Рим рексов

Римская традиция называла семь первых римских царей — рексов. Это Ромул (753-716 до н. э.), Нума Помпилий (715-674 до н. э.), Тулл Гостий (673-642 до н. э.), Анк Марций (642-617 до н. э.), Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний (616-579 до н. э.), Сервий Туллий (578-535 до н. э.), Луций Тарквиний Гордый (534-509 до н. э.).

Годы правления у разных авторов могут различаться, но традиция всегда называет семь царей в одном и том же порядке и с одними и теми же именами.

Семь римских царей. Портреты из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год)
Семь римских царей. Портреты из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год)

Первых царей римляне обожествили. Их золотые статуи стояли на форуме. Они охранялись даже в эпоху торжества христианства и были переплавлены только в 410 году — чтобы этим золотом откупиться от готского вождя Алариха.

Независимо от того, какими были эти первые цари, легенды о них отражают не реальность, а то, какими хотели бы их видеть римляне более поздних времен.

По легенде, сабина Нуму Помпилия сенат избрал в цари за справедливость, разумность и набожность. Нума Помпилий был уже немолод. Он согласился быть царем при одном условии: при нем римляне никогда не будут воевать.

В Риме он сначала построил себе дом на Квиринале, а затем новый дворец на Велии, между Квириналом и Палатином. Это был очень мудрый старик, которого боги удостоили личной дружбы. Пастухи видели, как Нума Помпилий прогуливался в роще вместе с Юпитером и о чем-то дружески беседовал с этим верховным богом. Подкравшись, пастухи наблюдали за интимными подробностями свидания Нумы Помпилия с нимфой Эгерией.

Нума ввел 12-месячный календарь вместо старого 10-месячного, создал жреческие коллегии и установил их правила, а на форуме построил храм Януса.

После смерти Нумы римляне избрали своим царем человека по имени Туллий Гостилий — внука Гостия Гостилия, храбрейшего из римских воинов, погибшего в битвах с сабинянами. Он был полной противоположностью Нуме, и все время своего царствования воевал с сабинами, этрусскими городами Вейями и Фиденами, с Альба-Лонгой.

Когда пастухи из Рима поссорились с пастухами из Альба-Лонги и угнали друг у друга скот, Тулл Гостилий тут же выступил в поход на Альба-Лонгу. Но жителям этих родственных городов трудно было начать сражение. В конце концов, решили свести войну к поединку: выставить от каждого войска по три бойца. Чьи бойцы победят в схватке — того и победа.

Альбанцы выставили трех братьев — Куриациев, римляне — трех братьев Горациев. Еще недавно сестра Горациев должна была выйти замуж за одного из Куриациев. Уже шли приготовления к свадьбе.

«Клятва Горациев». Жак Луи Давид, 1784 г. Для французов XVIII века важна была идея героического патриотизма
«Клятва Горациев». Жак Луи Давид, 1784 г. Для французов XVIII века важна была идея героического патриотизма

В назначенный день воины расселись на земле, а шестеро воинов сошлись в схватке. Подробности битвы авторы описывают очень по-разному. Но все говорят — сначала Куриации убили двоих Горациев.

Оставшийся в живых брат Гораций вдруг кинулся бежать. Взрыв яростных криков римлян, поток насмешек и оскорблений альбанцев! Но преследуя героя, Куриации отдалились друг от друга, а Гораций вдруг повернулся, и легко убил не ожидавшего нападения Куриация. Со вторым он тоже легко справился. Третий Куриаций отстал от братьев, потому что был тяжело ранен. Гораций вонзил ему в горло меч с назидательными словами: «Двоих я принес в жертву теням моих братьев, гибель третьего дает римлянам власть над альбанцами!»

В знак победы Гораций сорвал с побежденного его плащ и взял оружие.

Римляне шли домой с пением и ликующими криками, славили Горация. Гораций шел впереди, нес одежду и оружие убитых им Куриациев. Женщины встречали мужчин у ворот Рима. Сестра Горациев увидела, что из всех возвращается только один ее брат, одетый в плащ, который она выткала для жениха — Куриация. Она стала громко кричать, оплакивая смерть жениха.

