Республика

«Королем в Америке является закон. Ибо как в абсолютистских государствах король является законом, так и в свободных странах закон должен быть королем и не должно быть никакого другого». Так писал в своем знаменитом памфлете «Здравый смысл» Томас Пейн. Автор «Здравого смысла» выступал за установление республиканской формы правления и полный разрыв с британской монархией как единственно возможное решение проблем американских колоний. 4 июля 1776 года, всего через шесть месяцев после публикации памфлета Пейна, Второй континентальный конгресс в Филадельфии принял Декларацию независимости. Так был сделан решающий шаг к созданию одного из сильнейших республиканских государств нашего времени.

Десятилетием позже, в 1787 году, будущий второй президент США Джон Адамс повторил утверждение Пейна о важности власти закона. Он считал правильным, «и единственно правильным», следующее определение понятия республика: «Государство, в котором все, богатые и бедные, магистраты и подданные, чиновники и народ, хозяева и слуги, от первого до последнего гражданина, в равной мере подвластны закону». Еще один из отцов-основателей, Александр Гамильтон, в письме 1780 года, сравнивая республику и монархию не в пользу последней, писал о «подчинении свободных граждан закону» и «подчинении рабов самодурству монархов».

"Подчинение свободных людей общему для всех закону, как бы тяжко оно ни было, много совершеннее подчинения рабов самодурству монарха"  Александр Гамильтон, 1780
Александр Гамильтон
Гамильтон мечтал о создании республики на основе гражданских добродетелей. Будущий реалист, Гамильтон тогда идеалистически отрицал дух наживы и призывал к построению республики на основе справедливости

Сегодня слово «республика» настолько распространено, что им описывается практически любое государство, не имеющее монарха. Но Пейн, Адамс и Гамильтон, эти три гиганта Американской революции, дают достаточно узкое и потому более значимое определение. В их представлении всевластие закона, главный среди «предохранителей», вписанных в Конституцию, предотвращает произвол правительства. Философия республики вовсе не ограничивается простым отрицанием монархии.

Римская модель

Согласно классической республиканской парадигме, в деспотизме монархического правления повинен в первую очередь властолюбивый монарх («коронованный дикарь», по словам Пейна), свержение которого и передача власти в руки народа становится частью мифологии нового режима. Эта классическая схема впервые была реализована в политической системе, ставшей источником вдохновения для всех будущих теоретиков-республиканцев, — римской (само слово «республика» образовано от латинского слова «государство», или «общее дело», — res publica).

"Республиканская форма правления единственная не противоречит — скрыто или явно — правам человека"  Томас Джефферсон, 1790

Как сообщают официальные римские источники, республика была установлена в 510 году до н. э. после свержения последнего этрусского царя в ходе восстания под руководством героя Луция Брута. Поводом к восстанию стало надругательство Секста Тарквиния, омерзительного сына не менее гнусного царя Тарквиния Гордого, над римской матроной Лукрецией. После свержения царей установилась номинально демократическая республика, власть в которой принадлежала народу. Все взрослые граждане мужского пола имели право участвовать в политической жизни, но на практике власть оказалась в руках олигархии — 50 знатных семей держали под контролем основные государственные должности-магистратуры. Ядром власти был сенат, где бывшие магистраты, пожизненные сенаторы, обсуждали государственные дела и принимали решения.

Впрочем, у римлян было достаточно гарантий, которые призваны были предотвратить злоупотребление властью. Например, срок полномочий всех магистратов был ограничен по времени (обычно год), и даже высшие должностные лица республики, два консула, действовали лишь в рамках определенных законом полномочий, а на решения консула могли налагать вето десять трибунов, избираемых простым народом (плебеями) для защиты своих интересов.

"Безнравственность — это основа деспотизма, а добродетель — это сущность республики" Максимилиан Робеспьер, 1794

От Рима к Вашингтону

Несмотря на все эти защитные механизмы, развивавшиеся на протяжении четырех веков, Римская республика была далека от совершенства. В конце концов, в 27 году до н. э. она пала под гнетом коррупции и злоупотреблений, и на смену ей пришла автократическая империя Августа. Идеи Римской республики, даже не столько политическое устройство, сколько несгибаемый дух ее лидеров, приводили в восхищение многих философов и политиков последующих веков, в том числе и авторов американской Конституции. Главной добродетелью героев республики, которую с тоской вспоминали потомки, например Цицерон, была pietas, или верность долгу: непоколебимая и бескорыстная преданность интересам общества, которую демонстрировали и тираноборец Брут, и Сципион, разрушивший Карфаген, и Катоны, Старший и Младший, — суровый цензор и его правнук, который в 46 году до н. э. предпочел совершить самоубийство, но не поступиться своими принципами.

"Главное возражение против единоличного правления — частота, с которой автократы скатываются в мегаломанию, к которой прибавляется, в случае наследования власти, еще и некомпетентность наследников"  Энтони Квинтон, 1995

Римская pietas стала тем примером гражданской добродетели, на которой зиждилась доктрина американской республики. В соответствии с республиканским мышлением Америки 1770-х, главным качеством гражданина была готовность служить стране и народу и ставить интересы общества выше интересов политической партии или своих собственных. Обычно это требовало определенного веса в обществе и уровня образования, которые позволяли рассуждать здраво и независимо среди себе равных. В результате женщины и не имеющие собственности работники (и, конечно, рабы) были вынуждены полагаться на добродетельных (белых мужчин) представителей элиты, которые защищали их интересы. Хотя отцы-основатели считали себя и либералами, и сторонниками республики, их республиканская доктрина противоречила либерализму, сущностью которого была защита прав личности от произвола государства. Социальный консерватизм и аскетизм, поддерживаемые глубокой религиозностью отцов-основателей, не соответствовали идеям классического либерализма с его стремлением к богатству и экономической самостоятельности. Эта внутренняя борьба идей республики с идеями либерализма определила развитие массового сознания и культуры США в следующие два столетия.

Коронованная республика

В 1775-м, за год до провозглашения независимости американских колоний, деспотическая родина получила от них неожиданный комплимент: «Британия… в сущности республика, где король является главным официальным лицом. Передача власти по наследству не противоречит республиканской форме правления — при условии, что полномочия правителя ограничены законом, а народ имеет возможность участвовать в создании закона и право его защищать». Это наблюдение Джона Адамса, который противостоял британскому правлению не из фундаментальных идеологических разногласий, а лишь потому, что английские власти не предоставляли американцам «основных прав, гарантированных любому англичанину, которых заслуживает любой свободный человек». После окончательного свержения абсолютизма Стюартов в результате «Славной революции» 1688 года Англия (Британия с 1707 года) стала, согласно часто цитируемой фразе Адамса, «империей закона, а не человека», или, как описал ее в 1920 году Герберт Уэллс, «коронованной республикой». Секретом создания республики без свержения монархии стало принятие Конституции сообразно «британской формуле», как назвал ее Троцкий: монарх «царствует, но не правит». Британцам всегда было свойственно симпатизировать республиканским идеям, и в периоды правления непопулярных монархов эта симпатия становилась особенно выраженной, хотя очень редко проявлялась на практике.




Поделиться ссылкой