Изменения культурного пространства России в XVI-XVII вв.

Освоение новых земель

С конца XV века в мировой истории начинается эпоха Великих географических открытий. Её неотъемлемой составляющей является и череда русских географических открытий XVI-XVII вв.

В начале XVII в. события периода Смуты несколько замедлили продвижение России вглубь Сибири. Однако вскоре этот процесс возобновился, во многом благодаря казакам, заинтересованным в добыче мехов и слоновой кости. Казаки осваивали Сибирь со стороны Южного Урала, параллельно другая волна поселенцев, преимущественно поморов с Крайнего Севера, попадала туда через Северный Ледовитый океан. В 1607 г. они основали в низовьях Енисея поселение Туруханск. В 1619 г. в среднем течении Енисея возник Енисейский острог.

В 1620-1624 гг. скупщики меха под руководством Пянды покинули Туруханск и прошли около 2300 километров, достигнув реки Лена. Продвигаясь вдоль её берегов, экспедиция добралась до центральной Якутии. На обратном пути Пянда плыл по Ангаре. Таким образом, он оказался первым русским путешественником, описавшим якутов и бурят.

В 1627 г. на должность Енисейского воеводы был поставлен Пётр Бекетов. Ему удалось совершить успешный поход с целью сбора налогов с забайкальских бурят, что стало первым шагом к присоединению земель бурятов к Российскому государству. В 1631 г. П. Бекетова отправили в плавание по Лене. Результатом этой экспедиции стало основание в 1632 г. Якутска, который вскоре стал отправной точкой последующих экспедиций. Максимом Перфильевым в 1631 г. на Ангаре был основан Братский острог, позже он станет первым русским исследователем Забайкалья.

В 1643 г. Курбат Иванов с отрядом казаков выступил из Якутска в южном направлении, пересёк Байкальский хребет и вышел к озеру Байкал, став его первооткрывателем. Ему же принадлежит и первая подробная карта с описанием озера.

В освоении Поволжья заметную роль сыграли калмыки, или западные монголы (ойраты), начавшие заселять междуречье Дона и Волги с середины XVII века, основав на этих землях Калмыцкое ханство.

На территории России ойраты появились на рубеже XVI-XVII вв. Толчком к этому послужили недостаток пастбищ и обострение феодальных междоусобиц внутри Джунгарского ханства, возникшего после распада Монгольской империи. Откочевав в степи Западной Сибири, уже находившейся в составе России, ойраты в 1608-1609 гг. впервые присягнули на верность русскому царю. В дальнейшем за ними закрепилось русское название — калмыки. Они заняли территории между Яиком (Уралом) и Волгой. Расцвет Калмыцкого ханства пришёлся на правление Аюки-хана (1669-1724). Он надёжно защитил южные границы России, совершая походы против Крымского ханства и кубанских татар.

Развитию географического знания и расширению границ государства способствовали экспедиции русских первопроходцев на Дальнем Востоке. Так, в 1639 г. отряду первопроходцев во главе с Иваном Москвитиным удалось выйти к побережью Тихого океана и открыть Охотское море. На основании заметок, сделанных И. Москвитиным, Курбат Иванов составил первую отечественную карту Дальнего Востока (1642).

В 1643 г. Василий Поярков перешёл через Становой хребет, достигнув верховий Зеи в Даурии. Местное население — дауры — в ту пору находилось в зависимости от маньчжурских завоевателей Китая. Перезимовав, экспедиция В. Пояркова начала спускаться вниз по течению Зеи, и её участники стали первыми русскими, достигшими берегов реки Амур. В 1646 г. путешественники вернулись в Якутск.

Семён Дежнёв первым прошёл через пролив между Азией и Северной Америкой (1648), в будущем получивший название Берингов, открыв Чукотку и Берингово море. Ерофей Хабаров в 1649-1653 гг. подробно изучил земли вдоль р. Амур и основал там ряд русских поселений (Албазино, Ачанск). В конце столетия (1697-1701) В. Атласов исследовал западную Камчатку и узнал о существовании Курильских островов. Таким образом, на рубеже XVII-XVIII вв. границы России приобрели контуры, близкие к их современному состоянию.

Семён Дежнёв
Семён Дежнёв (1605-1673) — казачий атаман, русский путешественник-первопроходец. Исследовал Северную и Восточную часть Сибири. Первый известный мореплаватель, прошедший через Берингов пролив.

