Экзистенциализм

Сёрен Обю Кьеркегор разработал учение, которое полностью расходилось с концепцией взаимопроникающей реальности философов-романтиков. Этот датчанин чувствовал себя совершенно одиноким и предположил, что это происходит потому, что так оно и есть — в абсолютном смысле.

Каждый по-своему, философы эпохи романтизма пытались найти место для человечества в глобальных всеобщих схемах, где люди, бесконечно малые единицы, противопоставлялись бесконечно широким пластам реальности. В 1807 году Гегель заявил, что люди — не более чем агенты мирового духа истории, а в 1840 году Шопенгауэр был убежден в том, что наш разум — лишь один из фрагментов сознания, дрейфующего по Вселенной, лишенной нравственной цели. Кьеркегор считал, что положение человека проще и печальней.

Прыжок в бездну
Прыжок в бездну всегда остается одной из возможностей. кьеркегор предполагал, что все наши страхи возникают из-за тяжести ответственности за тот выбор, который мы совершаем, как жить и как умереть. Этот парень на картинке, впрочем, может не так уж и беспокоиться о своем будущем. Ведь он взял с собой парашют.

Самоопределение

Кьеркегор был склонен к депрессии, и его философия отчасти была самоанализом, принципы которого он стремился обобщить, чтобы прийти к пониманию состояния человека. Быть человеком, говорил он, значит постоянно делать выбор. Мы живем и умираем, будучи полностью зависимыми от тех решений, которые мы принимаем, от того, как мы справляемся с физическими опасностями и препятствиями, встречающимися на нашем пути. Однако человечество зависит и от принятия нравственных решений, мы должны делать выбор между жизнью, полной удовольствий, и жизнью, подчиненной требованиям этических норм. Ну, пока в этом нет ничего нового, можете сказать вы.

Однако Кьеркегор верил, что каждое решение, которое мы принимаем, принадлежит только нам и никому другому и свободно от влияния образования и традиций, которые нам навязывает общество, — если мы сами решили, что оно должно быть таким. И самое решительное нововведение Кьеркегора заключается в том, что нравственность в этой концепции также становится вопросом субъективного выбора — даже установление различий между добром и злом переходит в зону нашей ответственности.

Кьеркегор утверждал, что тот же самый страх, который позволяет нам выживать в физическом смысле, определяет наш выбор нравственных решений, «головокружение свободы» (см. блок ниже), которые могут привести к повышенной тревожности и депрессии (уж в его-то случае точно). Кьеркегор никогда не называл свое учение экзистенциализмом, но он считается основателем этой философской школы, сосредоточенной на разрешении самых сложных вопросов нашего бытия.

Головокружение свободы

В своей книге «Понятие страха», опубликованной в 1844 году, Кьеркегор приглашает нас вообразить, будто бы мы стоим на краю скалы. Взгляд вниз повергает нас в ужас, состоящий из двух источников этого страха: страх падения (и жуткого приземления) и страх того, что мы свободны в своем выборе прыгнуть со скалы. Кьеркегор называл этот второй страх «головокружением свободы». Тревожность делает нас несчастными, но в то же время защищает от легкомысленного и безрассудного поведения и заставляет обращаться к здравому смыслу.




Поделиться ссылкой