Борис Семенович Якоби (Мориц Герман) и его вклад в науку

Многие научные достижения способствуют грандиозным изменениям, которые вносят что-то новое в нашу жизнь. Однако часто бывает и так, что ученые, открывшие какой-либо закон или явление, редко самостоятельно могут применить итоги своих трудов на практике…

«Я черпал из науки только то, что ведет или обещает привести к практическим результатам. Я поставил себе задачу примирить науку и технику, стереть неоправданное различие, которое установили между теорией и практикой», — говорил выдающийся физик и электротехник Борис Семенович Якоби.

Электродвигатель Якоби
Электродвигатель Якоби
Современные электродвигатели принципиально мало отличаются от двигателей Якоби
Современные электродвигатели принципиально мало отличаются от двигателей Якоби

По жизни Якоби имел одну большую страсть — проводить опыты с электричеством. Он даже вел переписку с великим английским ученым Майклом Фарадеем, который установил законы электролиза — процессов, протекающих при пропускании электрического тока через растворы. Началом будущих открытий стало создание электродвигателя с вращающимся рабочим валом. В основе его работы были те же магнитные эффекты, которые заставляют стрелку компаса поворачиваться одним концом к северу, а другим — к югу.

В 1839 году Якоби вместе с физиком Эмилием Ленцем построил два усовершенствованных и более мощных электродвигателя, один из которых был установлен на большой лодке и вращал ее гребные колеса. Для демонстрации мощности двигателя в лодку посадили экипаж из четырнадцати человек и пустили ее против течения Невы и ветра. Второй электродвигатель демонстрировал возможность передвижения по рельсам тележки, в которой мог находиться человек.

Эти сооружения представляли собой первое в мире электрическое судно и аналог трамвая, троллейбуса, электропоезда и электрокара.

Электрический поезд
Б. С. Якоби создал первое в мире устройство, оснащенное электродвигателем и способное перемещать людей и грузы. В современном мире без аналогов такого сооружения трудно представить нашу повседневную жизнь. Более того, электрические поезда по своим скоростным качествам давно превзошли обычные
Атомный ледокол «Ленин»
В XIX веке судно с электрическим двигателем казалось не более чем игрушкой. Но уже в 1959 году первый в мире атомный ледокол «Ленин» с электрической силовой установкой доказал жизненность идей Якоби

Однако, несмотря на революционность идеи, сидеть в тележке было неудобно из-за отсутствия свободного места. Кроме этого, источник электрического тока не мог работать без цинка, который расходовался так же быстро, как уголь в топке, но в отличие от последнего был дороже. Поэтому для проведения опытов Якоби нуждался в других, более дешевых источниках электрического тока. Для решения этой проблемы он тщательно изучил целый ряд гальванических элементов. До Якоби было известно, что при прохождении электрического тока через растворы солей на электродах происходят особые процессы, сопровождающиеся выделением газов, металлов и других продуктов взаимодействия с водой. При электролизе часть веществ может оседать на электроде в виде сплошного слоя, причем данное явление характерно для большинства металлов, покрывающих катод — электрод, к которому движутся положительно заряженные частицы.

Однажды, работая с раствором, в котором на электроде оседала медь, Якоби обратил внимание, что получившийся слой был равномерным и мог быть легко отделен. Более того, листочек меди полностью и в точности воспроизводил все особенности поверхности электрода, включая неровности.

Атомная подводная лодка
Атомные подводные лодки являются также прямыми наследниками судна Якоби. Вырабатываемое ядерным реактором тепло идет на получение пара, который крутит турбину постоянного тока, питающую мощные электродвигатели
Гальванопластическая ванна: съемка копии с пятака, служащего катодом
Гальванопластическая ванна: съемка копии с пятака, служащего катодом

Как истинный практик, Якоби в следующий раз применил в качестве электрода полоску металла, на которой было выгравировано его имя.

Результат был предсказуемым, но все равно впечатляющим: отодранный от электрода медный листочек представлял собой точную копию полоски металла с надписью на ней.

Батарейки
Без аккумуляторов и батареек невозможно представить нашу жизнь. С их помощью «оживают» беспроводные клавиатуры и мыши, включается бытовая техника, звонят мобильные телефоны, работают ноутбуки и многие другие приборы. Развитие электрохимии дало возможность создавать емкие батареи, позволяющие этим жизненно необходимым устройствам работать очень долго, а их пользователю — не быть «прикованным» к розетке
Труд Якоби «Гальванопластика или способъ по даннымъ образцамъ производить медныя изделия изъ медныхъ растворовъ, помощию гальванизма»
Труд Якоби «Гальванопластика или способъ по даннымъ образцамъ производить медныя изделия изъ медныхъ растворовъ, помощию гальванизма»

Якоби оценил техническое значение этого факта и, видя потенциал в таком открытии, в другой раз снял копию с медного пятака.

