Эрих Зелигманн Фромм: быть любимым или уметь любить?

«Может ли свобода стать бременем, непосильным для человека, чем-то таким, от чего он старается избавиться?»
Эрих Зелигманн Фромм

Хорошо ли быть эгоистом? Наверное, этот вопрос звучит странно. Каждый нормально воспитанный человек ответит сразу, что это плохо. Но кто сможет научно обосновать, чем так уж плох эгоизм, а если плох, то чем он опасен для нашей души, кроме того, что идет вразрез с социальными установками общества? И почему так важна любовь к себе? Эрих Фромм ответил на оба вопроса.

А этот выпал из гнезда

В ряду последователей Зигмунда Фрейда не было посредственных личностей. Их просто не могло там быть: заурядный ум вряд ли был в состоянии признать, принять и — более того — развивать его революционные по тем временам идеи. И все-таки приходится выбирать, кто из его последователей оставил наиболее важный след в истории психоанализа. И здесь никак нельзя пропустить еще одного мыслителя, пусть и более теоретика, нежели практика, чье имя отлично известно не только любителям психологии, но и приверженцам теории Карла Маркса — Эриха Фромма.

Эрих Зелигманн Фромм
Эрих Зелигманн Фромм

Родившийся в 1900 году во Франкфурте-на-Майне в семье потомственного раввина, Эрих получил отличное образование, знал несколько языков и, разумеется, интересовался ветхозаветными текстами. В восемнадцать лет Фромм начал изучать психологию, философию и социологию во Франкфуртском университете и своими учителями считал таких выдающихся мыслителей, как Макс Вебер, Карл Ясперс, а также... Карл Маркс, который поразил юношу своими гуманистическими идеями. Постулаты Ветхого завета — «око за око» — юноша не одобрял. Эрих с детства не воспринимал любые проявления насилия и жестокости, будь то война или дворовая драка. Но не религиозные убеждения были тому причиной. Отторгая насилие, Эрих видел счастье в согласии в социуме, его окружавшем.

В 22 года Фромм защитил диплом по философии в Гейдельберге, учился в Мюнхене, потом переехал в Берлин и стал сотрудником Психоаналитического института. Позже со своей первой женой, Фридой Фромм-Райхманн, он основал Психоаналитический институт и во Франкфурте-на-Майне. Очень много лет Эрих изучал феномен авторитарности во Франкфуртском институте социальных исследований вместе с Максом Хоркхаймером.

«Эгоизм — симптом недостатка любви к себе. Тот, кто себя не любит, постоянно за себя переживает» Эрих Фромм

В 1930-е годы Фромм работал в Америке, в Чикагском психоаналитическом институте. Он много печатался, читал лекции по психоанализу, в которых совершенно явно был виден его междисциплинарный подход к этому разделу науки. Прежде верный последователь Фрейда, Фромм постепенно сформировал собственную систему, концепцию, явно отходящую от основных понятий фрейдистского психоанализа. И ниже мы рассмотрим, в чем же состояло его новаторство.

После Второй мировой войны Эрих переехал в Мехико, где также основал институт психоанализа, а последнее десятилетие своей жизни провел в Швейцарии.

Что в основе каждого из нас

Имя Эриха Фромма прочно ассоциируется с понятиями неофрейдизма и фрейдо-марксизма. И не зря. Идеи обоих мыслителей — Маркса и Фрейда — оказали на Фромма огромное влияние. Первый увлек его идеями зависимости развития индивида от окружающего его социума, его организации, политической и социальной, второй — идеями влияния на развитие личности ранних детских впечатлений и семьи в целом. Но социальное для Фромма все-таки перевесило личное.

Идеи влияния общества на индивида в плане развития сейчас кажутся самым что ни на есть общим местом, но во времена Маркса и Фромма это было истинное новаторство. Отказавшись от основного для Фрейда понятия «либидо» как главной движущей силы развития личности, Фромм говорит о том, что психологическое и личностное развитие зависит прежде всего от социальных и культурных условий, в которых рождается и воспитывается человек, а также от того, насколько удовлетворены его базисные потребности. Подчеркивая значимость социальной составляющей в своем понимании психоанализа, Фромм называет его гуманистическим психоанализом. Под этим термином данное направление и останется в истории.

Каковы же основные потребности человека, для которого Фромм видел лишь одну «идеальную модель» развития — быть самим собой и раскрыть способности и силы согласно своей природе?

Потребность в привязанности. Она может быть конструктивная, установленная через зрелую любовь к людям, то есть заботу, уважение и знания, или деструктивная, которая проявляется через подчинение и доминирование (что часто влечет за собой и социальные бедствия, такие как тирания или наркомания).

Потребность в трансценденции. Человек обладает творческим потенциалом, и при столкновении с противоречиями жизни он преобразует эту энергию в активное созидание или разрушение.

Потребность в укорененности. Так Фромм обозначал потребность в материнской любви, безоговорочной, защищающей, дающей ребенку опору и уверенность. В отличие от Фрейда, Фромм не делал акцента на инцестуальном подтексте связи «мать — ребенок», перенося внимание на эмоциональную составляющую этой привязанности.

Потребность в самоопределении. Развитие самосознания и индивидуального Я чрезвычайно важно для человека, отказ от него ведет к возникновению «стадного общества».

И наконец, потребность в ориентации. Каждому индивиду необходимо ориентироваться на будущее, иметь перспективу развития. Ориентация может быть продуктивной (такой, при которой реализуется данный человеку потенциал, его полное развитие) и непродуктивной (при ней человек развивается как потребитель, стяжатель, агрессивен, склонен использовать других людей).

