Римская республика

«Кто хочет спасти республику, пусть последует за мной»
Римская политическая формула

Время существования Римской республики

Эпоху с 509 по 30 или 27 годы до н. э. называют Римской республикой, по установившемуся политическому строю.

Большинство историков считают, что в 30 или в 27 году до н. э. кончается Римская республика, и начинается эпоха империи. Сами римляне, правда, не думали, что республика на этом кончилась. Эпоху республики разделяют на Раннюю республику, с 509 по 265 (или 264) год до н. э. В эту эпоху Рим состоялся как италийское государство.

Поздняя Римская Республика охватывает период с 264 по 30 г. или 27 г. до н. э. В эти 240 лет Рим сделался могучей средиземноморской державой. Иногда Раннюю республику датируют 509-287 годами до н. э. и выделяют Классическую, или Среднюю республику (287133 гг. до н. э.).

В 287 году плебеи окончательно получили равные права с патрициями. В 133 году до н. э. принят земельный закон Гая Гракха. Средняя Республика — это время, когда жители Рима уже не разделялись на потомков старожильцев и новопоселенцев, а имущественное расслоение еще не разорвало эту общину. Почему именно этот период называют классическим, не очень понятно. Еще иногда выделяют период гражданских войн. Его границы тоже определяют по-разному. Некоторые ученые считают гражданской войной Союзническую войну 91-88 годов между Римом и племенами италиков. А другие не считают: ведь война велась между гражданами Рима и союзниками Рима, не имевшими римского гражданства.

Если эти вторые правы, первая гражданская война в Риме — это Первая война Суллы (88-87 годы до н. э.). А последней гражданской войной должна считаться война между Октавианом и Антонием (32-30 гг. до н. э.). Одновременно она была войной Рима и государства Птолемеев в Египте.

Я не вижу смысла разделять римскую историю на периоды, важные лишь для 20 процентов населения Римского государства, — ведь установление демократии или монархии волновало только кучку граждан, да и то не всех. Для жителей же Рима, Италии и всего «римского мира» намного важнее способа правления были две вещи: расширение Римского государства и увеличение числа граждан. Это взаимосвязанные явления! Чем больше и сильнее становилось Римское государство, тем престижнее и выгоднее было становиться его гражданином.

По этим признакам логичнее традиционное деление истории Рима, но не потому, что это разделение на республику и монархию. К середине III века до н. э., к 264 году, Рим закончил завоевание Италии, а к 30 году до н. э. Рим завершает завоевание Средиземноморья.

Рост территории Римского государства

Первоначально Рим был крохотным государством. Размеры его хорошо известны, потому что с древнейших времен существовал обычай амбарвалий (ambarva). Слово происходит от латинского ambi, что значит «около, кругом», и arvum, то есть «поле». Дважды в год, в январе и июле, в честь богини плодородия Цереры жрецы торжественно обходили поля Рима. Обойти поля было не трудно: жрецы особой «полевой коллегии», установленной еще Нумой Помпилием, шли 5 римских миль (1 000 шагов) на правом берегу Тибра и на западе, 6 миль на левом берегу реки, 5 миль на юге, по направлению к Альбе-Лонге, и потом 2 мили на севере.

Форум Траяна
Форум Траяна

Чуть позже, после включения в состав Рима нескольких подгородных общин и завоеваний близлежащих Фиден и Габий, римская территория (ager Romanus) составила примерно 870 км2. Вот и все государство!

На юге и западе жили союзники и самые близкие родственники — федерация латинских общин — zivitas. На севере против Рима ополчались могучие города этрусской федерации. На востоке многочисленные племена сабинян, вольсков и эквов то враждовали, то дружили с Римом.

Вся эпоха Ранней республики, примерно до 340 года до н. э., — сплошная череда войн с этими ближайшими соседями. Тут были свои победы — например, завоевание богатого этрусского рода Вейи в 396 году до н. э. Были поражения от руки галлов, которые чуть не захватили сам Рим в 390 году до н. э. Но до самого конца IV века до н. э. территория Римского государства почти не росла.

А потом Рим очень быстро, меньше чем за столетие, завоевал почти всю Италию. К 268 году до н. э. Римское государство не включало только районы, заселенные галлами на севере Италии — в долине реки По и приальпийские области. С 268 года до н. э. Рим существует как общеиталийское государство.

На границах Римского государства вкапывали столбы с досками. На каждой доске делали надпись: «Дальше этого места закона нет».

Рост территории города Рима

По легенде, Ромул плугом провел будущие границы Рима. Площадь этого неправильного четырехугольника-трапецоида, Roma quadrata — «квадратного Рима», — примерно 9,5 гектара вокруг Палатинского холма. Это пространство обнесли стеной из местного камня — туфа, а часть территории хранили сами скалы и отвесные склоны холма.

Вокруг стены шла полоса земли, на которой запрещалось селиться, померий (Pomerium).

Померий был религиозной смысловой границей города. В пределах померия нельзя было хоронить, нельзя было ходить вооруженным. Только при триумфе войско могло входить в границы города с оружием в боевом порядке. Но триумф чаще всего устраивали вне города.

