое поведение, комфортно чувствовать себя в семье и обществе.

Половая зрелость

Половая принадлежность

В период с года до двух малыш начинает понимать, кто он — мальчик или девочка. К 3 годам ребенок уже четко различает пол окружающих, определяя его по внешнему виду (одежде, прическе) и по поведению. Начиная с этого возраста, девочки и мальчики выбирают разные игры. Девочек больше интересуют куклы, они играют в дочки-матери, мальчиков привлекают машины, техника, солдатики, оружие. С 3—4-летнего возраста у ребенка начинает формироваться стиль поведения, характерный для его пола. В этом немалую роль играет воспитание, влияние семьи и окружения.

В дальнейшем половые различия усугубляются, интересы мальчиков и девочек расходятся. Разница в поведении, четкое осознание своей половой принадлежности ведут к тому, что мальчики предпочитают дружить с мальчиками, а девочки — с девочками. Безразличное отношение к ровесникам противоположного пола сохраняется у детей до 10—12 лет.

С наступлением полового созревания интерес и влечение к противоположному полу усиливаются.

Процесс полового созревания

Половое созревание у девочек в среднем начинается на 1,5—2 года раньше, чем у мальчиков. Физиологически девочки старше, а, следовательно, и интересы у них уже иные, поэтому 11—15-летним девочкам часто бывает скучно в компании мальчиков-ровесников. Но к 15—16 годам начавшееся в 13 лет быстрое развитие мальчиков стирает эту разницу, и в короткий срок мальчик превращается в молодого человека.

Большинство юношей и девушек к 15—16 годам приобретают вид взрослых мужчин и женщин. У девушек к этому возрасту уже устанавливается менструальный цикл, округляются формы тела за счет распределения подкожного жира, увеличиваются молочные железы, меняется голос, появляется волосяной покров вокруг половых органов и под мышками, формируется грудной тип дыхания — вдох и выдох происходят за счет сокращения межреберных мышц. Рост тела девушки к этому возрасту в основном прекращается.

У юношей также изменяются формы тела — спина, грудь, плечи становятся шире, уменьшается слой подкожного жира, возникает волосяной покров вокруг половых органов, под мышками и на лице, грубеет («ломается») голос, формируется брюшной тип дыхания — вдох и выдох осуществляются преимущественно за счет сокращения мышц живота. У юношей в этом возрасте растут и развиваются половые органы. Начиная с 15—16 лет, у юношей в ночное время происходит самопроизвольное семяизвержение из мочеиспускательного канала — поллюция. Поллюции происходят раз в 7—14 дней.

Поллюция у юношей, так же, как установившийся цикл менструаций у девушек, — это свидетельство наступления половой зрелости.

Природные инстинкты

По достижении половой зрелости у юношей и девушек возникает половое влечение, в основе которого лежит природный половой инстинкт — стремление к продолжению рода. Половое влечение возникает под действием половых гормонов, но на него может воздействовать целый ряд внешних факторов, например воображение или близость любимого человека. Даже такие факторы, как насыщенная витаминами и белками острая пища, могут повлиять на усиление полового влечения.

Юноша и девушка

Умение контролировать половое влечение, подчиняя свои поступки разуму и нормам морали, отличает человека от животных. Юношам и девушкам в этом возрасте надо научиться контролировать свои чувства, привыкнуть к стремительным изменениям, произошедшим в организме за последние годы. Должна произойти перестройка сознания и поведения. Этот комплекс изменений называется психологической зрелостью, и наступает он, как правило, несколько позже полового созревания.

Старение

Старость в молодости и молодость в старости

Организм человека не знает периодов застоя. Едва завершив свое развитие, он начинает обратный путь — старение. Процессы старения называются инволюцией (от лат. «involution» — свертывание). Быстрее всего стареет вилочковая железа, располагающаяся непосредственно за грудиной. Эта железа участвует в деятельности лимфатической системы и защищает организм от инфекций. У младенца она огромна и занимает значительную часть грудной клетки; продолжая расти до 7-летнего возраста, она потом замедляет рост и уже по достижении половой зрелости начинает обратное развитие. У взрослого человека вилочковая железа сокращается до ничтожных размеров, а к старости от нее почти ничего не остается.

ИНВОЛЮЦИЯ ВИЛОЧКОВОЙ ЖЕЛЕЗЫ
ИНВОЛЮЦИЯ ВИЛОЧКОВОЙ ЖЕЛЕЗЫ

К 20 годам начинают стареть сосуды головного мозга — стенки артерий уплотняются, сужаются, кровоснабжение мозга ухудшается. В этом же возрасте теряет гибкость позвоночник. К 30 годам старению подвергаются уже многие органы. Это сказывается и на здоровье, и на внешности человека. К внешним признакам раннего старения относятся, например, потеря естественной влажности и эластичности кожи, что ведет к появлению первых морщин, волосы становятся ломкими, начинают седеть, а у мужчин могут начать образовываться лысины. Далее процессы старения набирают скорость, и инволюции подвергается все большее число органов.

Наука о старости — геронтология возникла около 100 лет назад. Эта наука изучает причины старения и способы борьбы с ним. Но, несмотря на сложившиеся за это время теории, ученые пока не установили, является ли старение запрограммированным закономерным этапом развития или результатом неоднократных сбоев в работе генов, клеток, органов и систем нашего организма.              

Старушка

Отложить начало старости можно, поддерживая хорошую физическую форму и отказавшись от вредных привычек. Одной из причин старения считают снижение качества и интенсивности процесса обмена веществ во всех клетках человеческого тела. Важно обеспечить организм полноценным питанием, чтобы каждая клетка получала все необходимое для обменных процессов, но в то же время следует быть умеренным в еде, чтобы не отягощать организм излишками.

