Карл Густав Юнг: кто смотрит наружу — видит лишь сны

«Ваш взор станет ясным лишь тогда, когда вы сможете заглянуть в свою собственную душу.»
Карл Густав Юнг

Всем нам в детстве читали сказки — о далеких путешествиях за счастьем, о бое рыцаря с драконом за прекрасную принцессу, о возвращении домой, об ином мире, спрятавшемся за зеркалом... И не важно, на Западе вы родились или на Востоке, эти образы у всех народов одинаковы. Не правда ли, странно?

Рожденный на перекрестке

Недаром говорят, что все мы родом из детства. Впечатления, атмосфера, традиции, принципы, в которых нас воспитывают, — все это формирует личность и взгляды, которыми мы руководствуемся в дальнейшей жизни.

Кто же мог вырасти в семье, где отец был пастором реформаторской церкви в Швейцарии, а дед и прадед — врачами? В семье, где религия и мистика вполне мирно уживались с естественными и гуманитарными науками, такими как медицина, философия, психология и психиатрия? Очевидно, что личность в таком окружении формировалась незаурядная.

Карл Густав Юнг (1875-1961) в юности имел множество увлечений — от археологии до мистики, — но профессией все-таки выбрал медицину.

Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг

Окончил университет в Базеле, а после работал в психиатрической клинике Цюриха ассистентом знаменитого психиатра Э. Блейера. Еще до встречи с Фрейдом Юнг успел сделать ряд открытий и создать себе имя в психологической науке.

Докторскую диссертацию «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» (1902) Юнг посвятил изучению неких праформ, которые он позже назвал архетипами коллективного бессознательного. Довольно рано он сумел сформулировать и успешно опробовать в условиях лаборатории экспериментальной психопатологии словесный ассоциативный тест, позволявший работать с бессознательными слоями сознания. Экспериментатор называл испытуемому понятия, а тот должен был отвечать первым словом, пришедшим на ум. Сам ответ-ассоциация, скорость реагирования и побочные реакции пациента позволяли Юнгу выявлять бессознательные комплексы. Ученый был убежден, что этот ассоциативный эксперимент позволяет обнаружить у человека следы фрагментарных личностей, находящихся за пределами его сознания и проявляющих себя, например, при заболевании шизофренией.

Теория «коллективного бессознательного», разработанная Юнгом, весьма популярна у оккультистов. Ничего удивительного — основатель аналитической психологии тяготел к мистицизму и регулярно практиковал, например, спиритические сеансы.

Еще одной ранней, но крайне важной работой Юнга принято считать «Психологические типы» (1923), в которой он проводил исследование темперамента. Именно Юнг ввел понятия «экстраверт» и «интроверт», так и закрепившиеся в психологии. Эти понятия обозначают две основные установки восприятия мира. Интроверты в большей степени побуждаются внутренним миром, экстраверты — внешним. При этом Юнг выделял в людях различные соотношения четырех функций психологической жизни: мышления, чувств, ощущений и интуиции. На основе этих характеристик он выделил 16 базисных типов. К слову сказать, именно они позже легли в основу типологии Майерс — Бриггс и соционики.

Но самое главное, Юнгу, этому знатоку восточной философии, мифологии и алхимии, суждено было стать выдающимся швейцарским психологом и психиатром, создателем одного из самых известных направлений глубинной психологии — психологии аналитической. Основные его работы: «Метаморфозы и символы либидо», «Психологические типы», «Отношения между Я и бессознательным», «Попытка психологического истолкования догмата о троице», «Алхимия снов».

Луис Хименес Аранда. Больница во время посещения главного врача. 1889
Луис Хименес Аранда. Больница во время посещения главного врача. 1889

Иное сознание, иные миры

Поначалу Юнг был восторженным почитателем и пропагандистом теорий Фрейда, а тот, в свою очередь, был восхищен талантом и мощным аналитическим умом младшего коллеги настолько, что очень скоро стал прочить его в свои преемники на научном поприще. Эрнст Джонс писал: «Фрейд был очень благодарен за эту поддержку, которая пришла к нему издалека, кроме того, ему также крайне импонировала личность Юнга. Вскоре он решил, что Юнгу предстоит стать его преемником, и временами называл его своим „сыном и наследником"».

Но очень скоро стало ясно, что двум титанам рядом тесно. Фрейд и Юнг расходились в самых основных понятиях психоанализа: структуре психики и бессознательного, личностных типах, понятии либидо, стадиях развития личности, методах диагностики психологических проблем, роли сновидений. Их пути в психологии и психоанализе разошлись.

Движущей силой в психологии Юнг называет либидо. Но в отличие от фрейдовского, оно было для Юнга несексуальной, особой витальной силой. Эдипов комплекс он рассматривал как символическую жертву, отказ от инфантильных желаний, не имеющий ничего общего с буквальной кастрацией. Вытеснение в его психологии играло незначительную роль, а регрессия была отступлением в коллективное бессознательное, о котором мы поговорим ниже.