Слившийся с поселениями сабинян на других холмах, «Рим четырех частей» уже раза в четыре больше «Рима квадратного», а «Семихолмный» Рим Сервия Туллия больше его раз в двенадцать.

Рим c высоты птичьего полета (реконструкция)
Рим c высоты птичьего полета (реконструкция)

Рим Сервия Тулия тоже обнесен «сервиевой стеной», а померий очень отодвинулся.

Первоначально прямо на Палатине велась торговля, собиралось народное собрание. Теперь центр города переместился на форум: большую долину между холмами Палатином и Велиа с юга, Капитолием на западе, Эсквилином, Квириналом и Виминалом на востоке и северо-востоке.

До Тарквиния Древнего в болотистом пустынном форуме находилось кладбище. Его рассекал ручеек Велабр, в котором брали воду, на берегах которого пасли коз.

Большая клоака отвела воды от форума. Часть его застроили лавками, другую специально отвели для публичных церемоний, религиозных праздников, проведения выборов, для ораторских трибун и вынесения приговоров осужденным. Здесь же были храмы, в том числе храм Венеры Клоакины, покровительницы канализации.

В республиканский период именно форум стал центром политической, религиозной и экономической жизни Рима. Померий все расширялся и расширялся.

Римская земля

Первоначально ager romanus, то есть «римская земля», почти совпадал с границами Города. Это было тоже священное понятие. По римской земле не могла ходить вооруженная армия, в пределах ager romanus жили римские граждане. Эти граждане имели право являться в Рим, выступать на форуме, участвовать в выборах государственных деятелей и чиновников.

В начале республики площадь ager romanus составила чуть меньше 1 тысячи квадратных километров. Римский гражданин легко мог прийти на форум, где бы он ни жил.

К началу Латинской войны 499 года до н. э. ager romanus утроился и достиг 3 тысяч км2.

Объединения Лациума и превращение части его жителей в римских граждан довели площадь ager romanus до шести тысяч квадратных километров. Фактически весь Лациум стал ager romanus. Даже с границ Лациума дойти до Рима можно. Но на это уже надо потратить от одного до двух дней пешего хода.

Река Рубикон, современная фотография
Река Рубикон, современная фотография

Победа в Самнитской войне к 304 году довело площадь ager romanus до 27 тысяч кв. км. После победы над Ганнибалом многие получили права римского гражданства — теперь ager romanus составляет уже 30 тысяч км2.

После Союзнической войны 90-88 годов до н. э. площадь ager romanus составила порядка 160 тысяч квадратных километров — одну треть пространства всей Италии.

Римские граждане просто физически не могли ходить на народные собрания в Рим.

Конечно, ager romanus давно не совпадал с территорией государства и Города. Такое пространство никак не отделишь от остального мира померием. На границах ager romanus, конечно, не стояли арки, через которые должна пройти армия. Триумфы проводились в окрестностях Рима.

Но «земля римская», «своя земля», оставалась понятием священным, крайне важным для римлянина. По своей земле армия не должна была идти в боевых порядках. Солдаты шли без оружия, его везли за армией в повозках.

До 42 года до н. э. границей ager romanus была речка Рубикон (латинское Rubico, итальянское Rubicone). Речка отделяла «римский мир» от провинции Цизальпийская Галлия и мирно впадала в Адриатическое море недалеко от городка Римини.

С этим связана сложность положения Юлия Цезаря, когда он подошел к Рубикону 10 января 49 года до н. э. И по всем законам, и по древнему священному обычаю военачальник-проконсул имел право возглавлять войско только за пределами Италии. По ager romanus должна была идти не армия, а толпа мирных граждан, которой проконсул уже не командир.

Оставить войско? Тогда не удастся захватить власть. Пойти с армией на Рим? По ager romanus? Это значит нарушить священный обычай. Примерно как прикурить от лампадки или нагадить в храме. Не только закон будет против тебя, но и общественное мнение. Никто не будет сочувствовать кощуннику, его ждут публичный позор, пытки и смерть.

Как известно, Юлий Цезарь решился, отдал приказ перейти Рубикон в боевых порядках, и после гражданской войны стал диктатором. Если верить легенде, принимая решение, Цезарь произнес: «жребий брошен» («alea jacta est»). Эти слова стали такой же летучей фразой, как и «перейти Рубикон» в значении, «рискнуть всем ради великой цели».

В 42 году до н. э. будущий император, а пока консул Октавиан Август реорганизовал административное деление Римского государства и включил в него современный север Италии. В результате Рубикон перестал быть северной границей ager romanus.

Территория Рима со времен Октавиана Августа расширялась так стремительно, что стало окончательно непонятно, где же именно находятся границы ager romanus? Но сохранилась установка: армия не ходит по своей земле; на земле Римской, не стоят гарнизоны, тут нет крепостей.

Не раз Римское государство потрясали гражданские войны, но после каждой из них восстанавливалось положение вещей, которое римляне считали правильным: вся армия, все гарнизоны стояли только на границах. Территория громадного Римского государства не знала движения войск, по ней «не носили оружия».

