«Королем в Америке является закон. Ибо как в абсолютистских государствах король является законом, так и в свободных странах закон должен быть королем и не должно быть никакого другого». Так писал в своем знаменитом памфлете «Здравый смысл» Томас Пейн. Автор «Здравого смысла» выступал за установление республиканской формы правления и полный разрыв с британской монархией как единственно возможное решение проблем американских колоний. 4 июля 1776 года, всего через шесть месяцев после публикации памфлета Пейна, Второй континентальный конгресс в Филадельфии принял Декларацию независимости. Так был сделан решающий шаг к созданию одного из сильнейших республиканских государств нашего времени.
Десятилетием позже, в 1787 году, будущий второй президент США Джон Адамс повторил утверждение Пейна о важности власти закона. Он считал правильным, «и единственно правильным», следующее определение понятия республика: «Государство, в котором все, богатые и бедные, магистраты и подданные, чиновники и народ, хозяева и слуги, от первого до последнего гражданина, в равной мере подвластны закону». Еще один из отцов-основателей, Александр Гамильтон, в письме 1780 года, сравнивая республику и монархию не в пользу последней, писал о «подчинении свободных граждан закону» и «подчинении рабов самодурству монархов».
"Подчинение свободных людей общему для всех закону, как бы тяжко оно ни было, много совершеннее подчинения рабов самодурству монарха" Александр Гамильтон, 1780
Сегодня слово «республика» настолько распространено, что им описывается практически любое государство, не имеющее монарха. Но Пейн, Адамс и Гамильтон, эти три гиганта Американской революции, дают достаточно узкое и потому более значимое определение. В их представлении всевластие закона, главный среди «предохранителей», вписанных в Конституцию, предотвращает произвол правительства. Философия республики вовсе не ограничивается простым отрицанием монархии.
Согласно классической республиканской парадигме, в деспотизме монархического правления повинен в первую очередь властолюбивый монарх («коронованный дикарь», по словам Пейна), свержение которого и передача власти в руки народа становится частью мифологии нового режима. Эта классическая схема впервые была реализована в политической системе, ставшей источником вдохновения для всех будущих теоретиков-республиканцев, — римской (само слово «республика» образовано от латинского слова «государство», или «общее дело», — res publica).
"Республиканская форма правления единственная не противоречит — скрыто или явно — правам человека" Томас Джефферсон, 1790
Как сообщают официальные римские источники, республика была установлена в 510 году до н. э. после свержения последнего этрусского царя в ходе восстания под руководством героя Луция Брута. Поводом к восстанию стало надругательство Секста Тарквиния, омерзительного сына не менее гнусного царя Тарквиния Гордого, над римской матроной Лукрецией. После свержения царей установилась номинально демократическая республика, власть в которой принадлежала народу. Все взрослые граждане мужского пола имели право участвовать в политической жизни, но на практике власть оказалась в руках олигархии — 50 знатных семей держали под контролем основные государственные должности-магистратуры. Ядром власти был сенат, где бывшие магистраты, пожизненные сенаторы, обсуждали государственные дела и принимали решения.
Впрочем, у римлян было достаточно гарантий, которые призваны были предотвратить злоупотребление властью. Например, срок полномочий всех магистратов был ограничен по времени (обычно год), и даже высшие должностные лица республики, два консула, действовали лишь в рамках определенных законом полномочий, а на решения консула могли налагать вето десять трибунов, избираемых простым народом (плебеями) для защиты своих интересов.
"Безнравственность — это основа деспотизма, а добродетель — это сущность республики" Максимилиан Робеспьер, 1794
Несмотря на все эти защитные механизмы, развивавшиеся на протяжении четырех веков, Римская республика была далека от совершенства. В конце концов, в 27 году до н. э. она пала под гнетом коррупции и злоупотреблений, и на смену ей пришла автократическая империя Августа. Идеи Римской республики, даже не столько политическое устройство, сколько несгибаемый дух ее лидеров, приводили в восхищение многих философов и политиков последующих веков, в том числе и авторов американской Конституции. Главной добродетелью героев республики, которую с тоской вспоминали потомки, например Цицерон, была pietas, или верность долгу: непоколебимая и бескорыстная преданность интересам общества, которую демонстрировали и тираноборец Брут, и Сципион, разрушивший Карфаген, и Катоны, Старший и Младший, — суровый цензор и его правнук, который в 46 году до н. э. предпочел совершить самоубийство, но не поступиться своими принципами.
"Главное возражение против единоличного правления — частота, с которой автократы скатываются в мегаломанию, к которой прибавляется, в случае наследования власти, еще и некомпетентность наследников" Энтони Квинтон, 1995
Римская pietas стала тем примером гражданской добродетели, на которой зиждилась доктрина американской республики. В соответствии с республиканским мышлением Америки 1770-х, главным качеством гражданина была готовность служить стране и народу и ставить интересы общества выше интересов политической партии или своих собственных. Обычно это требовало определенного веса в обществе и уровня образования, которые позволяли рассуждать здраво и независимо среди себе равных. В результате женщины и не имеющие собственности работники (и, конечно, рабы) были вынуждены полагаться на добродетельных (белых мужчин) представителей элиты, которые защищали их интересы. Хотя отцы-основатели считали себя и либералами, и сторонниками республики, их республиканская доктрина противоречила либерализму, сущностью которого была защита прав личности от произвола государства. Социальный консерватизм и аскетизм, поддерживаемые глубокой религиозностью отцов-основателей, не соответствовали идеям классического либерализма с его стремлением к богатству и экономической самостоятельности. Эта внутренняя борьба идей республики с идеями либерализма определила развитие массового сознания и культуры США в следующие два столетия.
В 1775-м, за год до провозглашения независимости американских колоний, деспотическая родина получила от них неожиданный комплимент: «Британия… в сущности республика, где король является главным официальным лицом. Передача власти по наследству не противоречит республиканской форме правления — при условии, что полномочия правителя ограничены законом, а народ имеет возможность участвовать в создании закона и право его защищать». Это наблюдение Джона Адамса, который противостоял британскому правлению не из фундаментальных идеологических разногласий, а лишь потому, что английские власти не предоставляли американцам «основных прав, гарантированных любому англичанину, которых заслуживает любой свободный человек». После окончательного свержения абсолютизма Стюартов в результате «Славной революции» 1688 года Англия (Британия с 1707 года) стала, согласно часто цитируемой фразе Адамса, «империей закона, а не человека», или, как описал ее в 1920 году Герберт Уэллс, «коронованной республикой». Секретом создания республики без свержения монархии стало принятие Конституции сообразно «британской формуле», как назвал ее Троцкий: монарх «царствует, но не правит». Британцам всегда было свойственно симпатизировать республиканским идеям, и в периоды правления непопулярных монархов эта симпатия становилась особенно выраженной, хотя очень редко проявлялась на практике.