С 1389 г. на московском престоле находился старший сын Дмитрия Донского Василий I (1371-1425). Ещё в конце XIV века ему удалось присоединить к Москве Нижний Новгород, Вологду, Муром, Устюг и земли коми. В отношении последних эта задача была упрощена миссионерской деятельностью Русской православной церкви. Особо стоит отметить заслуги епископа Стефана Пермского (1335-1396), проповедовавшего христианство в землях коми и создавшего для них алфавит, переведя на их язык основные христианские тексты.
С 1391 г. женой Василия I была единственная дочь великого литовского князя Витовта — Софья. Этот союз был вызван необходимостью совместного противодействия двух государств Золотой Орде. Однако, потерпев сокрушительное поражение от ордынцев в битве на р. Ворскле (1399), Витовт сосредоточился на укреплении западных границ своего княжества, предпочтя союз с католической Польшей. Русско-литовские отношения стали ухудшаться, что привело к обострению борьбы за контроль над землями Литовской Руси. В 1403-1404 гг. Витовт захватывает Вязьму и Смоленск, а его поход на Псков заставил московского князя повернуть свои войска против Литвы. В 1408 г. литовско-русское противостояние несколько месяцев продолжалось на р. Угре, завершившись перемирием, что оказалось весьма своевременным в контексте начавшейся осады Москвы темником Золотой Орды Едигеем. Монголы не смогли взять город, но Василию пришлось возобновить выплату дани в пользу Орды.
В то же время Витовт, объединив усилия с польским королём Владиславом II Ягайло, активизировал сопротивление Тевтонскому ордену. Решающим стало Грюнвальдское сражение в июле 1410 г. Тевтонцы потерпели поражение, ознаменовав укрепление польско-литовского союза, который вскоре станет основным соперником Московского княжества в борьбе за влияние на земли Северо-Западной Руси.
Благодаря взвешенному политическому курсу как во внутренней, так и внешней политике, в годы правления Василия I Московское княжество избежало серьёзных потрясений, продолжая наращивать свои территории и международный авторитет.
После смерти Василия I Московское княжество погрузилось в междоусобицы. Его прямому наследнику — сыну Василию II — на тот момент было лишь десять лет. Воспользовавшись малолетством последнего, брат почившего князя — Юрий, правивший в Звенигороде, заявил о своих правах на московский престол, что и послужило началом междоусобной борьбы, продолжавшейся практически четверть столетия.
Юрий дважды захватывал Москву, но удержать её не сумел. Он умер в 1434 г., однако противостояние этим не завершилось. Теперь о своих претензиях на московский престол заявили его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Ко 2-й половине 1430-х годов междоусобицы приобрели характер противоборства сторонников и противников политики, направленной на усиление государственной централизации. Фигура московского князя олицетворяла курс на централизацию, тогда как его соперники представляли силы феодального сепаратизма.
Дмитрию Шемяке даже удалось на непродолжительное время получить титул Московского великого князя, что было наивысшим достижением противников централизации. Но верхушка церкви и московского боярства после некоторых колебаний всё же решила поддержать законного наследника Василия II Тёмного (такое прозвище получил, так как был ослеплён своими политическими конкурентами). Дмитрию Шемяке пришлось бежать в Новгород.
Итогом междоусобной борьбы стала победа сторонников централизации. К концу княжения Василия II (1425-1462), несмотря на противодействие Великого княжества Литовского, Казанского ханства, Новгорода и Твери, территория Московского княжества выросла в 30 раз по сравнению с началом XIV в.
В целом процесс объединения вокруг Москвы северо-восточных русских княжеств был завершён Иваном III Васильевичем (14621505). Он был известен как расчётливый, удачливый, осторожный и дальновидный государственный деятель. При этом, как и многие политики той эпохи, Иван III не брезговал коварством и интригами. Ему удалось последовательно подчинить Ярославское (1468), Ростовское (1474) и Тверское (1485) княжества, важную в промысловом отношении Вятскую землю (1489), а также ликвидировать самостоятельность Новгородской республики.
