Культура Руси XIII—XV вв.

Упадок и возрождение

Монгольское нашествие разрушило города Руси. Исчезли многие памятники древнерусской письменности, архитектуры, живописи. Потерялись секреты мозаики, перегородчатой эмали, некоторых ювелирных техник — русские мастера погибли в сражениях или были уведены в плен монголами. Почти прекратилось каменное строительство. Монгольские дани и поборы не оставляли средств на развитие искусств. В XIII—XIV вв. Русь утратила исконные территории с древней культурной столицей Киевом, высокоразвитыми галицкими и волынскими землями, Полоцким и Смоленским княжествами и оказалась в культурной изоляции. Новгородские и псковские земли избежали монгольских набегов, но пострадали от нашествия шведов и ливонцев и делили с остальной Русью бремя ордынской дани.

Возрождение русской культуры началось с XIV в. К этому времени относятся каменные церкви Новгорода Фёдора Стратилата на Ручью (1361 г.) и Спаса Преображения на Ильине (1374 г.), украшенная фресками знаменитого живописца Феофана Грека. В XIV в. выстроились каменные крепости Пскова и Изборска.

Церковь Спаса Преображения на Ильине. 1374 г. Новгород
Церковь Спаса Преображения на Ильине. 1374 г. Новгород
Феофан Грек. Архангел Гавриил
Феофан Грек. Архангел Гавриил

Искусство Московского княжества

С возвышением Москвы началось возрождение культуры Северо-Восточной Руси. Время правления Ивана III — это настоящий взлёт московского зодчества. Крепкое Московское государство привлекало в Москву лучших европейских мастеров. Итальянские зодчие участвовали в перестройке стен и башен Московского Кремля (1484—1508 гг.). По приглашению великого князя итальянский архитектор Аристотель Фиораванти (ок. 1420 — ок. 1486 гг.) выстроил в Московском Кремле пятиглавый Успенский собор (1475—1479 гг.) по образцу Успенского собора во Владимире. В величественном сооружении Фиораванти чувствуется влияние итальянской архитектуры. В 1481 г. Успенский собор украсили фрески одного из лучших московских живописцев Дионисия и его учеников Тимофея, Ярца и Коня.

Успенский собор. 1475—1479 гг. Москва. Кремль
Успенский собор. 1475—1479 гг. Москва. Кремль
Благовещенский собор. 1484 г. Москва. Кремль
Благовещенский собор. 1484 г. Москва. Кремль

В 1484 г. Иван III приглашает псковских мастеров выстроить в Московском Кремле на месте старой домовой церкви трехкупольный Благовещенский собор. Отголоски псковской архитектуры видны по сей день — барабаны глав выложены из кирпича традиционными псковскими орнаментами — «бегунцом» и «поребриком». При Иване Грозном Благовещенский собор получил шесть новых куполов, став девятиглавым. В 1508 г. по велению Василия III собор расписал Феодосий — сын Дионисия. Первый Благовещенский собор был украшен росписями виднейших русских живописцев Феофана Грека, Прохора с Городца и Андрея Рублёва. Их фрески не сохранились, но иконостас Благовещенского собора, возможно, был перенесён из старого храма. Так, иконы «праздничного» чина приписываются Андрею Рублёву и Прохору с Городца, а деисусный чин — Феофану Греку.

Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405 г.), выходец из Византии, считается основателем московской школы иконописи. Творчество Андрея Рублёва (ок. 1360 (70) г. — 1427 (30) г.), лучшего ученика Грека, стало символом эпохи русского Возрождения. Самые первые, дошедшие до нас произведения Рублёва — фрески на алтарных столбах собора Успения на Городке в Звенигороде (1400 г.). Позже, совместно с другим выдающимся живописцем Даниилом Чёрным, Рублёв расписал Успенский собор во Владимире, создав большую фреску «Страшный суд». Самое знаменитое произведение Рублёва — икона «Троица». Этот шедевр мировой живописи создан для главного храма Троице-Сергиевой лавры в память о её основателе Сергии Радонежском. Фигуры трёх ангелов — Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа — создают силуэт, повторяющий форму стоящей перед ними жертвенной чаши; плавные круговые линии их очертаний, складки одежд и изгибы крыльев, повторенные наклоном дерева и скатом горы на заднем плане, создают ощущение единства и гармонии. В последние годы жизни Рублёв жил и работал в Андрониковом монастыре в Москве, расписывая Спасский собор своей обители.

Андрей Рублёв. Троица
Андрей Рублёв. Троица
Андрей Рублёв. Апостол Павел
Андрей Рублёв. Апостол Павел
Церковь Ризположения. 1484—1485 гг. Москва. Кремль
Церковь Ризположения. 1484—1485 гг. Москва. Кремль

Одновременно с Благовещенским собором Московского Кремля псковские мастера возвели домовый храм митрополита — однокупольную церковь Ризположения (1484—1485 гг.). В 1487— 1491 гг. итальянские архитекторы М. Фрязин и П. Солари построили помещение для торжественных великокняжеских приёмов — Грановитую палату, названную так из-за отделки фасада гранёными кирпичами.

При Василии III итальянский архитектор Алевиз Новый выстроил в Московском Кремле на месте обветшавшего собора XIV в. великолепный Архангельский собор (1505—1508 гг.). Новый Архангельский собор стал усыпальницей московских князей и царей. Здесь покоятся почти все правители Руси и России — от Ивана Калиты до Ивана Алексеевича, брата Петра I.

Грановитая палата. 1487—1491 гг. Москва. Кремль
Грановитая палата. 1487—1491 гг. Москва. Кремль
Архангельский собор. 1505—1508 гг. Москва. Кремль
Архангельский собор. 1505—1508 гг. Москва. Кремль



Поделиться ссылкой