Гораций еще не остыл от боя, он был оскорблен, что сестра плачет о враге, а не о братьях. Он ударил в грудь сестру мечом, на котором еще не высохла кровь Куриациев, сказав не менее назидательные слова: «Так отправляйся к своему жениху! Ты забыла о братьях, о мертвых и о живом, забыла об Отечестве. Так да погибнет всякая римлянка, которая станет оплакивать неприятеля!»

Впрочем, с жителями поверженной Альба-Лонги поступили по-братски: их переселили в Рим, дав все права гражданства, а знать зачислили в сенат. По легенде, бесконечные войны вызвали неудачи и беды.

Стало понятно: Тулл Гостилий увлекся войнами и забыл о служении богам. Поняв это, Гостилий стал плакать, приносить Юпитеру жертвы и просил его снизойти на землю. Юпитер разгневался на такое малодушие, убил царя молнией и сжег его дом.

Римляне сочли, что надо избрать на престол более миролюбивого царя. Им стал Анк Марций, внук Нумы Помпилия. Он тоже был сабином и старался во всем подражать кроткому и набожному дедушке. Он ни разу не вел ни одной войны, но границы Римского государства при нем расширились до Тирренского моря и этрусского берега Тибра. Связи с этрусками стали еще прочнее.

Наверное, поэтому следующим царем и стал этруск из города Тарквинии, которого изначально звали Лукумон. Его отец Демарат был греком из города Коринфа. Лукумон был женат на этрусской женщине Танаквили, которую легенда называет дамой очень умной и мудрой. Танаквиль посоветовала мужу переехать в Рим — ведь он не чистокровный этруск, путь к высшим должностям для него в племенном обществе закрыт.

Легенда рассказывает, что по пути в Рим Лукумону было знамение. Путь в Рим лежал через холм Яникул на западном берегу Тибра. Названный в честь бога Януса, при Анке Марции холм обнесли стеной и сделали римской крепостью на территории Этрурии. Яникул соединялся с Римом свайным мостом.

Яникул в наши дни
Яникул в наши дни

Когда Лукумон подъезжал к Яникулу, орел спустился к нему, снял с будущего царя шлем и опять возложил на его голову.

В Риме Лукумон принял римское имя Луций Тарквиний. Он был очень богат, очень умен и очень мудр, его почитал народ. Рекс Анк Марций приблизил к себе Тарквиния и сделал его начальником конницы.

После его смерти Луций Тарквиний убедил форум, народное собрание, в том, что именно он, а не кто-то из малолетних детей Анка Марция должен стать царем Рима.

Сделавшись царем, Луций Тарквиний воевал с латинами, этрусками и сабинянами.

Он взял города Апиолы, Фирулею, Камерию, Номентум.

Город Корникул за упорное сопротивление после взятия был разрушен до основания. А латинские города, сдавшиеся без боя, делались римскими союзниками без уменьшения прежних прав жителей.

Луций Тарквиний окончательно подчинил Этрурию и сабинян. При нем Рим стал фактическим главой Латинского союза.

Луций Тарквиний увеличил сенат до 200 человек, вводя в него даже мудрых бедняков. Он отвел новое место под Римский форум, построил храм Юпитера Капитолийского, здание Большого цирка. При нем же начали строить Большую клоаку — систему каналов для осушения болот. Позже клоака переросла в первую городскую канализацию.

зображение этрусского магалукумона
Изображение этрусского магалукумона. Возможно, именно отсюда идет легенда об орле

Луций Тарквиний ввел в Риме многие этрусские обычаи — в том числе обычай триумфа. Первый раз триумф отпраздновали после побед над этрусками. Но торжественное шествие, в котором всем показывали захваченную добычу и пленных, немного усовершенствовали. Шествие проходило через арку. Этот проход символизировал, что войско вступило в пределы Рима и принесло в родной город добычу. Из внешнего мира оно вступило на родину. Пройдя арку, войско должно было разоружиться и не идти по родной земле в воинском строю.

Если верить легенде, выросшие сыновья Анка Марция сердились на любимца покойного отца: он отобрал у них власть. Созрел заговор. Чтобы выманить царя из дворца, сыновья Анка Марция устроили ссору между собой.

Царь вышел к ним, чтобы остановить драку, и оказался рядом с вооруженными палками людьми. Его убили ударом дубинки. Но народ и сенат не захотели отдать власть убийцам, весь род Анка Марция изгнали из города.