Новгород на протяжении большей части XV века оставался одним из главных политических и экономических конкурентов Москвы в русских землях. После реформы посаднического управления (1410) позиции местной боярской верхушки ещё более усилились. Близок к покорению Новгорода был Василий Тёмный, однако ему пришлось пойти на компромисс с новгородскими элитами, заключив в 1456 г. Яжелбицкий мир. Москва ещё не управляла им напрямую, но права республики существенно урезались.
Объединительная деятельность московских князей пугала новгородских бояр, опасавшихся потерять свои привилегии, что подтолкнуло их в начале 1470-х пойти на сближение с Великим княжеством Литовским (ВКЛ). Инициатором установления контактов с ВКЛ стала влиятельная антимосковская группа, которую возглавила вдова главы города Марфа Борецкая и её сыновья.
В ответ на это уже в 1471 г. Иван III, обвинив бояр в предательстве православия, пошёл походом на Новгород и разбил новгородское ополчение в битве на р. Шелони. Новгородцы количественно превосходили противников, но в бой шли неохотно; москвичи же, напротив, по свидетельству летописцев, сражались «как львы» и, заставив противника бежать, преследовали его более двадцати вёрст. Окончательное присоединение произошло в 1478 г. Символом подчинения Новгорода стала перевозка в Москву новгородского вечевого колокола. Все новгородские владения перешли под контроль Москвы. Городом управляли московские наместники, но он ещё сохранял отдельные привилегии (право на контакты со шведами, отказ от привлечения новгородцев к охране южных границ), которые полностью были ликвидированы лишь при Иване IV Грозном.
Вхождение в состав Московского государства новгородских, вятских и пермских земель, населённых нерусскими народами севера и северо-востока, привело к заметному расширению его многонационального состава.
При правлении Ивана III был составлен памятник русского феодального права — Судебник 1497 года, состоявший из 68 статей и представлявший наиболее полный на тот момент свод законов Русского государства. В нём ограничивались привилегии бояр, монастырей и церковных лиц при рассмотрении дел; изменялась система комплектования войска: отныне оно состояло из дворян-помещиков. Данный свод законов отразил усиление роли центральной власти в государственном устройстве и системе судопроизводства.
В 1503 г. несколько западнорусских княжих родов (Вяземские, Одоевские, Воротынские, Черниговские, Новгород-Северские) разорвали отношения с ВКЛ и признали верховенство Москвы.
Позже, при Василии III (1505-1533), влияние Москвы было распространено на Псков (1510). По приказу московского князя около 300 родов наиболее зажиточных псковичей выселили из города. Их место заняло такое же число переселенцев из московских городов. Вече было распущено. Управление Псковом перешло в руки московских наместников.
Следующими городами, попавшими под влияние Москвы, стали Смоленск (1514), в честь чего в Москве был воздвигнут Новодевичий монастырь, где поместили икону Смоленской Богоматери, и Рязань (1521). Благодаря деятельности Ивана III и Василия III Московское княжество превратилось в крупнейшее государство в Европе, но было всё ещё недостаточно централизованным.
Складывается система центрального и местного управления. Во главе государства — великий московский князь. Князья тех земель, что переходили к Москве, приобретали статус бояр московского государя («обояривание князей»). Сами княжества именовались уездами и находились под управлением наместников из Москвы.
Начиная с Ивана III, московских князей стали величать «Государи всея Руси», а в отношении русских земель всё чаще стали употреблять термин «Россия». Росту авторитета великокняжеской власти способствовал и факт женитьбы Ивана III на племяннице последнего императора Византии — Софье (Зое) Палеолог. Гербом государства стал двуглавый орёл, также заимствованный у Византийской империи. При дворе стали строго придерживаться торжественного церемониала, со временем принимавшего всё более пышные формы.
