Креационизм

В августе 2008 года губернатор Аляски Сара Пэйлин включилась в избирательную кампанию, став по предложению республиканца Джона Маккейна кандидатом на пост вице-президента. На фоне относительно пожилого кандидата-республиканца журналисты подчеркивали достоинства 44-летней особы, «питбуля с накрашенными губами», которая спустя несколько месяцев уже могла бы с замиранием сердца войти в самый главный кабинет в мире. Жаркие споры шли вокруг приверженности Пэйлин креационизму — вере в то, что планета и жизнь на ней являются плодом трудов Божественного Творца.

Либеральные аналитики обсуждали, насколько серьезно на действия Пэйлин на посту вице-президента повлияли бы ее религиозные взгляды. Всего за несколько недель до начала предвыборной кампании она обратилась к Союзу евангелических общин с заявлением, что братоубийственная война в Ираке — это «замысел Божий», а после начала кампании попросила молитв о сомнительном и опасном для экологии проекте строительства газопровода на Аляске. В ходе своей деятельности она продемонстрировала целый букет социально консервативных взглядов, часто ассоциирующихся с креационистским лобби, включая запрет абортов, исследований стволовых клеток и расширения прав геев. Со своими креационистскими воззрениями Пэйлин оказалась в обширной компании. Последние исследования показывают, что около двух третей взрослых американцев поддерживают главный принцип полноценного креационизма, концепцию «молодой Земли», признавая, что человек был создан в своем нынешнем виде не ранее 10 000 лет назад.

"Теория разумного творения — это не настоящая научная теория, и, следовательно, ей нет места в программе по естествознанию для государственных школ" Сенатор Эдвард Кеннеди, 2002

Разница всего в 4 499 993 988 лет

В общественном дискурсе термин «креационизм» обычно используется в узком смысле, характеризуя в основном протестантских фундаменталистов в США. Они убеждены, что Библия — это записанное людьми Слово Божье и потому все ее содержание должно восприниматься в качестве абсолютной истины. Самые спорные первые главы Книги Бытия содержат подлинное описание сотворения мира, всех растений и животных, населяющих его (смущает, что в Библии два различных описания); процесс был завершен в течение шести дней примерно 10 000 лет назад. (Довольно точной считают дату создания мира, рассчитанную в XVII веке архиепископом Джеймсом Ашшером, — 4004 год до н. э.) Такие выводы по многим аспектам откровенно противоречат строгому научному пониманию мироустройства. Согласно принятой геологической хронологии, Земле примерно 4,5 миллиарда лет, а многообразие видов (включая человека), населяющих ее сегодня, является результатом процесса эволюции, начавшегося сотни миллионов лет назад.

Преодоление непреодолимого разрыва между наукой и религией многие религиозные доктрины, христианство в том числе, видят в признании границы между физической и духовной сферами. В соответствии с постулатами Римской католической церкви, изложенными Папой Иоанном Павлом II в 1981 году, цель библейского рассказа о творении не в научном истолковании, но в разъяснении сути отношений между Богом и человеком; понимаемая аллегорически и символически, а вовсе не буквально, данная история поведала нам не «как были созданы Небеса, но как на них взойти». Эта трактовка, однако, не устраивает убежденных креационистов, настаивающих, что Библия (по определению Общества изучения творения) — это «записанное Слово Божье и… все в ней изложенное истинно с исторической и научной точек зрения».

«Учите полемике»

В Соединенных Штатах креационизм всегда был серьезным политическим течением и последнее столетие всячески противился преподаванию эволюционной теории в государственных школах. Подлинность библейского рассказа о творении предполагает несостоятельность теории эволюции, так что неудивительны попытки креационистов удалить дарвинизм (так они именуют эволюционную теорию) из школьной программы. Впрочем, этот призыв утратил большую часть энергии после печально известного «Обезьяньего процесса» Скоупса 1925 года. Начиная с 1960-х усилия креационистов направлены на достижение «сбалансированного отношения».

Под знаменем «Учите полемике» активисты стремятся продемонстрировать, что в креационистском понимании мира есть место и научной аргументации, — их доказательства не уступают по убедительности эволюционным, — и, следовательно, в школьных классах должны звучать на равных обе точки зрения. Появилась новая дисциплина — «наука о творении», ее задачей является создание альтернативного, якобы научного, объяснения всего комплекса доказательств, посредством которых естественные науки (геология, палеонтология, биология, в том числе молекулярная) обосновывают хронологию Земли и происхождение жизни.

"Все недуги Америки порождены преподаванием теории эволюции. Следовало бы изничтожить все книги, оставив лишь три первых стиха Книги Бытия"  Уильям Дженнингс Брайан

Все тот же старый часовщик

Перед креационистами, которые не прекращают попыток переопределить само понятие науки и внедрить в программы американских школ конкурирующие теории, возникает множество юридических препон, поскольку американская Конституция строго разделяет религию и государство. На исходе ХХ века они разработали новую стратегию. Отрекаясь от любых ассоциаций с креационизмом (тактический прием, по мнению их оппонентов) и, соответственно, с религией, новое поколение сторонников Разумного Творения (РТ) выдвигает реанимированную версию телеологического доказательства существования Бога, предложенного еще Фомой Аквинским и художественно изложенного английским философом Уильямом Пэйли в начале XIX века. Если вы, прогуливаясь по вересковой пустоши, найдете часы, рассуждает Пэйли, то, задумавшись об их сложнейшем устройстве, неизбежно придете к выводу, что у них был создатель — часовщик. Вот так и сложность творений природы предполагает создателя — Бога. В своей новой инкарнации РТ модно оправдывать «неупрощаемой сложностью»: различные элементы живых систем организованы столь сложно и гар монично, что это невозможно объяснить действием эволюционных механизмов. Отсюда якобы следует вывод, что подобные явления следует объяснять действием некой разумной силы. Биологи-эволюционисты, разумеется, отрицают тезис о необъяснимой сложности творений природы. Британский биолог Ричард Докинз, намекая на знаменитый пример Пэйли, назвал главный механизм эволюции, естественный отбор, «слепым часовщиком», создающим сложные структуры без всякой цели и метода.

Обезьяний процесс

Водоразделом в истории креационизма стал 1925 год, когда в Дейтоне, штат Теннесси, политик-антиэволюционист Уильям Дженнингс Брайан задумал «изгнать дарвинизм из наших школ», предъявив обвинение Джону Скоупсу, молодому учителю биологии, который осмелился преподавать «непроверенные гипотезы» эволюции в нарушение законов штата Теннесси. К несчастью для Брайана, он столкнулся с грозным соперником в лице защитника Кларенса Дэрроу. Кульминацией фарса стало требование к Брайану представить очевидцев эволюционного процесса. Единственным доказательством стало искаженное понимание Брайаном эволюционной теории; в итоге его обязали признать, что он не думал о том, о чем он не думал, после чего Дэрроу язвительно поинтересовался: «А вы думаете о том, о чем вы думаете?» Победа антиэволюционистов оказалась Пирровой — Скоупса признали виновным, но оправдали по апелляции. Брайан умер через пять дней после завершения судебного процесса, и безжалостные насмешки публики сосредоточились на «приматах из горных долин», как саркастически обозвал невежд из Теннесси журналист Г. Л. Менкен. Но колодец оппозиции глубок, и, как предупреждал Менкен, «огонь креационизма еще тлеет среди холмов и в любой момент может вспыхнуть с новой силой». Сегодня этот пожар разгорелся вновь и, похоже, не собирается угасать.




Поделиться ссылкой