Проникновение элементов европейской культуры в быт высших слоёв населения страны

Связи между Московским государством и Европой стали активно развиваться ещё со времён Ивана III. Однако в годы правления Ивана IV они были сведены к минимуму. При Борисе Годунове отношения с другими государствами вновь оживились. Москву посещали иностранные торговцы, врачеватели, промышленники, военные, учёные. Немало их, получив должности, хорошее содержание, земельные наделы, оставалось в России. Местом компактного проживания иностранцев в столице являлась Немецкая слобода. В ней жили не только немцы, но и другие иностранцы. «Немецкой» её называли из-за того, что местное население не понимало языка переселенцев и общалось с ними преимущественно жестами, как с немыми.

Борис Годунов не только посылал русских людей обучаться за границу, но и планировал открытие университета в Москве, однако его желание встретило сопротивление консервативных кругов духовенства, опасавшихся, что чужеземцы станут распространять на Руси всякие ереси, что подорвёт позиции церкви. В годы Смуты Немецкую слободу разорили.

Взошедшая на престол в 1613 г. династия Романовых отличалась приверженностью к реформированию, коренным образом изменившему 500-летний уклад жизни, сложившийся при Рюриковичах. В 1652 г., согласно царскому указу, на правом берегу р. Яузы была восстановлена Ново-немецкая слобода.

Первоначальную застройку Ново-немецкой слободы преимущественно составляли деревянные дома. Участки для застройки распределялись в соответствии с состоянием, занимаемой должностью или характером промысла. Главной улицей слободы считалась Большая улица (ныне — Бауманская).

В XVII в. москвичи, преимущественно из дворянского сословия, перенимали у «немцев» многие предметы обихода. В домах зажиточных русских людей того времени можно было уже встретить не только простые липовые или дубовые столы или скамьи, но и мебель, изготовленную из эбенового или индийского дерева. Стены дворянских домов стали украшать зеркалами, часами.

Наставник Алексея Михайловича, боярин Борис Морозов, существенно повлиял на расширение у молодого царевича кругозора в моде. Он заказывал для него платья как у портных, живших в Немецкой слободе, так и у представителей английского торгового дома, получивших монополию на торговлю в России ещё во времена Ивана Грозного.

Уже будучи царём, Алексей Михайлович пересмотрел придворный церемониал, упростив его и приблизив к европейским образцам. В годы его правления в Россию впервые завезли обои, а царский дворец украсила европейская мебель, выполненная в стиле «барокко».

Во 2-й половине XVII в. европейская культура уже прочно проникла в русский обиход. Это было заметно по изменениям в одежде, жилье, характере светских церемоний и даже таких вещах, как мода на бритьё бород.

Развитие культуры народов России в XVI в

Во всех областях культуры были достигнуты существенные успехи. В 1526-1530 гг. московскими летописцами под руководством митрополита московского Даниила был подготовлен обширный летописный свод — Никоновская летопись. После нескольких дополнений она стала своего рода исторической энциклопедией столетия. Другим выдающимся памятником русского летописания стал Лицевой летописный свод Ивана Грозного, или Царь-книга (1568-1576). Созданный специально для библиотеки царя, он содержал перечень важнейших событий мировой и отечественной истории «от сотворения мира» до конца 60-х гг. XVI в. Свод состоял из 10 томов, на изготовление которых ушло около 10 тыс. листов тряпичной бумаги. Его страницы были обильно украшены миниатюрами. Отсюда и слово «лицевой» в названии, то есть иллюстрированный.

Наряду с летописанием развивался жанр исторической повести. XVI в. стал периодом расцвета исторической публицистики. Здесь себя проявили И. Пересветов, А. Курбский. Особенно интересна переписка последнего с Иваном Грозным (1564-1579), затрагивавшая широкий круг актуальных общественно-политических проблем того времени. К главным памятникам русской литературы XVI в. относят «Домострой». Его составителем считают члена Избранной Рады монаха Сильвестра.

Важным событием стало появление в России книгопечатания. Иваном Фёдоровым (1520-1583) был организован Печатный двор (1553). В 1564 г. им же была издана первая точно датированная печатная книга — «Апостол».

Иван Фёдоров
Иван Фёдоров (1520-1583) — один из первых русских книгопечатников, издатель первой точно датированной печатной книги («Апостол») на территории Русского царства.

В архитектуре получает распространение строительство шатровых храмов. В годы княжения Василия III на Руси продолжался строительный бум, начало которому положили амбициозные начинания Ивана III. На территории Московского Кремля воздвигли Архангельский собор, укрепления из камня появились в Туле, Нижнем Новгороде, Коломне. Закладывались новые поселения, на границах государства строились хорошо укреплённые крепости. В 1530-х гг. под руководством архитектора Петрока Малого была возведена Китайгородская стена, служившая для обороны московского посада от набегов Крымского ханства.