В начале XVI в., в годы правления Василия III, появляется идеологическая формула московского самодержавия, согласно которой Москва являлась преемницей Византии — Третьим Римом. Согласно этой формуле, исторический процесс трактовался как смена мировых царств. После падения Римской империи — Первого Рима, погибшего из-за распространения ереси, пришло время второго Рима — Константинополя, но и он пришёл в упадок вследствие унии с католиками. И лишь Третий Рим — Москва, как оплот истинного христианства, будет существовать вечно.
Центральными органами власти были Боярская дума (5-12 бояр и не более 12 окольничих), Дворец (ведал личными землями великого князя, стал основой для формирования русского дворянства) и Казна (государственная канцелярия, занималась финансовыми вопросами). Бояре были заинтересованы в усилении власти князей и дальнейшей централизации государства, со временем став одной из главных опор самодержавной власти.
Формируется система приказов (министерств). Большое влияние в государстве имели митрополит и собрание высшего духовенства — Освященный собор. Существовала система кормлений. Кормления не способствовали созданию централизованного государства и позже были упразднены. На местах власть принадлежала наместникам (в уездах) и волостелям (в волостях и станах).
Ослабленная внутренними противоречиями Орда не могла удержать под контролем русские земли. В 1476 г. Иван III прекратил выплачивать дань Орде. Судьба русских земель решилась в результате Стояния на Угре 1480 г., когда хан Ахмат не решился вступить в сражение и отвёл свои войска от границ русских княжеств. Ахмат надеялся на поддержку польского короля Казимира IV, но нападение на Польшу союзника Ивана III, крымского хана Менгли-Гирея, сорвало эти планы. Монголы окончательно утратили своё господство над Русью. Освобождение от унизительной и разорительной дани, отказ от системы ярлыков и ликвидация верховенства ордынского хана свидетельствовали об обретении Русским государством подлинной независимости.
В конце XV в. набирает обороты процесс закрепощения крестьян, главным образом путём реализации правительственных мер по предотвращению их бегства. Так, после принятия Судебника 1497 г., впервые переход крестьян от одного хозяина к другому был ограничен определённым периодом в году: неделя до 26 ноября (Юрьев день) и неделя после. За возможность ухода крестьян обязывали выплатить «пожилое» — плата за годы, которые они прожили на предыдущем месте. Появление этих ограничений свидетельствовало о постепенном ограничении крестьянской свободы.
Прикрепление крестьян к земле, распространение на них юрисдикции феодалов в некотором роде уравнивали в правах большую часть земледельческого населения. В результате исчезли многие старые термины, которые использовались для обозначения форм социальной зависимости («смерд», «закуп», «изгой», «люди» и др.).
В XV-XVI вв. крестьянство делилось на следующие категории:
К холопам относили:
Обработкой барских пашен преимущественно занимались холопы.
Наряду с великими князьями крупнейшим землевладельцем выступала церковь. Ордынцы, заинтересованные в сохранении своего ига, решили не отбирать у церкви её земельные владения. В поддержке духовенства нуждались и русские князья. Если на предшествующих этапах церковный налог — десятину — выплачивали в денежной или натуральной форме, то теперь она была заменена князьями раздачами земель. Росту феодального могущества монастырей способствовало и то обстоятельство, что, в отличие от княжеских владений, монастырские земли не подлежали разделу среди наследников.
Главным новшеством было создание государственной поместной системы. Её суть состояла в том, что военные слуги государства «испомещались» на земле, при этом обеспечивая себя всем необходимым для несения военной и другой государственной службы. Они стали называться помещиками, а их владения — поместьями. Формально владение поместьем отличалось от вотчины, которая составляла полную и наследственную собственность владельца, условным и временным характером. Поместная система не предусматривала передачу земель светских владельцев монастырям, что могло сократить фонд земель, передаваемых за службу. Размеры владения могли быть как крупными, так и мелкими, независимо от формы землевладения.
Формирование поместной системы упростило передачу государственных земель частными землевладениями, так как считалось, что земельные наделы остаются в руках великого князя, что делало сопротивление крестьян при передаче их земель в поместье менее активным, чем в случае с вотчиной.