Если бы даже крохотный городишко Рим объединил только Италию, это уже было бы удивительно. Это стало возможным, потому что на протяжении эпохи Ранней республики Рим решил свои главные внутренние задачи:

  1. проблему противостояния граждан и неграждан.
  2. проблему включения в состав общины иноплеменников.

Блестящее решение этих двух важнейших задач обеспечило Риму победу над всеми врагами и конкурентами, его лидерство в Италии, а потом в Средиземноморье.

Решение этих задач было выполнено потому, что в Риме существовало именно такое государство, такая армия, такие законы.

Проблема власти

Всю историю Республики римское общество и государство мало изменялось. Еще в эпоху Царей сложились государственные институты, позволявшие Риму управлять самому собой. После смерти или отстранения от власти царя сенат назначал временного правителя — интеррекса.

Если за пять дней рекса не выбрали, этот «междуцарь» назначал себе преемника, еще одного интеррекса, и тоже на пять дней. И при царях собирались сенат и народное собрание. Если царь сам не шел на войну, его заменял трибун всадников. Если царь уходил на войну, в городе его замещал префект Рима — гражданский чиновник и одновременно военачальник.

Царь вместе с сенатом назначал двух дуумвиров (судей-обвинителей) и двух квесторов — судей и следователей в одном лице. Жрецы сами выбирали себе преемников.

В общем, Рим и без царей неплохо мог сам о себе позаботиться и сам собой управлять. После «изгнания царей» в 510 году до н. э. мало что изменилось. Установление Республики вовсе не было революцией.

Консульская процессия. Штучная мозаика из римской базилики Юния Басса (IV век)
Консульская процессия. Штучная мозаика из римской базилики Юния Басса (IV век)

Власть в Республике принадлежала римскому народу (popolus romanus), то есть собранию граждан, и сенату.

Фактически сенат был аристократической корпорацией и постоянно включал в себя всех тех, кто выдвигался на вершину политической жизни. Сначала это было собрание только верхушки патрициев. После слияния плебеев и патрициев он стал собранием верхушки нобилитета — знати, происходящей от лиц, приобретших знатность, то есть известность (nosco), занятием курульной должности.

Все высшие должностные лица, магистраты, по окончании срока должности становились членами сената. Так как все высшие должности в Риме были избирательные, то сенат стал собранием высших государственных деятелей, выдвинутых народным собранием.

Сенат был собранием не просто богатых, но собранием опытных, знающих, испытанных. Посол македонского и эпирского царя Пирра Киней удивлялся: в Риме каждый чувствует себя царем и ведет себя как царь! Киней выступил перед сенатом и предложил мир, но сенатор Аппий Клавдий Цек заявил: Рим не ведет переговоров, пока враг находится на римской земле, ager romanus. По этому поводу Киней тоже говорил: в сенате заседают цари.

Сенат никогда не имел законодательных прав. Сенат имел колоссальный авторитет, но юридически его решения не являлись обязательными ни для чиновников-магистратов, ни для народных собраний.

По любому вопросу сенат выносил свое суждение, мнение (сенатусконсульт). Но senatus consultum получало силу закона (lex) только решением народного собрания. Но и народное собрание не могло рассматривать кандидатуры и избирать магистратов без предварительного согласия сената.

Оратор. Римская статуя
Оратор. Римская статуя

Сенат осуществлял высшую правительственную власть: он ведал финансами, государственным имуществом, определял внешнюю политику, назначал военачальников, определял меры государственной безопасности, поддерживал общественный порядок в Риме. Сенат мог даже объявить в Римском государстве чрезвычайное положение и потребовать избрания диктатора.

Важную роль играл принцепс сената, то есть «первый из сенаторов», «первый среди равных». Он избирался из числа патрициев, прежде бывших консулами (и, как правило, цензорами). Принцепс представлял сенат в общении с послами других государств, открывал и закрывал заседания сената, первым высказывался по каждому вопросу.

Верховная же власть принадлежала народу, но народных собраний было не одно, а целых три. Ни одному народному собранию не принадлежало право законодательной инициативы. Народные собрания только обсуждали законопроекты, выдвинутые сенатом.

Народное собрание называлось комиций — comitio (от comeo — «схожусь, собираюсь») — сходка, или собрание, сход. Первыми из народных собраний возникли куриатные комиции — собрания патрициев по куриям. Эти сходки решали вопросы войны и мира, на них избирали царей. Куриатные комиции созывались царями и интеррексами.

После появления других видов комиций, при республике, куриатные потеряли политическое значение. Они сохранили право вручения империя, то есть верховной власти, избранным магистратам. Избранные в куриатные комиции — курионы — ведали всеми родовыми делами: аррогацией, то есть переходом из рода в род, утверждением завещаний, спорами, связанными с отношениями между членами родов и фамилий, присвоением и сохранением традиционных имен, вели дела религиозного характера. Куриатные комиции собирались в специальном здании комиция в центре Рима.

Центуриатные комиции собирали и патрициев, и плебеев, разделенных на центурии по имущественному цензу. Центуриатные комиции ведали вопросами войны и мира, избирали высших магистратов: консулов, проконсулов, квесторов, преторов, цензоров, исполняли судебные функции, принимали или отклоняли законы. Центуриатные комиции слушали судебные дела о государственной измене, даровали гражданство, являлись высшей апелляционной инстанцией для приговоренных к смертной казни.