Выдающимися памятниками архитектуры стали храм Вознесения в Коломенском (вероятно, по проекту Петрока Малого), возведённый в честь Ивана Грозного; храм Василия Блаженного в Москве, он же Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, созданный в 1555-1561 гг. в честь взятия Казани знаменитыми зодчими Бар- мой и Постником.

Ещё одним направлением зодчества XVI в. было строительство пятиглавых монастырских храмов. В качестве модели служил Успенский собор в Москве. В таком стиле были построены Успенский собор Троице-Сергиевого монастыря, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Преображенский собор Соловецкого монастыря и др. Крупнейшим средоточием каменных построек на севере Руси стал Кирилло-Белозерский монастырский комплекс. В это время также были построены каменные кремли — Смоленский, Астраханский, Ростовский.

В 1586 г. на Ивановской площади Москвы появилась знаменитая Царь-пушка, отлитая из бронзы мастером Андреем Чоховым и ставшая памятником русской артиллерии и литейного дела.

С 1596 по 1602 гг. продолжалось строительство одного из самых впечатляющих архитектурных объектов допетровского времени — Смоленской крепостной стены (архитектор Фёдор Конь), также известной как «каменное ожерелье Земли русской». Крепость начали строить по распоряжению Бориса Годунова с целью защиты западных границ государства от притязаний Речи Посполитой.

Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. XVII веку принадлежит уникальное место как в русской истории, так и культуре: именно на этом этапе Новое время пришло на смену Средневековью, изменив многие стороны духовной и материальной жизни.

В XVII в. происходит усиление светских элементов в русской культуре, хотя этому и противилась Церковь, видя в обмирщении культуры влияние Запада. Происходит увеличение количества образованных людей. Возникают первые регулярные школы. Выдающимся педагогом был монах-просветитель Симеон Полоцкий.

Симеон Полоцкий
Симеон Полоцкий (1629-1680) — один из выдающихся представителей восточнославянской культуры XVII в. Богослов, автор духовных текстов в прозаической и поэтической форме, драматург, переводчик. Имел познания в астрономии, что позволило ему стать московским придворным астрологом. Наставник сыновей царя Алексея Михайловича — Алексея и Фёдора, а также его дочери — Софьи.

В Москве начинает свою работу Славяно-греко-латинская академия (1687). Её возглавили братья Софроний и Иоанникий Лихуды. Академия преимущественно готовила священников и государственных служащих. Среди её выпускников был и М. Ломоносов.

Среди печатной продукции растёт количество книг гражданского содержания: «Грамматика» М. Смотрицкого (1648), «Букварь» Кариона Истомина (1651), таблица умножения (1682) и др. Первым печатным историческим произведением стал «Синопсис», авторство которого приписывают монаху Киево-Печерской лавры И. Гизелю. Расширяется круг знаний по математике, медицине. Открываются первые аптеки. При Аптекарском приказе действовали специальные школы.

Карион Истомин
Карион Истомин (?-1717) — иеромонах московского Чудова монастыря, один из первых русских писателей, придворный поэт, переводчик. Автор иллюстрированного «Букваря», считавшегося лучшим учебным пособием своего времени. В 1698-1701 гг. возглавлял Московский печатный двор.

Литература отражала события Смутного времени. Многим произведениям стала присуща обличительно-сатирическая тональность, что привело к появлению самостоятельного литературного жанра — посадской сатиры. Сатирическому обличению подвергались такие стороны жизни феодального общества, как несправедливая судебная система, вопиющее социальное неравенство, падение моральных устоев в среде монашества и духовенства, фактическое поощрение народного пьянства государственной властью и др. Яркими примерами произведений в стиле посадской сатиры стали «Повесть о Шемякином суде» и «Повесть о Ерше Ершовиче».

В произведениях появляются вымышленные персонажи, что свидетельствовало о проникновении в литературу светских начал. «Житие Протопопа Аввакума» стало первым произведением автобиографического характера, написанным разговорным языком. Продолжают пользоваться популярностью исторические повести.

Первым российским библиографом считают Симеона Медведева (Сильвестра), работавшего книгохранителем и справщиком Московского печатного двора. Также он был известен как философ, историограф, придворный поэт. С. Медведеву принадлежал нереализованный проект открытия в Москве университета в годы регентства Софьи Алексеевны.

При дворе царя Алексея Михайловича был создан первый русский театр. У его истоков стоял А. Матвеев. Во многих городах и сёлах популярностью пользовался бродячий театр — театр скоморохов. Главным героем большинства сценок, разыгрываемых скоморохами, был Петрушка.

