Индуизм: карма и сансара

«Индуизм — это поддержание гармонии между духом, умом и телом.»
Шри Ауробиндо

Индуизм — множество религиозных и философских учений, объединенных общими священными текстами. Приверженцы индуизма верят в переселение душ и во вселенский закон причинно-следственной связи.

Круг перерождений и закон кармы

Индуизм часто сравнивают с баньяновым деревом. Корни этого растения разрастаются на десятки метров, пускают побеги, и, таким образом, из одного корневища вырастает целая роща. То же можно сказать об индуизме: все его многочисленные течения и ответвления, несмотря на различия, имеют общую основу. 

Учение о карме и сансаре — стержень индуизма. «Карма» означает «действие», и каждое действие влечет за собой те или иные последствия. Любой, даже самый незначительный поступок человека отразится на его судьбе — если не в этой жизни, то в последующих. 

Сансару индуисты представляют как вечно движущееся колесо перерождений. Они считают, что, когда тело умирает, бессмертная душа переселяется в новое. То, в каких обстоятельствах родился человек, какие он имеет внешность, здоровье, материальное состояние и положение в обществе, полностью зависит от его кармы. Что же можно сделать, чтобы создать благоприятную карму и обеспечить будущее рождение в наилучших условиях? Только одно: следовать по пути духовного развития. 

Но главная цель индуиста — вовсе не улучшение жизненных обстоятельств. Так как колесо сансары — это круговорот страданий, то душа стремится из него вырваться и достичь мокши, или нирваны. Главная характеристика этого состояния — блаженство от соединения с абсолютом (Брахманом) и осознание того, что весь материальный мир — это майя (иллюзия). Чтобы оказаться в нирване, душа должна пройти разные стадии развития, от низших форм жизни к высшим. Ее путь может начаться с растения или животного и завершиться в теле просветленного человека.

«Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные»
(«Бхагавад-Гита»)

Учение Санкхьи

>Капила
Капила, основатель школы Санкхья

Развиваясь в течение двух тысяч лет, индуизм разделился на шесть основных школ, каждая из которых по-своему объясняет устройство мира и предлагает свой способ достижения нирваны. Самая древняя из школ называется Санкхья. По преданию, она была основана ведийским мудрецом Капилой. 

В соответствии с учением Санкхьи, во Вселенной существуют два начала, взаимодействие которых рождает весь материальный мир. Первое начало, пуруша — это дух, сознание в чистом виде. Его невозможно увидеть или почувствовать. Второе начало, пракрити — материя. Сама по себе она мертва, но от соприкосновения с пурушей оживает и проявляет свой потенциал. Таким образом появляются все материальные объекты и бесчисленное количество душ, которые вселяются в подходящие им тела. 

У пракрити есть три качества, или гуны: саттва — гуна разума и чистоты; раджас — гуна активности и страдания; тамас — гуна пассивности и инертности. Все в материальном мире состоит из этих трех гун, и от того, какая гуна преобладает, зависит то, что происходит в жизни человека и общества. Последователи школы санкхья стремятся сделать так, чтобы в их жизни преобладали качества саттвы, так как именно эта гуна приближает их к состоянию нирваны. Они едят «чистую» пищу, читают духовные, «разумные» тексты и совершают поступки, увеличивающие в их карме качества саттвы.


Поделиться ссылкой