Центуриатные комиции созывались высшими магистратами за померием, на специальном Марсовом поле.

Трибутные комиции собирались по территориальным округам — трибам. Всего существовало 35 триб. Трибутные комиции прямо выросли из сходок плебса, где избирались народные трибуны и плебейские эдилы. В 287 году плебеи получили гражданские права, а трибутные комиции — право избирать всех низших магистратов: курульных эдилов, квесторов, военных трибунов, составлять и принимать законы.

До эпохи гражданских войн, когда диктатор Луций Корнелий Сулла учредил постоянно действующие суды, в трибутных комициях проводились судебные процессы. В период Поздней республики трибутные комиции собирались в основном для принятия законов и проведения выборов. Тем самым, они превратились в важнейший вид народных собраний.

Если трибутное собрание созывалось консулами или преторами, то оно проходило на нижнем форуме. Диктаторы и народные трибуны собирали трибутные комиции на Марсовом поле. Получается, что принятие всех законов зависело от общего решения сената, центуриатных и трибутных комиций, senatus populusque romanus.

Избрание на высшие должности принималось таким же образом. Избранному в комициях магистрату передавали куриатные комиции посредством lex curiata de imperio. Власть называлась imperium. Только во время гражданской войны между Помпеем и Цезарем оказалось невозможным соблюсти эту формальность; и это повлекло за собой важные изменения политического строя и разрыв с древней традицией.

Магистратуры

Все государственные должности в Риме назывались магистратурами, а должностные лица магистратами. Слово происходит от латинского magistratus — то есть «сановник, начальник».

Магистры осуществляли повседневную исполнительно-распорядительную власть.

Магистратуры был ординарные, то есть выборные. Высшими ординарными магистратурами были консулы, преторы, цензоры.

Низшими магистратурами считались плебейские и курульные эдилы, квесторы, народные трибуны.

Экстраординарные магистратуры были: диктатор, командующий конницей, интеррекс, децемвиры — заседатели для записи законов, военный трибун с консульской властью, триумвир. В действительности даже на многие экстраординарные магистратуры выбирали, хотя процесс избрания в диктаторы был совершенно особый. Консулы, преторы, цензоры избирались центуриатными собраниями. Курульные эдилы (городские магистраты), квесторы — плебейскими собраниями. Первое время магистраты избирались только из патрициев. В конце V в. до н. э. доступ к высшим магистратурам получили плебеи.

Катон Марк Порций Старший
Катон Марк Порций Старший. Военный трибун 214, квестор 202, плебейский эдил 199, претор 198, консул 195, цензор 184 годов до н. э.

Распоряжения магистратов считались обязательными для всех граждан. Они могли наложить вето на решения коллег.

Должности магистрата были выборными, срочными и безвозмездными. Формально магистратом мог быть любой гражданин Рима, но фактически доступ на такие должности был ограничен происхождением и материальным положением. Ведь далеко не всякий мог бесплатно в течение года исполнять обязанности магистрата. Насколько важны были для римлян избираемые должности, говорит такой факт: в эпоху империи выборные должности утратили всякое политическое значение. Но чтобы получить посты, дававшие уже реальную власть, надо было сначала избраться на любую из магистратур.

Римляне очень не любили единоличной власти, и потому во главе республики стояли одновременно два высших должностных лица. Называли их преторами — то есть «идущими впереди», или консулами — «совещающимися».

У них, по словам Цицерона, была царская власть — но раздвоенная и сокращенная до пределов одного года. В консулы могли избираться патриции не моложе 40 лет и плебеи с 42 лет. Позже возрастной ценз составлял 43 года. Консулов избирали сроком на год.

Счет времени велся по годам правления консулов. Так и говорили: «это было в год правления такого-то консула».

В течение года своего правления консулы созывали сенат и народные собрания, руководили заседаниями сената и народных собраний, издавали постановления, обязательные для всех граждан. Консулы контролировали выполнение законов и решений, принятых всеми видами народных собраний, распределяли граждан по центуриям, следили за сбором податей.

Они могли выносить административные взыскания, имели право судить, арестовывать и даже осуждать на смертную казнь. Они становились главнокомандующими войсками, и такой главнокомандующий имел неограниченную военную власть за пределами ager romanus. А второй консул оставался в Риме и осуществлял высшую административную власть.

На протяжении «своего» года консул был неподсуден, но по истечении срока полномочий он отчитывался перед сенатом. Он мог быть подвергнут судебному преследованию за преступления, совершенные во время консульства.

Претор считался заместителем консула. В отсутствие консула претору принадлежала высшая власть. Фактически это была следующая по старшинству должность, при этом его основной компетенцией стало совершение городского правосудия по гражданским делам.

С 242 года до н. э. избирались два претора — городской претор (Praetor urbanus), ведавший судебными процессами между римскими гражданами, и Praetor peregrinus — претор для ведения дел между римскими гражданами и чужестранцами или между самими чужестранцами.

И позже из всех преторов эти два претора пользовались наибольшим почетом.