Другой важной особенностью социально-экономического развития средневековой России стало разделение разных форм феодального землевладения по территориальному принципу. К примеру, в центральных районах с высокой плотностью населения сложилось устойчивое поместно-вотчинное землевладение различных категорий феодалов. Тогда как на окраинах по-прежнему были распространены общинные формы крестьянского землевладения.
Рост крепостнического землевладения происходил за счёт пожалования помещикам чёрных и дворцовых земель, что сопровождалось увеличением численности закрепощённых крестьян.
В XV веке произошло немало событий, повлиявших на дальнейший ход истории человечества. В 1453 г. пала Византийская империя, в 1456 г. немцем Иоганном Гутенбергом было изобретено книгопечатание, а в 1492 г. генуэзский мореплаватель Христофор Колумб достиг берегов Нового Света. Мрачное время Средневековья уходило в прошлое, уступая место эпохе Возрождения, существенно изменившей восприятие мира человеком.
Земли Руси также оказались вовлечены в эти процессы, но здесь переход от Средних веков к Новому времени имел целый ряд особенностей, обусловленных своеобразным культурно-историческим развитием России.
Характерной чертой данного периода стала сакрализация (обожествление) великокняжеской власти. К середине XV в. московские князья добились существенной независимости русской церкви от константинопольского патриарха. Так, о возросшей силе великокняжеской власти свидетельствовал отказ Василия Тёмного признать Флорентийскую унию (союз), которая была заключена в 1439 г. во Флоренции между представителями католической и православной церквей. При этом православная сторона признавала верховенство в этом союзе за Папой Римским. Поводом к заключению унии стала опасность, исходившая для Византии от турок-османов. На самом деле такая опасность существовала, но московский князь усомнился в искренности побуждений Рима, что стало причиной низложения митрополита Руси грека Исидора, выступившего в поддержку унии. Эти события ускорили обретение самостоятельности Русской православной церковью.
Фактическим переходом Русской православной церкви к автокефалии считают избрание в сан митрополита Киевского и всея Руси епископа Рязанского Иону, произошедшее в ходе поместного собора русских архиереев 1448 г. Его кандидатура была предложена Василием Тёмным. После падения Константинополя (1453) главу русской церкви стали определять в Москве. Эти изменения ещё более упрочили положение её верхушки в тогдашнем обществе, превратив высших церковных сановников в крупнейших феодалов.
Отметим, что рост церковного землевладения осуждался рядом представителей духовенства. Так, в XV в. появились нестяжатели во главе с монахом Нилом Сорским (некоторое время нестяжателей поддерживал и Иван III, который уже давно планировал ограничить процесс беспрестанного роста монастырских землевладений и церковного имущества). Они выступали за аскетизм в жизни церкви. Нестяжатели утверждали, что уход от мира должен привести к индивидуальному нравственному совершенствованию и спасению души. Это предполагало полное отсутствие заинтересованности в каких-либо материальных благах, а владение собственностью, особенно населёнными землями, резко осуждалось. Сторонниками Нила Сорского это квалифицировалось как стяжательство — тяжкий грех, идущий вразрез с установками христианской веры. По их мнению, в качестве источников к существованию можно было рассматривать лишь собственную трудовую деятельность, дары и подаяния.
Противниками идей нестяжателей выступали иосифляне (Иосиф Волоцкий — настоятель Волоколамского монастыря), обосновывавшие необходимость наличия у Церкви значительного земельного фонда. Практическое воплощение взглядов иосифлян олицетворял Иосифово-Волоколамский монастырь. Его отличал быстрый рост земельных вотчин, наличие отлаженной системы хозяйственной жизни, продуманная до мелочей сетка «тарифов» на услуги монахов, которые они оказывали прихожанам. Иосифляне твёрдо стояли на том, что пожертвования монастырям есть дары Богу, а потому не подлежат изъятию ни при каких обстоятельствах. Помимо этого иосифляне жестоко расправлялись с представителями еретических течений стригольников и жидовствующих, получивших довольно широкое распространение в церковной среде Руси того времени. Особо в этом преуспел ученик Иосифа Волоцкого и его преемник на должности игумена Иосифово-Волоколамского монастыря — Даниил, митрополит Московский и всея Руси в 1522-1539 гг.
