Как греки ходили в гости?

Жители Эллады были чрезвычайно общительны и дружбу считали драгоценностью. В одной застольной песне перечислялись условия, при которых человек может считаться счастливым: на первом месте - здоровье, на втором - красота, на третьем - честно приобретенное богатство, а на четвертом – дружба. Свободный эллин был часть дружеского кружка, компании, его жизнь протекала на виду многих. Друг к другу эллины обращались на «ты», легко могли заговорить с малознакомым человеком (совсем незнакомых в небольшом полисе найти было трудно). Приветствовали друг друга и прощались жестом и возгласом "Хайре!" - «Радуйся!». Поклон считался признаком зависимости и тирании, рукопожатия годились для скрепления клятвы. В поведении человека ценилась уместность, сдержанность и мера во всех его проявлениях. Ходить следовало с палкой (посохом), - так походка становится степенной, и без головного убора, - так мужчина не выглядит изнеженным.

греки

Ходить в гости считалось приличным уже с рассвета. Сохранился рассказ о том, как Гиппократ и Сократ с первыми лучами солнца вошли в дом приехавшего философа Протагора и увидели там множество гостей: одни прогуливались, другие вели беседу сидя, а в кладовой лежал в одеяле философ Продик и тоже о чем-то говорил.

Эллин, живущий в городе, не любил есть один. Историку Плутарху приписывают слова: «Обедать одному - это не еда, а кормежка». Отправляясь к близким друзьям, можно было прихватить с собой знакомых, не уведомляя об этом заранее. Но к самому походу в гости относились ответственно: освежались водой, душились, принаряжались. Подобная легкость в общении привела к появлению целого слоя прихлебателей - по-гречески «параситов». Открытость греческого дома объяснялась тем, что замкнутые двери соотечественники могли расценить как знак тайного, предосудительного характера сборища, а ведь заговор при демократии мог быть направлен только против народа, вот народ сам себя и контролировал.

Пиры происходили на мужской половине дома, и участниками их могли быть только мужчины. Женщины и дети ели вместе с мужчинами лишь тогда, когда семья обедала одна, без гостей. Даже за семейным завтраком мужчины ели полулежа, а женщины сидели на стульях прямо.

Приходить в гости следовало вовремя, опоздавших не ждали. Войдя в дом, гости снимали обувь: находиться в чужом доме в уличной обуви считалось верхом неприличия. Рабы мыли и опрыскивали душистой водой ноги гостей: это было важно, поскольку ложи стояли близко друг к другу, а некоторые закаленные греки ходили по городу босиком! Плутарх советовал хозяину дома самому размещать своих гостей на обеденных ложах, потому что места были различны по значимости, все это понимали и зачастую спорили. По правую руку хозяина дома находилось самое почетное место. Гостям должно быть удобно, поэтому ложа покрывались красивыми тканями, за спину им клали подушки или поперечные валики: не возбранялось принести свои подушки. На одном ложе могли размещаться два человека, они возлежали друг к другу спиной. Иногда ложа бывали высокими, и влезать приходилось со скамеечек.

Ложа ставили перед небольшими столиками. Во время пира несколько раз ополаскивали руки. Еда была предварительно аккуратно поделена на куски, а соус черпали кусочком лепешки, сложив его наподобие ложки. Настоящие ложки не требовались: похлебку как «еду бедняков» на торжественном обеде не подавали. Запачкавшиеся ладоши вытирали обрезками хлеба, ароматной глиной или особым тестом, которое скатывали между пальцами и затем бросали собакам.

Аккуратности во время еды придавалось большое значение. Мальчиков учили правилам поведения за столом: если чесаться, то незаметно, брать хлеб левой рукой, а остальную пищу - правой, соленья надо было подцеплять одним пальцем, а мясо и рыбу - двумя.

Поскольку собирались греки ради общения, главная часть пира под названием «симпосион» начиналась после того, как еду убирали. Вино и еду греки употребляли отдельно: ели без вина в первой части встречи, а пили - во второй. Греческое общество пьяных осуждало. Как говорилось в одной из комедий: «Первая чаша несет здоровье, вторая - удовольствие, третья - сон и после нее надо идти домой, четвертая чаша приносит грубость, пятая - крик, шестая - беспорядок на улицах, седьмая - подбитый глаз, восьмая - повестку в суд». Впрочем, греческий способ разбавлять вино в пропорции 2:1 к пьянству приводил редко. Если хозяин жадничал и разбавлял вино сильнее, в пропорции 3:1, то такое угощение называли «питьем для лягушек». Историк Геродот рассказал, как тиран города Сикион, выбирая жениха для дочери, внимательно наблюдал за поведением претендентов во время спортивных состязаний и на пиру. И когда самый вероятный из кандидатов во время пира вдруг вскочил, запрыгал, а потом встал на столе вниз головой и начал болтать ногами, отец невесты в гневе воскликнул: "Ты проплясал свою свадьбу!".




Поделиться ссылкой