После создания провинций пришлось ввести должности провинциальных преторов: с 227 года до н. э. — в Сицилии и Сардинии, с 197 года до н. э. — в двух испанских провинциях.

При Сулле преторов стало восемь, при Цезаре — шестнадцать, а во времена Империи число преторов возросло до восемнадцати. Видимо, эта должность оказалась особенно важной, потому что претор занимался городским хозяйством и законодательством.

Судебные дела в Риме предварительно рассматривал претор, а уже потом он направлял эти дела в суд для разрешения по существу. Наиболее важные решения преторов по гражданским делам составили особое преторское право, которое во II в. до н. э. стало важнейшей частью знаменитого римского частного права.

Храм Юпитера Капитолийского
Храм Юпитера Капитолийского. Именно здесь забивал гвоздь диктатор

В подчинении преторов были уголовные или ночные триумвиры, производившие аресты, казни, наблюдавшие за тюрьмами, а часто и монетные триумвиры, ведавшие чеканкой монеты и делами о порче монеты.

В подчинении преторов были низшие коллегии с конкретными, узкими задачами — комиссии по административным и уголовным делам — вигитисекверат (vigiti sex viri).

Каждые пять лет из числа бывших консулов избирались два цензора. Они составляли списки граждан по имущественному цензу, на основании которых производилось налоговое обложение. Они составляли эти списки, проверяли списки сенаторов, причем имели право исключать из этих списков недостойных, то есть совершивших порочащие сенаторское достоинство поступки.

Цензоры отвечали за общественные работы, сбор налогов, заключение государственных договоров. Первоначально квесторы (quaestor, от quaerere — буквально «расспрашивать, расследовать») были лишь общими помощниками консулов, чем-то вроде секретарей-референтов.

Позже на эту должность избирали в трибутных комициях, квесторы заведовали государственной казной и государственным архивом. Еще они занимались уголовными делами: квесторы, как помощники консулов, производили предварительное следствие (quaestores parricidii).

Когда же примерно в середине Республики уголовный суд перешел к народным собраниям, а затем к quaestiones perpetuae, роль квесторов в этой области закончилась. Они стали заведовать государственным казначейством, и главное — хранить всю казенную наличность (pecuniam publicam custodire), вести приходо-расходные книги («rationes referre») и т. д. После того как квесторы сделались и хранителями государственного архива, присяга магистратов на верность законам стала совершаться перед квесторами.

Первоначально квесторов было двое, с 421 года до н. э. — четверо, причем с этого времени к этой должности стали допускаться и плебеи. Позже квесторов стало восемеро, в 82 году до н. э. — 20, а при Юлии Цезаре – 40.

Квесторы заведовали в городах казной и архивом, прикомандировывались к военачальникам для ведения финансовых дел их армий, то есть выдавали деньги на содержание лошадей, приобретение снаряжения, уплату легионерам и т.д.

Квесторы посылались в провинции к проконсулам консулами с той же целью. Квесторы в приморских городах и в промышленных районах наблюдали за поступлением таможенных пошлин и другими хозяйственными делами государства. Квесторы осуществляли продажу обработанных и размежеванных земельных участков (agri limitati), которые назывались уже agri quaestorii.

Эдилы (aedilis, от aedes — «храм») — первоначально, с 494 года до н. э. ведали общественными играми, надзором за строительством и содержанием храмов. Первоначально эдилов выбирали плебеи и они были помощниками трибунов. Позже эдилы подразделялись на плебейских и патрицианских, или курульных. После 287 года занятие этой должности уже никак не зависело от происхождения.

Эдилы наблюдали за порядком на рынках Рима, устраивали зрелища, издавали распоряжения о продаже рабов, животных.

Октавиан Август укреплял бюрократию. Он разделил обязанности эдилов между преторами и префектами Рима.

До Ill века от н. э. по-прежнему назначалось по шесть эдилов, но это уже была почетная должность, и при Поздней империи, доминате, ее упразднили.

В Риме сложилось жесткое представление о том, как должна развиваться карьера магистрата. Этот институт назывался cursus honorum («путь чести»).

Первоначально cursus honorum называли посвятительную надпись на статуе, которую возводил сенат в честь того или иного выдающегося лица. В «пути чести» перечислялись все должности и все заслуги человека.

По закону Виллия (Villia annalis, 180 г. до н. э.), из обычая cursus honorum стал законом. Этот закон стал нарушаться только в эпоху Гражданских войн.

Принципы закона Виллия просты:

  1. Установление минимального возраста для занятия той или иной должности.

Для того чтобы стать квестором, кандидат на должность должен был предварительно отбыть 10 лет воинской службы. Если не служил, то, по крайней мере, должен был в течение 10 лет предъявить себя к набору. Если не брали, то кандидат не виноват.

Но и в этом случае новый квестор не мог быть моложе 27 лет: ведь в легионах служили с 17 лет. Не патриций мог становиться квестором с 30 лет. Эдил не мог быть моложе 36 лет, претор — 39 лет, консул — 40 лет.