По Юнгу, главной целью психотерапии должна являться индивидуация. Это процесс становления личности, то есть раскрытие всех возможных ее задатков, талантов, индивидуальных возможностей и способностей.

В структуре психики Юнг выделял Эго как центр сознания, само сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Эго обеспечивает целостность и непрерывность личности во времени, сознание или, как еще называл его Юнг, Персона — это нечто вроде «публичной маски», лица, которое человек показывает миру. Личное бессознательное — это хранилище ассоциаций, личного опыта каждого человека в отдельности, а также комплексы, осколки личности индивидуума, вытесненные за порог сознания.

И наконец, пожалуй, самое большое значение Юнг придавал коллективному бессознательному. Он считал, что это врожденная часть психики человека, которая передается по наследству, обладает универсальной структурой и не несет индивидуального опыта конкретного человека. Выделение этого уровня сознания делает теорию Юнга социотропной.

Коллективное бессознательное, по его теории, включает в себя образцы поведения, типичные реакции человека на типичные жизненные ситуации (отношения между поколениями, поведение в состоянии агрессии, страха, любви, в ситуациях рождения, смерти и так далее). Эти феномены получили название архетипов.

«Все наивысшие достижения добродетели индивидуальны — так же, как и величайшие злодеяния» Карл Густав Юнг

Архетип, символ, знак

Коллективное бессознательное, объект «глубинной психологии», которая, согласно Юнгу, должна была заниматься вещами более универсальными, нежели индивидуальный опыт, являлось неким итогом жизни рода. Общие, мистическим образом распределенные между всеми представителями человечества знания, отраженные в мифах и легендах, народных традициях, фантазиях, творчестве, снах, — основа для каждой индивидуальности.

И основным кирпичиком в построении психики в каждом из ее слоев Юнг полагал архетипы — как некие общие для всех прообразы, несущие интуитивно понятную любому человеку информацию, — и символы.

Убежденность Юнга в существовании коллективного бессознательного можно понять. Эмпирический опыт подтверждал: постепенно очищая слой за слоем любой символ, мы можем добраться до его первобытной и универсальной сущности, единой не только для рода, но и для всего человечества, и даже, возможно, как полагал Юнг, для человекообразных приматов и общих предков-животных.

Архетипами Юнг считал некие отпечатки в душе каждого человека наиболее ярких образов древности, и к основным относил следующие: Персона, Анима (женский образ в мужчине), Анимус (мужской образ в женщине), Тень (негативная сторона личности, которую человек старается скрыть), Великая Мать, Мудрый Старец, Дух, Отец и Герой.

На самом деле архетипов насчитывается много больше. Каждый человек воспринимает и интерпретирует их по-своему, и для каждого конкретное воплощение отдельного архетипа в сознании — индивидуально. Но архетипы сопровождают всех нас на протяжении жизни. Положительные — как образ любящей Матери, страшные — как неумолимый Рок, утешающие и несущие помощь — как Мудрец, они — источник мифологии, религии и искусства (а мы помним, что Фрейд полагал источником этих культурных феноменов либидо и сублимацию).

Постепенно спутанные, нечеткие, расплывчатые образы-архетипы в общем культурном наследии человечества приобретали все более стройную форму и точное наполнение. Архетипы превращались в символы. И символам отведена колоссальная роль в психической жизни человека.

худ. Питер Пауль Рубенс. «Прометей», 1610-е
Титан Прометей, подаривший людям огонь и наказанный за это Зевсом, — пример «архетипа Героя» (худ. Питер Пауль Рубенс. «Прометей», 1610-е)

Юнг подчеркивал, что следует отличать символ от знака. Если знак — конкретное обозначение явления, то сам символ — всегда больше, чем его очевидный смысл. Символ многослоен, возникает в культурном пространстве спонтанно и часто носит коллективный характер. Сами символы Юнг делил на две категории: естественные (круг, квадрат, огонь, вода и так далее) и культурные (например, религиозные, такие как крест, Троица и тому подобное). Он писал: «Культурные символы — это преобразованные в процессе сознательного развития естественные символы, принятые в обществе для выражения вечных истин».

Воззрения Юнга всегда были предметом жаркой полемики. Начавшись почти сто лет назад, она продолжается и по сей день. Однако одно неоспоримо: глубинная аналитическая психология Юнга стала одним из мощнейших направлений в психоанализе, не утратившим актуальности и в наши дни.

Известные произведения Карла Густава Юнга, выходившие на русском языке:

  • «Психологические типы»
  • «Психология и алхимия»
  • «Красная книга»
  • «Психология бессознательного»
  • «Душа и мир: шесть архетипов»



Поделиться ссылкой