Путь к Дао

Традиционно философия базируется на построениях западных мыслителей, однако мысль Востока в поисках ответа на основные вопросы пошла другим путем.

В VI веке до н. э. Китай находился в состоянии смуты, великая империя оказалась на пороге эпохи Сражающихся царств, которая в полном соответствии с названием была 250 годами конфликта. Империя Железного века управлялась при помощи разветвленной сети администраторов, и по мере разрушения системы эти интеллектуалы оказались на рынке, перемещаясь от военачальников к властителям, давая советы и устраивая дела того, кто заплатит за их услуги больше. В отсутствие централизованной системы управления и контроля каждый из этих ученых вел дела по своему усмотрению, и это привело к расцвету в вопросах военной и государственной мысли.

Инь и ян
Инь и ян иллюстрируют единство полярных концепций.

Китайские мыслители начали задаваться теми же самыми вопросами, что и греки далеко на западе. Как и они, китайцы были не готовы принять религию как ответ на все вопросы. Однако результатом их размышлений стали Сто школ китайской мысли — идеи их были настолько различны и зачастую противоречивы, что никто не мог усвоить их все.

В поиске пути

Тем не менее, одна система в философской какофонии Китая все-таки оказалась понятой: это была «Дао дэ цзин», «Книга пути и достоинства», авторство которой часто приписывают Лао-цзы. Этого парня часто цитируют и сегодня: «Дорога в тысячу ли начинается с первого шага» — один из таких афоризмов. Но Лао-цзы (Laozi) — не настоящее имя, оно всего лишь означает «старый мастер».

Был ли Лао-цзы исторической личностью, по сей день остается загадкой. Зато его философия более чем реальна: около 400 миллионов человек утверждают, что «Дао дэ цзин» положена в основу их жизни. В китайской традиции перемены — постоянный, циклический компонент самой природы, в каком-то отношении напоминающий монистскую концепцию Фалеса. Ничто не остается таким же, все переходит из одного состояния в другое. Но все эти различающиеся состояния — соединенные друг с другом части целого, создающего гармоничную Вселенную, что постоянно изменяется, но всегда сохраняет баланс.

Таоистские храмы
Таоистские храмы гармонично вписываются в пейзаж. таоизм, или даоизм, лежит в основе народных верований в китае и соседних странах

Дао — это средство, при помощи которого человек, которому часто приходится переживать из-за собственного несовершенства, может обрести равновесие со всем мирозданием. Чтобы добиться этого, нужно обрести мир, гармонию, глубокомыслие и многое другое, все то, что каждый может ожидать от пособия по тому, как правильно прожить жизнь. Но это не так просто. Чтобы следовать по этому пути, человек должен перестать пытаться поступать правильно. Достичь гармонии — очень сложно. Вместо этого сторонник даосизма практикует У-вей, то есть «не-делание». Шаги, ведущие к пути Дао, должны быть лишены размышления, желания или стыда. Идите, не шествуя. Символ ин-янь показывает, что противоположности, например добро и зло, в действительности являются частями целого.

Даоистские храмы построены так, чтобы дополнять их естественное окружение. Даоизм — одна из главных народных религий в Китае и Азии.

Лао-цзы

Лао-цзы

Был ли такой человек на самом деле или эта фигура была придумана, чтобы олицетворять учение, созданное многими? Последователи даоизма могли бы сказать, что он и то и другое и ни то и ни другое, а историки обнаружили, что во время создания «Книги пути и достоинства» в Китае жил человек по имени Лао Тан, который полностью соответствует описанию «старого мастера».




Поделиться ссылкой