Основные идеи франкфуртской школы:

  • общество стало тоталитарным, искусственно навязываются ложные цели
  • пролетариат перестал быть активным
  • общество преобразует интеллигенция
  • «человеческое начало» в социуме должно стать основным
  • в качестве идейных источников выступают марксизм (отчуждение и классовый антагонизм) и фрейдизм (структура личности, теория бессознательного)

И снова экзистенциализм?

Пытаясь отойти от биологических и даже «биозависимых» построений Фрейда, Фромм не в силах был полностью отрицать их. И тогда он попытался совместить биологический и социальный подходы к изучению человека. В основе личности он видел структуру фундаментальных противоречий, которые были названы им «экзистенциальными дихотомиями».

Основной из них является дихотомия жизни и смерти. Человек подчиняется законам природы как животное, его тело требует удовлетворения самых естественных и примитивных потребностей. Но при этом человек обладает разумом, который и возносит его над природой, и отделяет от нее. Вернуться в животное состояние мы не в силах, а значит, обречены на потребность развиваться, пока не станем хозяевами природе и самим себе. И на преодоление конфликта между животными потребностями и социальными рамками, устанавливаемыми совестью и разумом.

«Характер ребенка — слепок с характера его родителей» Эрих Фромм

Дихотомию «жизнь — смерть» каждый человек разрешает по-своему. Атеисты верят в конечность существования, множество религий утверждают, что душа бессмертна, но выбор, во что же верить и как совместить для себя эти два полюса, зависит только от нас самих.

Дисгармония человеческого существования, по мнению Фромма, обуславливается еще одним противоречием: рожденный одиноким, человек постоянно стремится к единению с окружающим его обществом. И способы, которые он выбирает для достижения сопричастности, могут быть разными. Выбор одних — подчинение; не важно, личности, социальной группе, организации, обществу, богу, это мазохистская тенденция, при которой человек получает удовлетворение от того, что ему причиняют страдания, физические или моральные. Выбор других — достижение власти, и это садистская тенденция — господство и получение удовлетворения от власти над другими людьми. Но ни тот, ни другой путь не приведут индивида к удовлетворению, оба пути ущербны. Нет конечной цели, нет предела устремлений, нет итога — а значит, нет и удовлетворения. Социальный мазохизм или садизм одинаково бесплодны, и Фромм полагал, что единственный выход — это принять на себя ответственность за самого себя. Только рассчитывая на свои и исключительно свои силы, человек обретает смысл жизни и раскрывает собственную личность.

И наконец, перед каждым человеком встает еще одна дихотомия: укорененность или кровосмешение. Держаться своих корней, оставаться под защитой материнской любви или искать новые связи, освобождаясь от типажей и привязанностей, привитых с детства. По мере взросления мы стремимся освободиться от старых связей, но очень часто пугаемся собственной свободы и — становимся идолопоклонниками, выбирая себе новых кумиров. Именно в этом, в стремлении найти себе новый объект поклонения, Фромм видел причину одной из самых страшных социальных язв XX века — тоталитаризма. Есть ли выход? Конечно есть. Надо научиться не делить мир на своих и чужаков, принять весь мир как равный, и только тогда душа сможет обрести гармонию и станет способной к полноценной любви.

Любви единственной ждем как чуда

Так есть ли спасение для человека, стоящего перед постоянным и очень трудным выбором? Как найти свое место в жизни, на что опереться? Фромм отвечает: главная опора — это любовь. И только любовью можно преодолеть, казалось бы, неизбывное чувство одиночества, которое возникает, как только мы осознаем себя отдельно от мира.

Способность любить у человека врожденная, но подавляемый требованиями социума, зажатый его рамками, индивид постепенно утрачивает ее, теряя заодно и способность продуктивно творить. В процессе воспитания мы перестаем жить для себя, подчиняясь уже существующим авторитетам, испытывая «псевдочувства»: злость, радость или горе — не потому, что они идут изнутри, а потому что так надо, так предписано вождем, обычаем, традициями. И утраченная способность любить и развиваться приводит к развитию невроза.

«Любовь — это прежде всего активное действие, а не пассивное принятие» Эрих Фромм

Главной задачей психоанализа, с точки зрения Фромма, было возвращение человеку умения любить, и потому основанное им направление — гуманистическое, нацеленное на благополучие каждого из нас.

Пока весь мир задавался вопросом, кого любить, Фромм поинтересовался: а могу ли я любить? И это тоже стало новаторским шагом — перейти от размышления об объекте любви к субъекту.

Фромм выделял пять видов любви: любовь к себе, материнскую любовь, отцовскую любовь, эротическую любовь, любовь к другу и любовь к Богу. И основой всему является любовь к самому себе.

Не умеющий любить никогда не найдет взаимности. Ведь кто захочет «подсовывать» любимому человеку бракованный товар — самого себя? Материнская любовь дарит нам чувство защищенности, она безусловна и ее не надо заслуживать. В отличие от отцовской, которую ребенок еще должен завоевать, и это заставляет формировать практические навыки, необходимые для успеха в жизни. Любовь к другу нужна, чтобы жить в мире с окружающими; без эротической любви не будет счастья; ну а без любви к Богу человек придет к ненависти к миру.

«Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви» Аристотель

Обладавший прекрасным слогом и несомненным талантом, Эрих Фромм оставил после себя интереснейшие научные работы: «Бегство от свободы» (1941), «Психоанализ и религия» (1950), «Искусство любить» (1956), «Иметь или быть?» (1976) и множество других. И в них затронуто еще очень много важных вопросов о человеке и его душе, и значение их переоценить невозможно.

Известные работы Эриха Фромма:

  • «Революционный характер»
  • «Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов»
  • «Здоровое общество»
  • «Искусство любить. Исследование природы любви»
  • «Дзен-буддизм и психоанализ»
  • «Душа человека, ее способность к добру и злу»
  • «Кризис психоанализа»



Поделиться ссылкой