Открытый процесс Якоби назвал гальванопластикой и стал широко пропагандировать его применение на практике. В 1838 году в докладной записке для Петербургской академии наук он рассказал о своем открытии, а спустя два года выпустил руководство по использованию гальванопластики, став родоначальником современной электрохимии.

Аппарат Якоби для гальванопластического серебрения, 1838 год
Аппарат Якоби для гальванопластического серебрения, 1838 год
Самое главное применение гальваники — нанесение защитного покрытия на стальные листы и предметы из стали из более устойчивых к коррозии металлов (цинк, медь, хром, золото)
Последующее бурное развитие промышленности способствовало широкому распространению гальваники. Теперь ее применяют для придания деталям особых физико-механических свойств и внешнего вида. Тонкослойное покрытие не только исключает необходимость использования дорогостоящих материалов, но и защищает изделие от атмосферного влияния, увеличивает твердость и повышает износостойкость. С помощью гальваники можно даже восстанавливать изношенные детали. Гальваническое покрытие способно создавать поверхности зеркального вида, обладающие особой прочностью и стойкостью. Но самое главное применение гальваники — нанесение защитного покрытия на стальные листы и предметы из стали из более устойчивых к коррозии металлов (цинк, медь, хром, золото)

Ученый был настолько нацелен на результат, что именно благодаря ему

гальванопластика стала использоваться при изготовлении точных клише для печати государственных бумаг и денежных знаков.

Современное оборудование для проведения гальванических процессов
Современное оборудование для проведения гальванических процессов
Без развития технологии гальванических процессов было бы невозможно изготавливать печатные платы — основу любого современного оборудования
Без развития технологии гальванических процессов было бы невозможно изготавливать печатные платы — основу любого современного оборудования

Интересно, что Якоби сулили огромные доходы и говорили о том, что в другой стране он мог бы найти гораздо больше применений своему изобретению. На это он отвечал, что «сие изобретение принадлежит исключительно России и не может быть оспорено никаким другим изобретением вне оной. Здесь оно открыто и здесь развивалось».

Талантливый физик открыл гальванопластическую мастерскую, где при его участии было изготовлено много замечательных произведений искусства. Из нее вы шли статуи и барельефы Исаакиевского собора, Эрмитажа, Большого театра в Москве, Зимнего дворца, Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. На эти и другие изделия мастерская потратила 6749 пудов меди.

Для позолоты куполов Храма Христа Спасителя в Москве, Исаакиевского и Петропавловского соборов в Санкт-Петербурге и других небольших куполов и изделий было израсходовано 45 пудов 32 фунта золота.

Некоторые модели телеграфных аппаратов, созданных Б. С. Якоби
Некоторые модели телеграфных аппаратов, созданных Б. С. Якоби

Параллельно Якоби занимался созданием телеграфных аппаратов. Его главным достижением стал буквопечатающий аппарат, который служил источником связи по специальным кабельным телеграфным линиям между главными царскими резиденциями.

Для их создания ученому понадобилось разработать еще много других сопутствующих технологий, например, создания и производства подземных и подводных кабелей, подбора электроизоляционных материалов. Вклад Якоби в создание отечественного электротехнического оборудования огромен, с его участием был построен ряд электротехнических приборов — вольтметр, проволочный эталон сопротивления, несколько конструкций гальванометров и регуляторов сопротивления.

Могила Б. С. Якоби, Санкт-Петербург
Могила Б. С. Якоби, Санкт-Петербург

Краткая биография

Борис Семенович Якоби (Мориц Герман) родился 9 (21) сентября 1801 года в немецком городе Потсдам в состоятельной еврейской семье, однако все свои изобретения он завещал России. Отец будущего физика был личным банкиром короля Пруссии Фридриха Вильгельма III, мать — домохозяйкой. Обучался в Берлинском и Геттингенском университетах на архитектурных факультетах, работал в строительном департаменте Пруссии. В 1834-м переехал в Кенигсберг. Увлечение физикой не прошло даром — в этом же году он изобрел электродвигатель с вращающимся рабочим валом. В 1837 году Николай I выделяет Якоби баснословную сумму в 50 тысяч рублей для проведения опытов с изобретенной им электромагнитной машиной. В ответ Якоби навсегда перебирается в Россию и принимает российское подданство. В 1838-м ученый изобрел гальванопластику, положив начало целому направлению прикладной электрохимии. Достиг значительных успехов в области телеграфии. В 1839 году получил звание адъюнкта Петербургской академии наук, через восемь лет стал академиком. За изобретение гальванопластики в 1840 году был удостоен Демидовской премии в размере 25 000 рублей и награжден Большой золотой медалью на Всемирной выставке в Париже. До конца жизни Якоби был заведующим Физическим кабинетом Петербургской академии наук. Скончался ученый 27 февраля (11 марта) 1874 года в Санкт-Петербурге от сердечного приступа.

Борис Семенович Якоби (Мориц Герман)
Борис Семенович Якоби (Мориц Герман)



Поделиться ссылкой