Большой честью для политика считалось получение магистратуры в «свой год», то есть при первой легальной возможности. Если политик не получал ту или иную магистратуру в «свой год» (например, не становился претором в 39 лет), у него пропадал шанс получить в «свой год» и более высокие магистратуры (в приведенном примере «старый» претор не мог бы стать консулом в 42 года).

  1. Установление временных промежутков между исполнением той или иной должности, ограничения на повторное замещение одной и той же магистратуры.

В эпоху Гражданских войн исполнение этого закона стало зависеть от личности диктатора. Сулла разрешил повторно замещать магистратуру по истечении 10 лет с момента окончания первого срока. А вот Гай Марий аж пять раз подряд был консулом и сквозь пальцы смотрел на повторные занятия должностей.

Но в эпоху республики ограничения выполняли главную роль: предотвращали чрезмерное сосредоточение власти в руках одного и того же человека.

  1. Установление жесткой последовательности замещения магистратур.

Первая ступень карьеры римского политика была военный трибун (tribunus militum). С 444 года до н. э., по закону Канулея, в каждом римском легионе было шесть трибунов, которые должны были командовать легионом по очереди. Военные трибуны каждый год избирались в трибутных комициях.

Происходишь из знатной семьи? Имеешь шанс стать не рядовым легионером, а военным трибуном.

Распыление командных функций было неудобно, личные качества и опыт военных трибунов были разные. Поэтому очень часто, особенно во время войны, командовал все время один, а остальные только советовали или командовали отдельными выделенными подразделениями в одну или несколько когорт.

Прослужил 10 лет? Проявил себя за время службы? Можешь стать квестором. Квестор становился претором, претор — консулом.

На следующий год после исполнения обязанностей консула или претора политик отправлялся управлять одной из провинций и командовать расквартированными в ней войсками. Их называли проконсулами, то есть «послеконсулами», или пропреторами, то есть «послепреторами». Так и говорили: «Вифиния — это пропреторская провинция».

Решения проконсула или пропретора могли быть отменены действующими консулом или претором.

Но высшая, самая почетная должность по cursus honorum, заключительная ступень карьеры — это цензор. Срок исполнения цензорских полномочий больше, чем остальных, — не год, а полтора года. Цензоры избирались раз в пять лет. Цензоры следили за чистотой нравов и могли влиять на персональный состав сената. Замещение этой должности считалось большой честью, хотя у цензора не было властных полномочий, его не сопровождали ликторы. Цензоры выбирались из бывших консулов, и никто не мог занимать эту должность дважды.

Помимо этих ординарных, то есть обычных, магистратур существовали и экстраординарные магистраты. Они не обладали властными полномочиями, не носили пурпурной тоги, их не сопровождали ликторы.

В первую очередь это был плебейский трибун. Ученые и особенно политические пропагандисты XIX века стали называть эту должность народным трибуном, подчеркивая, как в Риме «боролись за демократию». Но tribunus plebis — именно что плебейский трибун. С 494 года избирался один плебейский трибун, к концу республики их было уже 10. Плебейский трибун избирался плебеями на собраниях по трибам (откуда и название — а вовсе не от трибуны). Он был обязательно плебеем и должен был защищать плебеев от произвола магистратов и вообще патрициев.

Плебейский трибун имел право вето — как и все магистраты. Он не мог останавливать распоряжения только диктатора и цензора, но мог запрещать распоряжения сената.

Он мог арестовывать и приговаривать к штрафу магистратов (кроме диктатора) и рядовых граждан, созывать собрания плебеев, заседания трибутных комиций и сената и председательствовать на них, издавать распоряжения-эдикты и предлагать законопроекты. Трибуны были единственной магистратурой, не слагавшей свои полномочия перед назначенным диктатором.

Личность плебейского трибуна считалась неприкосновенной. Великий позор был бы навлечен на того, кто помешает исполнению обязанностей плебейского трибуна или причинит ему вред. Власть плебейских трибунов была ограничена городской чертой Рима. Плебейские трибуны были обязаны держать двери дома открытыми круглые сутки: вдруг в их защите будет кто-то нуждаться. Они не имели права покидать Рим более чем на сутки.

Плебейский трибунат просуществовал до III века от н. э., но в эпоху Империи утратил всякое значение. Диктаторы охотно принимали на себя должности трибунов: это обеспечивало им личную неприкосновенность. К тому же с ходом времени слово «плебейский» приобретало значение, близкое к «простонародный». Император, взявший должность плебейского трибуна, как бы объявлял себя «народным» владыкой.

Первым пожизненным трибуном стал Гай Юлий Цезарь. Пожизненную трибунскую власть принимали все принцепсы с Октавиана Августа.

Диктатор

Назначение диктатора выходило за пределы обычного cursus honorum. Диктатор назначался консулами по решению Сената максимум на шесть месяцев и только при крайней опасности для Рима — внутренних неурядицах, военной опасности, когда признавалось необходимым передать власть в руки одного лица.

Процедура назначения диктатора начиналась с того, что сенат выносил «чрезвычайный сенатконсульт», то есть чрезвычайное постановление: «Пусть консулы примут меры, чтобы государство не претерпело ущерба».

После этого консулы называли имя диктатора. Первоначально на должность диктатора могли назначаться только патриции, а плебеи — только с 356 до н. э.

