Фундаментализм

После событий 9/11 в Нью-Йорке и Вашингтоне США охватила исламофобия. В атмосфере страха и подозрительности, где понятия «фундаменталист» и «террорист» стали практически равнозначны, президент Джордж У. Буш объявил «войну терроризму», которая не закончится, «пока не будут найдены и уничтожены все террористические группировки». Началась демонизация исламского фундаментализма, слово «фундаментализм» приобрело оскорбительное значение.

В результате единственная оставшаяся в мире сверхдержава, самопровозглашенный защитник свободы и демократии, вступила в бой с противником, по мнению общества — фанатиком, отвергающим общепринятые ценности. Но по иронии судьбы президент, возглавивший цивилизационную войну с фундаментализмом, одновременно руководил страной, где правит мощнейшее фундаменталистское лобби на свете. Буш сам является фундаменталистом.

«Швырните яйцо из окна вагона, и вы непременно попадете в фундаменталиста, которые сегодня наводнили Соединенные Штаты». То, что, по мнению юмориста Г. Л. Менкена, было справедливо для Америки 1920-х при зарождении протестантского фундаментализма, не менее справедливо и для первого десятилетия XXI века. В 1990 году преподобный Пэт Робертсон, мультимиллионер, телепроповедник и основатель влиятельной «Христианской коалиции», заявил: «У нас достаточно голосов избирателей, чтобы править этой страной». И это не пустая похвальба: действительно, ни один из кандидатов в президенты не может позволить себе игнорировать религиозных консерваторов или их политические планы. И вот в сентябре 2001 года сверхдержава, находящаяся в плену христианского фундаментализма, вступила в войну с неуловимыми силами фундаментализма исламского.

Религиозные баталии

Сегодня слово «фундаментализм» употребляется по отношению к такому многообразию идеологий и традиций, что ему трудно дать точное определение. Тем не менее, американский фундаментализм — в первоначальном значении термина — остается одним из наиболее бескомпромиссных проявлений этого феномена. Изначально реакционное движение, распространившееся в начале ХХ столетия среди американских протестантов-евангелистов, было порождено тревогой и страхом перед реформистскими тенденциями «либеральных» теологов. Модернисты пытались интерпретировать библейские и евангельские чудеса символически или метафорически, чтобы адаптировать их восприятие к современным культурным и научным веяниям. В ответ на такой компромисс ведущие консервативные теологи декларировали незыблемость «основ» своей веры, включая непорочное зачатие и физическое воскресение Иисуса, достоверность чудес и непогрешимую истинность Библии. В 1920 году редактор баптистского журнала Кертис Ли Лоус впервые назвал фундаменталистами тех, кто «привержен великим принципам и готов сражаться» за веру.

"Мы верим в эволюцию, потому что ее реальность подтверждается фактами, но, появись новые доказательства, демонстрирующие ее ложность, мы тут же от нее откажемся. От фундаменталиста вы такого заявления никогда не услышите… их веру ничто в мире поколебать не сможет"  Ричард Докинз, 2007

Небеса или преисподняя?

Общей для всех религиозных фундаменталистов является убежденность, что существует единственное авторитетное учение с единственной фундаментальной истиной о Боге (или богах) и его (их) отношениях с человечеством. Священный текст — это слово самого Бога, оно не подлежит никаким интерпретациям и критике, и моральные предписания и законы этого текста должны соблюдаться буквально. По мнению христиан, описание творения мира в книге Бытия абсолютно достоверно, и все, что противоречит ему, — например, дарвиновская теория эволюции — решительно отвергается.

Воля Божья, открывшаяся людям в священных текс тах, разумеется, неизменна и вечна, поэтому естественным спутником фундаментализма является консерватизм. Приверженность традициям зачастую сливается со стремлением восстановить предыдущее, якобы лучшее, состояние — обычно идеализированное прошлое. Подобный утопический традиционализм ведет к противостоянию всему новому, особенно процессу секуляризации, происходящему в западном мире после эпохи Просвещения.

"Фундаменталисты не друзья демократии… Каждое фундаменталистское движение, которое я изучил в иудаизме, христианстве и исламе, убеждено, на каком-то глубинном интуитивном животном уровне, что светское либеральное общество хочет стереть религию"  Карен Армстронг , 2002

Социальный и моральный консерватизм идут рука об руку с религиозным, и большую часть гражданских и политических свобод, завоеванных в последние три столетия, отвергают фундаменталисты всех мастей. Вера в абсолютный авторитет Священного Писания предполагает догматизм, поэтому, с точки зрения фундаменталистов, мнение, отличное от их собственного, попросту неверно, а лелеемые западными либералами идеи — вроде культурной и религиозной толерантности и плюрализма — предаются анафеме. Свобода слова, равенство полов, права геев, аборты равно заклеймены. Глубину такой убежденности ярко продемонстрировал пламенный американский фундаменталист и основатель «Морального большинства» Джерри Фалуэлл, сразу же после 9/11 обвинив во всем «язычников, сторонников абортов, феминисток, геев и лесбиянок… которые все вместе пытаются секуляризовать Америку».

Религиозные фундаменталисты зачастую полны мессианских или апокалиптических настроений, живут в ожидании пришествия Спасителя и/ или конца света. Их взгляды порой заставляют искать особых, специфических отношений с Богом, бежать прочь от мира, которым пока еще, временно, правят атеисты или не-фундаменталисты. Другие же фундаменталисты, напротив, жаждут политической власти в стремлении навязать правительству свои собственные взгляды. Они противятся разделению Церкви и государства и добиваются ресакрализации политической сферы. Фундаменталисты — представители элиты и авторитарной власти, как правило, стремятся к свержению демократических институтов и установлению теократии.

Отличная работа дьявола

Зачастую, сталкиваясь с реальностью, фундаментализм никак не может решить, то ли не замечать безнравственности эпохи, то ли ввязаться в схватку и уничтожить зло. Ярче всего эта нерешительность проявляется во взаимоотношениях фундаментализма с современными технологиями. Американские христианские фундаменталисты объявляют современную науку и технику порождением дьявола, но демонстрируют завидную находчивость, приспосабливая технологии к собственным задачам, чтобы охватить большую аудиторию и собрать громадные средства путем активной проповеди своих ценностей по радио и телевидению. С середины 1990-х, в период массовых репрессий в Афганистане, исламистский талибан координировал свои действия по погружению афганского общества обратно в каменный век, используя мобильную связь. А с 2001 года, после падения режима талибов, террористы переместились в интернет-пространство. Солдаты ислама владели лэптопами не хуже, чем автоматами Калашникова, а интернет-кафе превратились в вычислительные и командные центры антизападного джихада.

Проблемы у вас на заднем дворе

Запад склоняется к одностороннему взгляду на фундаментализм. Сенсационные репортажи о зверствах боевиков-смертников, совершенных в надежде на ласки 72 девственниц, каковые поджидают героев на небесах, шокируют обывателей. Но столь же возмутительные эксцессы в своей стране вызывают лишь недоумение, а иногда даже сочувствие. На первый взгляд невелика разница между мотивацией исламских смертников и христианских фанатиков-фундаменталистов, того же Пола Хилла, члена экстремистской организации «Армия Господа», который в 1994 году во Флориде расстрелял врача, делавшего аборты, и охрану клиники. «На небесах меня ждет награда… я жду смерти с нетерпением», — заявил он перед казнью в 2003 году. Однако исследования доказывают, что исламистами движут не столько религиозные догмы, сколько экономические проблемы, социальные и политические претензии, так что в реализации изначального смысла данного понятия американские фундаменталисты, пожалуй, имеют преимущество.




Поделиться ссылкой