«Золотое правило»

Вопрос в том, будут ли предоставлены всем американцам равные права и возможности, будем ли мы обращаться со своими согражданами так же, как хотим, чтобы обращались с нами. Если американец не может пообедать в открытом для публики ресторане или отправить своих детей в лучшую государственную школу только из-за цвета кожи, — если он не может голосовать за тех, кто будет представлять его интересы, — если, коротко говоря, он не может наслаждаться полноценной свободной жизнью, которой мы все жаждем, тогда кому из нас захотелось бы поменять цвет кожи и оказаться на его месте? Кто бы на его месте удовольствовался предложениями терпеть и ждать?

В июне 1963 года, когда проблема межрасовых отношений в США приобрела особую остроту и начались открытые демонстрации и даже беспорядки, президент Джон Ф. Кеннеди произнес речь, обращенную к американскому народу, в которой со всей страстью обрушился на сегрегацию и дискриминацию по расовому признаку. Он затронул один из самых фундаментальных и непротиворечивых моральных принципов, так называемое «золотое правило». Само по себе правило очень простое: «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Принцип, сформулированный в этом высказывании, — основа первичного этического чувства человека, и в том или ином виде он встречается практически во всех философских и религиозных учениях.

Джон Ф. Кеннеди
Джон Ф. Кеннеди
«Кто добр к существам Божьим, тот добр к себе» Мухаммед, около 630

Еще один тип нарушителей «золотого правила» — лицемеры, которые делают следующий логический шаг: они не только не поступают так, как должно, но еще и не делают того, к чему призывают. Священник, нарушающий супружеские клятвы и одновременно проповедующий святость брачных уз; политик, берущий взятки, страстно выступая против коррупции. Нарушение «золотого правила» в этих случаях заключается в противоречии — между провозглашаемыми принципами и реальными поступками, между важными идеями, которые защищают люди, и очевидным пренебрежением этими идеями.

«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» Иисус, около 30

Мало кто из философов обходился без обращения к «золотому правилу» или, по крайней мере, упоминания о нем в контексте собственных теорий. Хотя Кант и утверждал, что «золотое правило» не может считаться универсальным законом, эхо этого правила явственно слышно в самой знаменитой формулировке категорического императива: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». На другом конце философского спектра Дж. С. Милль настаивал на исключительной утилитарности «золотого правила», заявляя, что «в золотом правиле Иисуса из Назарета мы читаем совершенный дух этики утилитаризма». Современный пример — прескриптивизм, этическая теория, разработанная Р. М. Хэаром, который предположил, что «универсальность» — очевидный вариант «золотого правила» — является основным свойством морального суждения.

Разбираясь в «золотом правиле»

Исключительная простота «золотого правила», в чем отчасти кроется его привлекательность, делает его одновременно уязвимым для критики. Люди получают удовольствие по-разному; не склонному к мазохизму большинству граждан следовало бы опасаться мазохиста, твердо придерживающегося «золотого правила». В то же время попытки изменить и уточнить правило подвергают риску его действенность. Можно попытаться определить контекст и обстоятельства, в которых должно действовать «золотое правило», но чем точней эти обстоятельства будут определены тем менее универсальным оно станет, а ведь именно в универсальности кроется его сила. «Золотое правило» подразумевает последовательность, но даже эгоист может последовательно отстаивать собственные интересы и вполне последовательно рекомендовать остальным поступать точно так же.

«Золотое правило» — хорошая норма, которую, пожалуй, можно даже улучшить, если наши действия по возможности будут совпадать с желаниями других» Карл Поппер, 1945

Вместо того чтобы воспринимать «золотое правило» как своего рода моральную панацею (как пытались некоторые философы), разумней и практичней считать его важной, даже необходимой составляющей нашего этического мышления и сопровождать его требованиями не только последовательности, но и честности. Необходимо мысленно ставить себя на место другого человека, демонстрируя уважение и понимание, на которое вы сами рассчитываете. Таким образом, «золотое правило» может стать лекарством от моральной близорукости, часто поражающей человека, когда затронуты его непосредственные интересы.

«Благородный муж помогает другим обрести опору там, где он обрел опору сам, и ведет людей туда, куда и сам стремится. Способность судить о других по себе — это и есть человечность» Конфуций, около 500 г. до н. э.

Халявщики и лицемеры

Есть люди, намеренно игнорирующие «золотое правило» и поступающие с другими совсем не так, как им хотелось бы, чтобы поступали с ними. Близкие родственники попирающих «золотое правило» — те, кто хочет получать не отдавая, — халявщики, стремящиеся получать выгоду от того, что окружающие следуют «золотому правилу». Рабочие, не вступающие в профсоюз, но получающие прибавку к зарплате, которой профсоюз добился; страны, не пытающиеся сократить выбросы углекислого газа, но получающие выгоду от международной борьбы с глобальным потеплением.

Проблема заключается в том, что для индивида такое стремление учитывать свои интересы может быть вполне рациональным, но если подобной позиции станут придерживаться многие, никаких выгод, на которые все надеялись, не будет. Следует ли в данном случае прибегать к насилию? Правильно ли заставлять вступать в профсоюз, прибегать к угрозам международных экономических санкций или иным сценариям?

Идеальные наблюдатели и незаинтересованные очевидцы

Популярность «золотого правила», благодаря которой оно оказалось включено почти во все философские и религиозные системы, во многом объясняется его универсальностью. В зависимости от вкусов и потребностей его основными характеристиками могут считаться взаимность, универсальность и беспристрастность. Многогранность правила означает, что оно возникает в различных системах в разнообразном обличье. Одна из важных для философии инкарнаций «золотого правила» — «идеальный наблюдатель». Дело в том, что на наше наивное восприятие воздействует множество факторов — невежество, пристрастность в отношении друзей и недостаток сочувствия к прочим людям. В качестве противоядия предлагается идеальный (или идеализированный) наблюдатель, чей взгляд не замутнен подобными пороками, и потому он оказывается куда лучшим мерилом в вопросах морали, чем обычный несовершенный человек.

 Адам Смит
Адам Смит

Один из самых известных вариантов этой концепции — идея «незаинтересованного и информированного наблюдателя», разработанная шотландским философом Адамом Смитом в работе «Теория нравственных чувств» (1759). Наблюдатель, согласно Смиту, это внутренний голос совести, «внутренняя личность, великий судья и арбитр» наших поступков, чье право судить основано «на нашем стремлении обрести те качества и совершать те поступки, которыми мы восхищаемся в других; и на нашем страхе развить в себе такие качества и совершать поступки, которые мы ненавидим и презираем в окружающих».




Поделиться ссылкой