Если диктатор принимал полномочия, то консулы тут же передавали ему своих ликторов. Диктатору полагалось 24 ликтора, тогда как консулам — по 12. Сами же консулы тут же представали пред лицом диктатора смиренными рядовыми гражданами; он приобретал над ними право жизни и смерти, как и над всеми гражданами, кроме плебейских трибунов.

Подобно рексу, диктатор выбирал себе помощника — начальника конницы, magister equitum.

Диктатор не мог быть привлечен к ответственности после окончания срока своих полномочий за любые совершенные им действия. На приговор диктатора до 287 года до н. э. даже нельзя было подать апелляцию народному собранию.

Иногда диктатор избирался для исполнения какого-нибудь одного, скорее почетного, чем ответственного, поручения. Например, назначался «диктатор для забития гвоздя в храме Юпитера». Для римлян было важным ритуалом забить «годовой гвоздь» в ознаменование того, что один год окончился, а другой начался. Назначенный для этого dictator clavi figendi causa слагал с себя полномочия сразу после забивания гвоздя.

Такими же «нестрашными» были диктаторы для проведения общественных игр (dictator ludorum faciendorum causa), диктатор для проведения комиций (dictator comitiorum habendorum causa).

Серьезнее выглядел диктатор для пополнения сената (dictator legendo senatui) или диктатор для проведения судебных процессов (quaestionibus exercendis).

А вот диктатор для ведения войны (dictator rei gerundae causa), диктатор для подавления мятежа (seditionis sedandae causa), диктатор для проведения законов и для приведения республики в порядок (legibus faciendis et rei publicae constituendae causa) принимались всеми чрезвычайно серьезно. Не случайно же при назначении диктатора к его титулу всегда прибавлялась причина его избрания.

В эпоху гражданских войн, начиная с Суллы и потом с Цезаря, всякий диктатор назначал себя «диктатором без ограничения срока», dictator perpetuus. В 44 году до н. э. Марк Антоний отменил эту должность. Восстанавливать ее не пробовали.

Децемвиры

Децемвиры (decem viri — «десять мужей») в Древнем Риме выбирались как временная, чрезвычайная коллегия из десяти человек, образованная для исполнения срочных нужд государства. Эта магистратура считалась экстраординарной, но по крайней мере в трех случаях децемвиров собирали регулярно.

  1. Децемвиры для судебных разбирательств по гражданским делам (decemviri litibus judicandis). Эту коллегию собирали еще при царях.
  2. Децемвиры для жертвоприношений и для смотрения в Книги Сивиллы (decemviri sacrorum или sacris faciundis et libris Sybillinis inspiciundis).

Сначала эта высшая коллегия состояла из двух человек (duumviri — дуумвиры). Только после того как плебеев допустили к занятию духовных должностей, число членов коллегии было увеличено до десяти, а к концу республики — до пятнадцати (quindecimviri).

Когда основывали новую колонию, для раздела земли выбирали особую коллегию децемвиров (decemviri agris dividundis).

Триумфатор

Полководца, который удостоился триумфа, тоже считали экстраординарным магистратом. А одновременно — божеством или воплощением божества. Триумф давался полководцу за выдающуюся победу, при этом должно было быть убито не менее пять тысяч врагов.

Триумфатор ехал на позолоченной колеснице в пурпурной мантии, расшитой пальмовыми листьями, — как статуя Юпитера в его храме. Тело триумвира раскрашивалось специальной краской, чтобы он еще больше походил на изображение бога. Колесницу запрягали четверкой белоснежных лошадей. Перед колесницей несли военную добычу и вели пленных, их проводили, проносили сквозь арку — как бы доставляли из внешнего мира в «мир римский», очищая от скверны чужих народов и пространств.

За колесницей триумфатора шли родственники и друзья, песенники, солдаты. Звучали специальные триумфальные песни, полагалось кричать «Ио!» — что соответствует нашему «Ура!» — и «Триумф! Триумф!»

Одновременно триумвиру полагалось напоминать, что он все же не бог, а человек. Он только изображал бога, который даровал Риму победу. Идущие за колесницей шутили и смеялись на счет триумвира, причем полагалось кричать именно обидную правду. То, что обычно не говорили.

Например, при триумфе Юлия Цезаря наняли специального шута, который кричал: «Римляне! Прячьте жен! Вон едет лысый развратник!». А ветераны Цезаря кричали, что на его лысине можно испечь отличную яичницу.

Более древний обычай: раб, стоявший на запятках колесницы, должен был все время шептать триумвиру: «Ты только человек... человек... человек...»

Как это работало

Всякий законопроект (rogas) сначала вносили в сенат магистраты. Рядовой человек внести законопроект не имел права. Сенат собирался по календам, нонам и идам каждого месяца, если не происходило ничего чрезвычайного. Одно из регулярных заседаний могли отменить, если жрецы объявляли день неблагоприятным или пугали скверными знамениями.

Обсудив законопроект, сенат предлагал его на голосование в комициях. Но комиции не могли ни обсуждать, ни корректировать, ни сокращать, ни дополнять закон. Комиции только голосовали за законопроект, либо против. Утвержденный комициями законопроект получал силу закона.

