Расизм

Примечательно, что Соединенные Штаты Америки — самопровозглашенная «родина свободных» и бастион демократии, равенства и прав человека — первые 89 лет существования зависели от рабского труда. Рабство было распространено в английских колониях задолго до основания США в 1776 году, а созданная после его упразднения (в 1865 году) система дискриминации просуществовала более века. Этот постыдный факт американской истории — противоречие между провозглашенными высокими принципами и низменной реальностью — сыграл решающую роль в утверждении концепции расизма, то есть разделения человечества на «естественные», биологически обусловленные группы, расы.

Первые английские колонисты, обосновавшиеся в Северной Америке в начале XVII века, не сомневались, что в культурном и нравственном отношении они превосходят как коренное население Америки, так и чернокожих африканцев, которые начали прибывать в Новый Свет вскоре после европейцев. Но только к концу XVII века представлением о врожденном «расовом» превосходстве европейцев стали оправдывать институт рабства, до этого объяснявшийся чисто экономическими соображениями.

В течение XVIII–XIX веков представление о «расовых особенностях», первоначально едва оформленное, развивалось и постепенно закрепилось как в дискриминационном законодательстве, так и в общественном сознании, философии и науке. Философы, в том числе Кант и Вольтер, разделяли убеждение о расовой неполноценности «дикарей», а ученые прилагали немалые усилия в стремлении рационально обосновать разделение человечества на расы. Некоторые даже предполагали, что другие расы по сути другие биологические виды, то есть даже не совсем люди. К началу XX века представление о естественном различии разных рас и их «иерархическом» положении, оправдывающем дискриминацию, утвердилось практически по всему миру.

Расизм

У термина «расизм» есть как минимум два различных, но связанных между собой значения. В быту расистом называют человека, который враждебно или пренебрежительно относится к тем, кто внешне отличается от него самого — цветом кожи, происхождением и так далее; эта неприязнь может выражаться в виде открытой агрессии. Такой расизм чаще инстинктивен, бессознателен и редко обосновывается теоретически.

"Я отказываюсь признавать, что человечество вечно будет жить в беззвездной полночи расизма, что рассвет мира и братства никогда не наступит"  Мартин Лютер Кинг-младший, 1964

«Расизм» во втором значении — система взглядов и убеждений, формирующих определенное мировоззрение или идеологию. Основная идея этого мировоззрения в том, что каждый принадлежит к одной и только одной из нескольких групп, называемых «расами», каждая из которых биологически отличается от остальных. Представители одной расы обладают определенными общими признаками, в первую очередь цветом кожи и чертами лица. Им также свойственны определенные стандарты поведения и психологические особенности, темперамент и умственные способности. Эти различия зависят от биологии расы, определены генетически, передаются по наследству и неизменны. Расы не равны между собой (в нравственном, интеллектуальном отношении и т. д.): некоторые из них более развиты, чем другие, и, следовательно, их можно распределить в своего рода иерархию.

Расизм во втором, идеологическом, смысле объясняет или оправдывает поведение расиста бытового. Кроме того, расистская идеология может использоваться и использовалась политиками для оправдания дискриминации. В Южной Африке до 1990 года существовала система апартеида, или «раздельного развития», официально одобряющая множество форм дискриминации небелого населения, которое проживало в определенных охраняемых районах без доступа к достойной работе и образованию, лишенное большинства политических и экономических возможностей.

Раса и наука

До 1970-х годов мнение о естественном делении человечества на расы поддерживало большинство ученых; они полагали эти категории биологически определенными и видели свою задачу в изучении различий и отношений между расами. По сути, они распахивали ту же борозду, что и их предшественники веком раньше. Но к середине XIX века задача классификации рас и определения «места негра в природе» вызвала к жизни многочисленные новые методы. Например, сторонники френологии измеряли внутренние размеры черепа, они были убеждены, что мозг чернокожих меньше мозга белых и, следовательно, последние обладают большими интеллектуальными способностями. Одержимость относительными интеллектуальными способностями возросла с появлением в XX веке тестов IQ (коэффициент интеллекта). Эти тесты стали особенно популярны в США, где исследователи обнаружили, что в среднем чернокожие хуже справляются с заданиями, что позволило подвести теоретическую основу под предрассудки исследователей.

Удивительно, что «научный расизм» просуществовал так долго. Хотя большинство ученых придерживалось в целом теории расовых различий, расхождения в деталях (даже таких фундаментальных, как количество существующих рас) были весьма значительны, что свидетельствовало о фундаментальных проблемах самой теории. Всегда, впрочем, находились отдельные исследователи, которые шли «против течения» и пытались опровергнуть господствующую теорию, но всерьез она не оспаривалась вплоть до середины XX века, когда в общих чертах стали понятны генетические основы наследственности. Сначала группы крови, а потом и другие генетические маркеры показали бессмысленность принятых расовых категорий. Вскоре стало очевидно, что различия внутри расовых групп гораздо значительней, чем отличия между ними. Критический обзор предыдущих исследований также обнаружил несостоятельность как их методологии (в том числе и тестов IQ), так и интерпретации результатов.

Сегодня биологическая концепция расы практически полностью опровергнута. Идея расы считается социальным конструктом, причем относительно недавним, имеющим значение только в определенном историческом, культурном и политическом контексте. Физиологические различия человечества, такие как цвет кожи, на которых обычно основаны расовые категории, считаются относительно незначительными эволюционными адаптациями к разным условиям среды. В науке теория расы как биологической категории пала под весом противоречащих ей данных. К сожалению, искоренение этой идеи из массового сознания потребует еще немалого времени.

Преступления белого общества

Одна из самых популярных и в то же время самых отвратительных тактик расистов — использование статистических данных, демонстрирующих высокий уровень преступности среди определенной расовой группы, чтобы подтвердить, таким образом, природную аморальность или склонность к преступлениям. В Британии и США судебные и тюремные записи показывают относительно высокий уровень преступности среди чернокожего населения мужского пола. Расисты утверждают, что такое поведение является результатом биологической предрасположенности, не имеющей ничего общего с социальными и другими факторами. В январе 1968 года, за несколько месяцев до своей гибели от рук убийцы, Мартин Лютер Кинг-младший продемонстрировал куда более глубокое понимание ситуации: «Преступления, пусть и отвратительные, которые совершают черные, есть во многом результат преступлений белого общества».




Поделиться ссылкой