Продление молодости зависит не только от физического, но и от психологического состояния. Старики, передающие молодым знание и опыт, получают взамен любовь и уважение. Чувствуя свою необходимость, такие люди живут долго.

Чтобы сохранить молодость, нужно поддерживать интерес к жизни, на каждом ее этапе находя стимулы к дальнейшему существованию. Подмечено, что до глубокой старости доживают те, кто занимается долгосрочными проектами. Например, среди долгожителей немало селекционеров — ведь получение новых сортов растений требует многолетнего труда. Долговременные цели и надежда на лучшее — это мощный стимул жизни. Люди нередко умирают не от болезней, а лишившись веры в будущее.

Сколько мы живем

Возраст от 45 до 60 лет считается средним; от 60 до 75 — пожилым, старостью считается возраст от 75 до 90 лет, а уж дальше — это долгожительство. Сколько же может прожить человек? Официально подтвержденный абсолютный рекорд долголетия принадлежит иранцу Китахе, скончавшемуся в возрасте 185 (!) лет. Это не единичный случай. Англичане, супруги мистер и миссис Йората, прожили соответственно 180 и 177 лет. А у жителей горных районов, например Кавказа, возраст 120 лет вовсе не считается особой редкостью.

Некоторые ученые считают, что в будущем возраст 60 лет должен стать периодом расцвета. Ведь наш организм «запрограммирован» не менее чем на 200—250 лет, причем старость должна наступать значительно позже 75 лет.

Смерть

Что такое смерть?

Ответ на этот вопрос ищут биологи и богословы, философы и физики, художники и поэты и каждый человек в отдельности. Понять смерть до конца человек не в силах, но он может сформировать свои представления о ней.

С точки зрения религии умирает лишь тело, а душа бессмертна, и потому смерть — не конец, а только рубеж, после которого душа переходит в иной мир. Но вот вопрос о загробной участи человека в разных религиях трактовался по-разному. Верившие в переселение душ древние индийцы говорили о возможном перерождении, причем не обязательно в образе человека. В христианской традиции душа после смерти попадает в ад или в рай — в зависимости от земных дел ее обладателя.

Но даже если оставить в стороне размышления о душе, то все равно смерть касается только материи — затрагивает человеческое тело, не касаясь человеческих дел.

С точки зрения физики смерть обусловлена стремлением материи прийти в равновесие с окружающей средой, приблизиться к хаотичному состоянию, рассредоточиться в пространстве. То есть смерть — это хаос, равновесие с окружающим.

Вообще, любой живой организм с точки зрения физики — это сложная упорядоченная структура, вопреки физическим законам стремящаяся поддержать свою упорядоченность с помощью энергетической подпитки извне, с помощью обмена веществ, происходящего в клетках. Но срок жизни клеток не бесконечен, существует предел их деления. При каждом последующем делении в новых клетках накапливаются отклонения, приводящие к появлению нежизнеспособных клеток. Таким образом, клетки во всем организме стареют и умирают. Когда умирают клетки, обмен веществ прекращается — живой организм лишается подпитки — материя приходит в равновесие с окружающей средой. Этот процесс можно сравнить с кипением чайника, пока под ним горит огонь. Когда гаснет огонь, кипяток остывает до температуры окружающей среды — приходит в равновесие с ней.

С точки зрения биологии смерть — это полное прекращение жизненных процессов организма. Когда вследствие болезни, травмы или старости жизненно важные органы (сердце, легкие, мозг, печень, почки) перестают функционировать, наступает смерть. Часто смерть связывают с остановкой сердца: останавливается сердце — прекращается кровообращение — клетки лишаются кислорода и погибают. Первыми погибают клетки мозга; клетки корней волос и ногтей продолжают жить еще несколько часов после смерти организма.

С развитием медицины остановка сердца и прекращение дыхания перестали считаться окончательной смертью. Необратимая соматическая смерть наступает в результате гибели клеток мозга. Соматической смерти предшествует клиническая смерть, длящаяся около 3—6 минут. Именно в течение этого времени мозг продолжает свою деятельность при остановке сердца. Современная медицина способна заставить сердце работать с помощью электростимулятора и осуществлять поступление кислорода с помощью искусственной вентиляции легких. Если это удастся сделать в течение 3—5 мин. после остановки сердца, то человека можно вернуть к жизни. До прихода врачей поддерживать жизнь можно с помощью искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Смерть как часть жизни

Смерть неизбежна. Но смерть и необходима. Если бы люди перестали умирать, им бы пришлось отказаться и от размножения, чтобы избежать перенаселения планеты. Одни и те же люди бессменно влачили бы бесконечное и полностью лишенное смысла существование. Смерть вносит разнообразие в жизнь, давая возможность сменяться поколениям, каждое из которых вносит свою лепту в развитие цивилизации, в генетическое разнообразие мира.

Осознание конечности бытия придает смысл жизни, заставляет дорожить каждым ее мгновением, стремиться к созиданию, чтобы оставить свой след на земле. Мысли о смерти заставляют по-другому взглянуть на прожитую жизнь и на то, как жить в будущем.

Животные не способны к абстрактному мышлению и потому не ведают страха смерти — им знаком только инстинкт самосохранения. Человек начинает бояться смерти, как только осознает ее неизбежность. Этот страх рождается от неизвестности — ведь никто достоверно не знает, что нас ждет за гробом.

Страх смерти — это важный фактор жизни, дополняющий природный инстинкт самосохранения и обеспечивающий выживание человечества. Люди, не ведающие страха перед смертью (религиозные фанатики, террористы-смертники и т.д.), опасны для общества. Нет страха смерти — нет ценности своей жизни — нет ценности чужой жизни — все дозволено.




Поделиться ссылкой