По законам диктатора Квинта Публиция Филона от 339 года до н. э., утвержденный комициями закон становился обязательным для всеобщего исполнения.

Так закон принимался строго коллегиально, и никто не мог навязать законопроект в обход другого. Люди и из племен, и из монархий не в силах были понять, почему такая громоздкая, неудобная система еще не развалилась. А она оказалась как раз очень надежной и устойчивой.

Знаки отличия

Квесторы были магистратами, которые еще не имели права на ношение тоги с пурпурной полосой (toga praetexta) и на сопровождение ликторов.

Из жрецов только весталка имела право на одного ликтора. А вот эдил хотя и не носил пурпурную полосу на тоге, но имел двух ликторов; претор уже имел пурпурную полосу на тоге и имел шести ликторов за пределами померия, и двух в пределах померия. Проконсул получал 11 ликторов, консул — 12 за пределами померия и шести — в пределах.

Диктатор имел 12 ликторов в пределах померия и 24 — за его пределами. Сулла и Юлий Цезарь были первыми, кого и в пределах померия сопровождали 24 ликтора. Столько же ликторов было у принцепсов Ранней Империи. К III веку от н. э. обычай умер.

Эдилы могли получить право на тогу с красной каймой, но только если устраивали за свой счет общественные развлечения — игры. Это могли быть и ординарные игры, и экстраординарные, то есть проводимые вне срока государственных праздников, просто по желанию магистрата.

По обычаю курульное кресло было сакральным символом власти высших магистратов: консулов, преторов, цензоров, курульных эдилов. Так и говорили — «курульный магистрат», magistratus curulis. Этот важный знак власти всегда носили за ними, и они садились строго в курульное кресло.

Рисунок с серебряного кубка из Воскореале в Кампанье. Лувр
Рисунок с серебряного кубка из Воскореале в Кампанье. Лувр. Сверху изображен триумфатор на колеснице. В левой руке он держит скипетр, увенчанный орлом, в правой – оливковую ветвь. Позади него стоит раб, держащий у него над головой венок. Перед колесницей жрецы, которым предстоит совершить жертвоприношение (victimarii), ведут назначенного для этого белого быка. Снизу показано жертвоприношение перед храмом Юпитера Капитолийского на Капитолии. Триумфатор стоит перед треножником, окруженный преторианцами, ликторами и жрецами.

Преимущества Римской государственной системы

Такая система власти была эффективна, потому что, во-первых, была очень простой и логичной. Всегда было понятно, кто и кому подчиняется, в каких пределах и когда. При появлении внешнего врага римляне мгновенно прекращали все внутренние раздоры.

Во-вторых, эта система была очень демократичной.

Конечно, мы не знаем, насколько похожи на реальных участников войн 509-506 гг. до н. э. легендарные Муций Сцевола и Гораций Коклес. Но более поздние римляне вложили свои мысли в уста Горация, обзывавшего этрусков царскими рабами. Они чувствовали себя сильными и свободными людьми, которые управляют сами собой и которых охраняют законы. Им было за что воевать и во имя чего умирать.

Преимущество общественного строя Рима

Римское государство было предельно эффективным. У него всегда был очень большой «кадровый запас» людей, во-первых, обладавших природными способностями, а во-вторых, имевшими возможность эти способности проявлять.

Насчет способностей: бежали в Рим не самые тупые и не самые пассивные люди. И племя, и тогдашние примитивные монархии требовали от человека: навсегда оставайся тем, кем родился! Из примерно миллиона этрусков не больше нескольких тысяч человек могли занять высшие должности, независимо от способностей.

А Рим давал новые шансы тому, кто у этрусков или у вольсков был обречен оставаться рядовым общинником. Не случайно ведь бежал из Этрурии в Рим даже знатный Лукумон, ставший царем Луцием Тарквинием. В Этрурии сын грека никогда не сделал бы такую карьеру — просто потому, что он — сын грека.

Тем более есть много примеров того, когда бедняков в Риме делали сенаторами, а незнатные становились военачальниками и государственными людьми. Начать стоит с бывшего раба Сервия Туллия, который сделался царем. Из незнатных, небогатых происходили такие знаменитости, как Цицерон, а некоторые императоры — из семей мелких земледельцев и даже из бывших рабов.

Есть еще больше примеров того, как на протяжении двух-трех поколений незнатные делались знатными, а бедные — богатыми. Дети своей эпохи, римляне ценили общественную стабильность; они критически относились к тому, чтобы человек быстро изменял свое общественное положение. Таких называли «новыми людьми», то есть выскочками. Но в Риме все равно постоянно работал «социальный лифт».

«Колизей». Уильям Тёрнер, 1820 г.
«Колизей». Уильям Тёрнер, 1820 г.

В результате у римлян было намного больше шансов выделить сильных военачальников, администраторов или политических деятелей, чем у всех их соседей, живших племенами и монархиями.

А рациональная система власти не только была очень удобной, но позволяла критиковать, обсуждать и совершенствовать власть.

Автор: Буровский А.М.




Поделиться ссылкой