На церковном соборе 1502 г. иосифлянам удалось склонить на свою сторону великого князя, провозгласив его царём земным. Русская церковь приобретала характер государственной и национальной. Церковное и монастырское землевладения продолжали расти.
Ещё с XIV в. писчие стали предпочитать дорогому пергаменту новый, более практичный и дешёвый материал — бумагу. Само письмо «ускоряется». «Устав», предполагавший выведение каждой буквы с геометрической точностью, сменяет полуустав, не требовавший такой скрупулезности, а в XV в. была придумана скоропись, приблизившая письмо к современным стандартам.
В 1479 г. был составлен Московский летописный свод. Его составители пытались донести идею необходимости общерусского единства, подчёркивая историческую роль Москвы как хранительницы традиций Киевской и Владимирской Руси, собирательницы русских земель. Важным событиям, происходившим в других странах и о которых становилось известно на Руси, были посвящены хронографы. Составитель первого русского хронографа — Пахомий Логофет (1442).
В начале XV в. в Москве создаются такие литературные памятники, как Евангелие Фёдора Кошки и Евангелие для Успенского собора Московского Кремля. Одним из первых памятников светской литературы стало повествование русского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря» (1468-1474) — первое русское произведение с точным описанием торгового и нерелигиозного путешествия. Большая часть записок Никитина посвящена Индии. Сочинение наполнено лирическими вставками и эпизодами автобиографического характера.
При Василии I продолжалось строительство Московского Кремля. Были возведены Благовещенский собор и Церковь Рождества Богородицы на Сенях. При Иване III, после очередной перестройки, осуществлённой под руководством итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, Кремль приобрёл знакомые очертания величественного сооружения из красного кирпича (1479). В построенном по проекту Фиораванти пятиглавом Успенском соборе, являвшемся самым большим общественным зданием того времени, сочетались традиции русского зодчества и последние европейские технические новшества. В его стенах происходило венчание царей на царство, заседали Земские соборы, принимались решения государственной важности.
Несколько позднее, уже другими архитекторами из Италии Марко Фрязиным и Пьетро Солари была построена знаменитая Грановитая палата (1491) Кремля, служившая тронным залом и использовавшаяся для приёма иностранных делегаций.
Даже учитывая тот факт, что строительство Кремля осуществлялось по проектам итальянских зодчих, в его архитектуре были максимально сохранены принципы, согласно которым ранее сооружались древнерусские хоромы: в основании постройки размещалась единая высокая подклеть из камня, на ней возводились отдельные объёмы, тоже из камня или дерева. После окончания строительства Алевизом Новым Архангельского собора (1505), в дальнейшем служившего усыпальницей московских князей, и Боном Фрязиным колокольни Ивана Великого (1508), ансамбль Соборной площади был дополнен зданием Казённого двора, что завершило формирование архитектурного ансамбля Московского Кремля.
Начало XVI века ознаменовалось строительством на территории Кремля ряда новых храмов: соборов Чудова (1501-1503) и Вознесенского (1519) монастырей, церквей Иоанна Лествичника (1505-1508) и Николы Гостунского, существенную реконструкцию перенёс храм Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (1504). Основные работы проводились вновь под руководством итальянских архитекторов.
В живописи происходило слияние местных художественных школ в общерусскую. Это был длительный процесс, завершившийся только к концу XVI в. Среди живописцев обращает на себя внимание творчество последователя Феофана Грека и Андрея Рублёва — Дионисия (1440-1502). Он расписал Успенскую церковь в Москве, создал иконы «Крещение Господне», «Спас в силах», «Распятие», «Сошествие в ад» и др.
Ответ. Создание поместной системы, свидетельствовавшее об усилении роли Москвы как объединительного центра русских земель.
Ответ. 1.
Ответ. 234.