Открытие протона

Чрезвычайно важное открытие Генри Мозли указывало на то, что и положительно заряженные атомные ядра состоят из частиц, несущих электрический заряд. В таком случае ядро водорода должно содержать одну такую частицу и т.д. Это стало хорошей платформой для начала поисков положительно заряженных субатомных частиц.

Генри Мозли
Генри Мозли было только 25 лет, когда он открыл, что ядра всех элементов можно упорядочить по уникальным атомным номерам. В 1917 году было установлено, что предложенный Мозли атомный номер — это, по сути, количество протонов в ядре. Увы, сам Мозли погиб двумя годами ранее на одном из фронтов Первой мировой войны

В 1815 году Уильям Праут предположил, что все атомы состоят из атомов водорода, поскольку водород самый легкий из элементов. Лишь в 1917 году ученые установили частичную правоту Праута.

Если конкретно, то это сделал Эрнест Резерфорд, когда облучал альфа-частицами атомы азота (атомный номер 7). Он обнаружил в образце атомы кислорода (атомный номер 8), еще образец испускал ядра водорода. Резерфорд уже знал, что альфа-частицы представляют собой ядра гелия (атомный номер 2). Получалось, что одна из этих единиц положительного заряда входила в ядро азота, повышая его заряд до 8 и превращая в кислород. Оставалась еще одна единица положительного заряда, которая оказалась эквивалентна ядрам водорода (атомный номер 1). Резерфорд предположил, что положительный заряд ядра переносится частицей, которую назвал «протон», немного изменив латинское слово, означавшее «первый». Получалось, что ядро водорода содержало только протон. Следующим открытием стало то, что протон имеет электрический заряд, равный заряду электрона, но противоположный по знаку, однако вес протона почти в 2000 раз больше.