В курульное кресло сел другой человек — Сервий Туллий.

Легенды называют его уроженцем латинского города Корникула. Его мать Окрисия вместе с малышом попала к римлянам в плен и стала там приближенной к жене рекса, этрусской женщине Танаквили.

Впрочем, называют ее и проще — рабыней. Но хотя будущий царь Сервий Туллий рос рабом (само слово сервий значит «раб»), он получил хорошее греческое образование. Были даже знамения, указывавшие на его особое происхождение. Когда он еще был совсем маленьким, вдруг появилось яркое пламя, охватившее голову малыша, как корона. Слуги хотели сбить пламя, но Танаквиль не позволила: это знамение богов. Пламя ничуть не повредило ребенку и погасло, только когда он проснулся.

Тарквиний Приск тоже ценил Сервия Туллия — да так, что отдал ему в жены свою вторую дочь. После убийства Тарквиния Приска сыновьями Анка Марция, Танаквиль убедила сенат и форум в том, что лучшим царем станет именно Сервий Туллий.

Есть, правда, и другая версия происхождения Сервия Туллия: это авантюрист и преступник Мастарна, которого выгнали из Этрурии, а он изменил имя и поселился в Риме.

Барельеф на арке Тита
Барельеф на арке Тита, построенной в 81 году от н. э., изображает триумфальное шествие римских войск с трофеями

По легенде, Сервий Туллий закончил «Сервиеву городскую стену» вокруг семи холмов Рима. Правда, археологические раскопки показывают, что городская стена в Риме была построена только в первой половине IV века до н. э. — через 200 лет после Сервия Туллия.

Этот царь успешно воевал с Вейями и другими этрусскими городами, но не воевал с италиками.

На Авентинском холме он построил храм Дианы и стал проводить там общие для всех сабинов праздники. С храмом связана легенда: сабинянину по имени Куриаций принадлежал красивый могучий бык.

Однажды к этому скотоводу явился странствующий пророк и предсказал, что тот, кто принесет этого быка в жертву Диане, станет царем сабинян.

Куриаций повел своего быка в новый храм Дианы, на Авентинском холме Рима. Там он от большого ума тут же рассказал римскому жрецу о пророчестве. «Но как же ты можешь приносить жертву? — возмутился жрец. — У тебя же не мыты руки! Ты не совершал омовения». Куриаций побежал к Тибру мыть руки, а жрец тут же принес в жертву быка.

«Тарквиний объявляет сам себя королем». Джон Линч, 1854 г.
«Тарквиний объявляет сам себя королем». Джон Линч, 1854 г.

По легенде, обманутому сабинянину отдали голову быка. С ней в руках он отправился в свой город умолять соотечественников не нападать на Рим: ведь теперь Рим сделался коллективным царем сабинян...

Но сабиняне и правда не нападали. Сервий Туллий вошел в историю главным образом как законодатель и реформатор. К сожалению, мы не знаем ни одного подлинного текста «Сервиева законодательства». Считается, что Сервий Туллий заменил родоплеменные трибы территориальными. Племенное разделение Рима сделалось разделением на районы: четыре городские и 17 сельских триб. Жителей сосчитали — в Риме жило 25 тысяч мужчин, способных носить оружие.

Сервий Туллий дал гражданские права плебеям, а население Рима разделил на пять классов по имущественному цензу.

Ценз определялся тем, с каким оружием и в каких доспехах гражданин шел на войну. Самые богатые были всадниками. Более бедные — тяжеловооруженными пехотинцами. Меньше денег — хуже вооружение, меньше влияние. Триарии (triarius) имели полное защитное вооружение, длинные копья и мечи. Их ставили в третью линию в боевом порядке (отсюда и название — третьи).

Золотая монета с изображением консула и двух ликторов
Золотая монета с изображением консула и двух ликторов

Принципы (princeps — «первый») имели защитное вооружение, но без поножей, длинные копья и мечи. Их ставили в первую линию в боевом порядке: отсюда название.

Гастаты (от hasta — «копье») шли в бой с копьями, но без мечей и без защитного вооружения.

Велиты (velites от velox — «быстрый») были вооружены дротиками — пилумами, а не длинными копьями — гастами. Велиты не носили панцирь, в качестве защиты у них были простой шлем и круглый легкий щит диаметром 90 см — parma.