Артамон Матвеев
Артамон Матвеев (1625—1682) — русский государственный деятель, возглавлял русское правительство в последние годы правления Алексея Михайловича. Стал одним из первых сторонников западничества при царском дворе. По его инициативе был создан придворный театр.

В живописи, помимо иконописи (С. Ушаков — автор знаменитой иконы «Спас Нерукотворный», созданной при заметном влиянии реализма), начинают развиваться и светские жанры, например портрет. В то время портреты назывались парсунами, и изображали на них, как правило, реальных исторических персонажей.

Ещё в годы правления Ивана Грозного одним из важнейших торговых центров страны стал Ярославль. Это стимулировало развитие в городе каменного строительства. В свою очередь это дало толчок развитию местной иконописной школы, расцвет которой пришёлся на XVII в. Большинство ярославских иконописцев часто обращалось к историческим или бытовым сюжетам. Так, на иконе «Василий и Константин в житии» можно увидеть изображения князей из первой ярославской династии, а образ Богоматери Толгской — прекрасная иллюстрация к истории Толгского монастыря с момента его основания в начале XIV века.

Симон Ушаков
Симон Ушаков (1626-1686) — выдающийся русский иконописец и график XVII века. Оставаясь приверженцем русско-византийского стиля в иконописи, он также обращал внимание и на западноевропейское искусство, работая в так называемом фряжском стиле. Художник предлагал новые композиционные решения, стремясь придать человеческим фигурам характерность и динамику.

Во 2-й половине XVII в. Ярославль пережил сильный пожар, и большинство его каменных храмов расписывались заново. Среди мастеров того времени стоит отметить Гурия Никитина, Силу Савина, Фёдора Зубова. Выдающимся представителем ярославской иконописной школы стал Семён Холмогорец (Спиридонов). Созданные им иконы отличались высокой степенью детализации — изображая людей, художник старался подчеркнуть их индивидуальные черты характера, что придавало его работам особую лиричность. В 1678 г. Семён Холмогорец создаёт свою самую известную икону — «Илья Пророк в житии». С 80-х гг. XVII в. представители ярославской школы начинают активно работать по всей стране. Их отличительной чертой были ясное построение сцен, лаконичность образов, строгие силуэты, чёткая прорисовка многочисленных деталей.

В архитектуре наблюдается сочетание церковных и светских элементов. Для большинства зданий характерны многоцветность и декоративность. Этого удавалось достичь благодаря использованию многоцветных «солнечных плиток» — изразцов и украшений из резного камня и кирпича. Примером таких сооружений являются московские церкви Николы в Хамовниках и Рождества Богородицы в Путинках, Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в Подмосковье. Присутствие декоративных элементов также прослеживалось при строительстве либо перестройке фортификационных сооружений.

В конце XVII в. появляется новый архитектурный стиль — нарышкинское (московское) барокко (церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы Сергиева Посада, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря и др.). Образец башенного строительства — Сухарева башня в Москве. Уникальным памятником деревянной архитектуры стал царский дворец в Коломенском под Москвой.

Ключевые даты

  • 1553 — открытие первой типографии в Москве — Печатного двора.
  • 1555-1561 — строительство храма Василия Блаженного.
  • 1564 — Иван Фёдоров печатает книгу «Апостол».
  • 1648 — плавание Семёна Дежнёва.
  • 1649-1653 — походы Ерофея Хабарова.
  • 1687 — открытие Славяно-греко-латинской академии.

Основные понятия

  • Ясак — натуральный налог, взимавшийся Московским государством с народов Сибири и Севера, преимущественно пушниной.
  • Домострой — памятник русской литературы XVI в., являющийся сборником правил, советов и поучений по разным вопросам общественного, семейного, хозяйственного и религиозного характера.
  • «Синопсис» — обобщающий обзор истории земель Юго-Западной Руси, впервые изданный в 1674 г. Вероятный автор — архимандрит Киево-Печерской лавры Иннокентий Гизель. «Синопсис» стал не только первым учебным пособием по истории России, но и имел существенное влияние на формирование концепции общерусского единства в условиях перехода к Новому времени.
  • Парсуна — ранняя «примитивная» форма портретной живописи в Русском царстве. Свои живописные средства черпала из иконописи.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что свидетельствовало об усилении светского начала в российской культуре XVII в.?

Ответ. Обмирщение культуры, увеличение количества образованных людей, возникновение первых регулярных школ, появление новых жанров в литературе (посадская сатира) и живописи (парсуны).

Кого из этих людей считают первым русским книгопечатником?

  1. Ивана Фёдорова
  2. Симона Ушакова
  3. Дионисия
  4. Мелетия Смотрицкого

Ответ. 1.




Поделиться ссылкой