В бою велиты метали в противника дротики, быстро отступали за спины хорошо защищенной тяжелой пехоты. Иногда велиты носили поверх шлемов волчьи шкуры, чтобы их центурионы могли отличить своих солдат, когда те отступали назад.

Каждый класс выставлял определенное количество войсковых единиц — центурий. Сколько воинов — столько и голосов в центуриатных комициях.

Всего центурий было 193. Самыми влиятельными были 18 центурий 1-го класса и 80 центурий 2-го класса. Если по какому-либо вопросу они голосовали одинаково, мнение других центурий не спрашивалось.

Раудускуланские ворота
Раудускуланские ворота, Porta Raudusculana, ворота Сервиевой стены древнего Рима. Варрон пишет, что название ворот пошло от слова «бронза», возможно, они были укреплены бронзовыми пластинами. Валерий Максим пишет о бронзовых рогах, прикрепленых на воротах в честь претора Генуция Кипа (Genucius Cipus)

Похожее разделение общества на имущественные классы, выставлявшие разные рода войск, ввел в Афинах легендарный законодатель Солон в 594-593 годах до н. э. Сервий Туллий — младший современник Солона, и его реформы откровенно подражают законодательству Солона. И другие реформы Сервия Туллия подражают реформам Солона.

Сервий Туллий чеканил серебряную монету, выкупал бедняков из рабства и освобождал клиентов от власти патронов.

Поэтому Сервия Туллия считали «народным» царем. Плебеи его особенно чтили — ведь он дал им права гражданства.

Сервий Туллий пришел к власти, когда сыновья убитого Тарквиния Приска были младенцами. Он хорошо помнил, что Тарквиния убили сыновья Анка Марция. Поэтому он постарался приблизить к себе двух сыновей Приска — Луция и Аруна. Он даже выдал своих дочерей за сыновей убитого Тарквиния.

Сначала он хотел выдать замуж кроткую и ласковую старшую дочь за гордого Луция, а честолюбивую младшую Туллию — за нерешительного Аруна. Но Туллия рассудила иначе — против воли старших она вышла замуж за энергичного Луция Тарквиния. Для этого ей пришлось сначала убить собственную сестру — тоже Туллию-старшую и неудавшегося жениха — Аруна.

Патриции были недовольны реформами Сервия Туллия. Сенат выступал против царя. Тогда сын Тарквиния Приска Луций Траквиний созвал сенат и объявил себя царем. К тому времени глубокий старик, Сервий Туллий явился в сенат, чтобы прогнать самозванца, но на глазах сенаторов Тарквиний вытолкал его и сбросил с высоких ступеней на каменную мостовую. Там его ждали приверженцы Тарквиния и, когда он пытался бежать, убили. Тут же подъехала на колеснице Туллия и демонстративно переехала то ли труп, то ли умиравшего старика: собственного отца. Улицу, на которой это произошло, стали называть vicus sceleratus — то есть «бесчестной улицей».

«Тарквиний и Лукреция». Тициан, 1571 г.
«Тарквиний и Лукреция». Тициан, 1571 г.

Луций Тарквиний остался царем и в отличие от отца получил кличку Гордый. Правил он жестоко и постепенно своими казнями, конфискациями и изгнаниями восстановил против себя не только форум, но и сенат.

Если верить легенде, последней каплей стало насилие, совершенное сыном царя Тарквиния Гордого, Секстом Тарквинием. Этот «золотой ребенок» с обнаженным мечом в руке явился в спальню к жене патриция Тарквиния Коллатина, Лукреции. Угрожая мечом, он овладел несчастной, несмотря на ее мольбы и рыдания.

Лукреция рассказала о случившемся мужу и отцу. Мало того — рассказывая, она держала под одеждой нож. Закончив рассказ, женщина тут же выхватила нож и вонзила его себе в сердце.

Друзья и родственники Лукреции вынесли на площадь форума окровавленное тело, созвали сограждан и призвали их к отмщению и восстанию. Главными среди повстанцев были патриции Публий Валерий и Луций Юний Брут — сын сестры царя Тарквиния Гордого.

С ним связана очередная назидательная легенда. Царь Тарквиний послал в Дельфы к оракулу послов — для истолкования несчастливого знамения в доме царя. Послами были сыновья царя Тит и Арунт, а вместе с ними — близкий родственник, Юний Брут. После исполнения царского поручения юноши испросили оракула, кто будет следующим царем, на что получили ответ: «Верховную власть в Риме получит тот, кто первый поцелует мать». Умный Брут верно истолковал пророчество. Он сделал вид, что оступился, и припал губами к земле.

Римские сенаторы. Барельеф
Римские сенаторы. Барельеф

Во время массовых репрессий Тарквиния Брут сумел «спрятать природный ум под приятною личиной», почему и уцелел. Интересно, что само прозвище Брут в переводе означает «тупица».

Во время восстания в Риме царь Тарквиний Гордый осаждал город рутулов Ардеи. Узнав о восстании, все войско тоже перешло на сторону Рима. Царь с сыновьями был вынужден уехать в Этрурию.

Римляне же решили не избирать больше царей. Они избрали одновременно двух консулов: пусть два верховных правителя сдерживают друг друга. 509 год до н. э. — это первый год республиканской власти в Риме.

Первыми консулами в 509 году были избраны Луций Юний Брут и Тарквиний Коллатин. Оба они были консулами недолго.

Свергнутый царь направил в Рим послов с обращением к народу. Ласковыми речами он хотел вернуть себе потерянное царство. Валерий опасался, что война покажется беднякам тяжелее тирании, направленной против богачей и знати. Он всеми силами воспротивился выступлению послов перед народом.

Тарквиний шлет новое посольство. Он отказался от царства и лишь требует назад свое имущество. Пока в сенате шло обсуждение этого вопроса, послы нашли сторонников царя в патрицианских домах Аквилиев и Вителлиев. В заговоре участвовали даже сыновья консула Юния Брута, Тит и Тиберий. Раб по имени Виндиций, в присутствии которого велись антиреспубликанские речи, побоялся сообщить о заговоре консулам, поскольку среди заговорщиков были родственники Коллатина и сыновья Брута. Но Валерию он открыл тайну.

Луций Юний Брут
Луций Юний Брут

Валерий со своим братом Марком вооружил своих клиентов и рабов, с их помощью схватил заговорщиков и нашел у них письма к царю Тарквинию. Заговорщики были отданы на суд консулов. Брут велел казнить своих сыновей, после чего отдал право судить остальных заговорщиков второму консулу и удалился с суда.

Коллатин же сочувствовал родичам, а те, чувствуя слабость консула, требовали вернуть им беглого раба и отпустить их самих. Но Валерий воспротивился этому. На суд вернули Брута, и под его влиянием все заговорщики были казнены. Виндиций же стал первым рабом, отпущенным на свободу.

Тогда же Тарквиния Коллатина приговорили к изгнанию из города за родственные связи с ненавистным царем и за нестойкость. После его изгнания в консулы избрали Публия Валерия.

Войны с этрусками

Этруски хотели восстановить власть этрусских царей над Римом. Возможно, этруски считали Рим своей колонией, как и Неаполь. Осенью 509 года до н. э. бывший царь Тарквиний с войском этрусских городов Вейи и Тарквинии пошел на Рим. Против него выступили консулы Луций Юний Брут и Публий Валерий. Пехоту возглавлял Валерий, а кавалерию Брут. Во время первого же столкновения всадников обоих войск сын бывшего царя Аррунт Тарквиний убил Юния Брута, но и сам был убит Брутом.

Белый Дом, Вашингтон, США
Белый Дом, Вашингтон, США. Штаты давно объявили себя наследниками Римской Республики, это прослеживается как в архитектуре, так и в политике

В битве ни одна из сторон не смогла добиться перевеса. Правое крыло римлян потеснило левое крыло противника, состоявшее из вейян, но тарквинийцы на своем крыле смогли потеснить римлян. Никто не мог понять, за кем осталось поле боя, кто победитель. Но в ночной тишине из Арсийского леса раздался громовой голос: «У этрусков одним павшим больше: победа у римлян!»

Все сразу поняли, что это был голос бога земли Сильвана. Этруски испугались и ушли.

После смерти Брута Валерий медлил с избранием напарника по консульству. Тут же поползли слухи, что он сам стремится в цари. К тому же он начал строить дом на вершине Велийского холма: там, на высоком и укрепленном месте, это была бы неприступная крепость. Узнав о слухах, Валерий тут же перенес свой дом к подножию холма и провел законы, ставшие незыблемой основой республики:

  • любой римлянин может стать консулом;
  • любое решение консула может быть обжаловано;
  • любой, кто станет магистратом вопреки гласу народа, будет казнен;
  • любой, кто попытается восстановить царскую власть, будет проклят, а также будет проклято его имущество. Позже на основании этого закона были оправданы убийцы Юлия Цезаря;
  • бедняки освобождаются от налогов;
  • патриции наказываются за неповиновение консулу более сурово, чем плебеи;
  • государственная казна находится вне ведомства консулов. Казна располагается в храме Сатурна под управлением специальных магистров — квесторов.

От принятия этих законов пошла кличка Валерия — Публикола (populum colere — «заботиться о народе»).

А на Рим снова шли этруски. Царь этрусского города Клузий Ларс Порсена пошел на Рим вместе с бывшим царем Тарквинием. Быстрым маршем Порсена дошел до Рима и занял окружающие Рим холмы, в том числе Яникул.

«Муций Сцевола». Луи-Пьер Десен. (1749-1822) Париж, Лувр
«Муций Сцевола». Луи-Пьер Десен. (1749-1822) Париж, Лувр

Согласно легенде, римляне не успели разрушить Свайный мост, и войско этрусков легко могло пройти прямо к Капитолийскому холму. Охраной моста командовал Гораций Коклес. Он пытался остановить бегущих, но тщетно. Тогда он приказал разрушить мост.

Разрушением командовали двое героев, Спурий Лукреций и Тит Герминий. А Коклес остался один на захваченном врагами берегу.

Этруски даже остановились от изумления. А Гораций Коклес обозвал их царскими рабами, которые, не имея собственной свободы, идут отнимать чужую. После этого в щите Горация торчал целый частокол вражеских дротиков. Конечно, его убили бы, но тут с грохотом рухнул мост, а Гораций Коклес в доспехах прыгнул в Тибр и переплыл быструю реку, не получив ни единой царапины.

Горацию Коклесу воздвигли статую на форуме, все римские граждане принесли ему свои дары в зависимости от благосостояния. Ему дали столько земли, сколько он мог обвести плугом за день.

Беда в том, что эту замечательную историю мы знаем от авторов, живших через 200-300 лет после подвига, а потомки Горация Коклеса, возделывавшие завидный надел, нам неизвестны.

Порсена осадил Рим и разорил его окрестности. Публиколе удалось заманить в засаду и разбить один из грабительских отрядов этрусков, однако положение римлян оставалось очень сложным, в городе было не так много запасов продовольствия.

Тогда юноша по имени Гай Муций Корд решил убить царя Порсену. Он пробрался в царский шатер, но перепутал: царский писец одевался дороже и красивее царя, юноша убил именно его. Гая Муция схватили, а он заявил Порсене, что еще 300 римских юношей поклялись даже ценой своих жизней убить Порсену. Герою угрожают пыткой и смертью, чтобы он раскрыл детали этого замысла. И тогда Гай Муций протянул правую руку в разведенный на алтаре огонь и держал ее там, пока рука не обуглилась.

Этруски были давним и опасным врагом Рима
Этруски были давним и опасным врагом Рима

Мужество Гая Муция так поразило этрусков, что его отпустили, а Порсена заключил с Римом мир и снял осаду.

Есть и другая версия этой замечательной истории. По этой версии, когда Гая Муция схватили и подвели к Порсене, тот «наказал» свою правую руку за то, что она убила не царя, а его писца: положил руку на пылающий алтарь. Сжалившись над ним, Порсена отвел юношу от огня. И тогда, как бы в благодарность за милосердие, Гай Муций Корд сообщает царю, что еще 300 подобных ему римлян составили заговор и непременно убьют. Царь Порсена был такой же робкий, как этруски, услышавшие вопли Сильвана из леса. Он снял осаду и прекратил войну.

За потерю правой руки Муция прозвали Сцевола (scaevola — «левша»). Ему поставили статую на форуме и подарили луга за Тибром, названные в связи с этим Муциевыми.

Эта история вызывает больше доверия, потому что и в I веке до н. э. жили потомки Гая Муция.

Автор: Буровский А.М.




Поделиться ссылкой