Культура удельных княжеств XII—XIII веков

Архитектура и иконопись

В период раздробленности общерусская культура не только не утратила единые национальные черты, но и обогатилась, став разнообразнее. Так, например, приземистая и лаконичная новгородская архитектура резко отличается от изящных, покрытых кружевом каменной резьбы храмов Владимиро-Суздальского княжества.

Типичный образец новгородской архитектуры — церковь Спаса на Нередице (1198 г.) под Новгородом. Почти квадратный, с мощными, далеко выступающими апсидами (алтарными выступами), с широким барабаном, увенчанным шлемовидным куполом, этот храм снаружи почти не украшен. Он будто выражает характер новгородского купечества — прочный, основательный, без излишеств. Сравним его с однокупольным храмом Владимиро-Суздальской земли — церковью Покрова на Нерли (1165 г.). Стоящая на месте слияния рек Клязьма и Нерль, белокаменная церковь будто устремлена в небо. Её стройность подчеркивают вертикальные линии колонн и декоративных элементов, узкие стрельчатые окна. Изящная белокаменная резьба дробит поверхность белых стен, придавая храму лёгкость, почти воздушность.

Церковь Спаса на Нередице. 1198 г. г. Новгород
Церковь Спаса на Нередице. 1198 г. г. Новгород

Богатейшей белокаменной резьбой покрыт Дмитровский собор во Владимире (1194—1197 гг.). В нем нет женственной изящности церкви Покрова — Дмитровский собор поражает величественностью и строгостью форм. Резные растительные орнаменты на стенах храма переплетаются с образами экзотических или фантастических животных: львов, грифонов, фениксов. Вместе с тем резчики вписали в это убранство изображения библейского Давида и Александра Македонского. На обращённом к городу фасаде изображён князь Всеволод Большое Гнездо со своими отпрысками перед коленопреклонённым народом. Так создатели храма выказали почтение заказчику строительства.

Удельные княжества того периода, как правило, не блистали особой архитектурой. Удельные заказчики строительства не могли тягаться с великокняжескими богатствами былых времен, вложенными в постройку величественных соборов Киевской Руси. Но владимирские князья могли позволить себе такие расходы. Желая затмить Киевский и Новгородский храмы Софии, Андрей Боголюбский возводит просторный и нарядный Успенский собор (1158—1161 гг.) во Владимире. Этот однокупольный храм в первоначальном виде простоял недолго. В 1185 г. он сильно пострадал от пожара. Но при Всеволоде Большое Гнездо собор был восстановлен и перестроен. Старое здание по периметру обнесли новыми стенами и добавили ещё четыре купола. Во время пожара в Успенском соборе произошло чудо — икона Владимирской Богоматери, написанная, по преданию, ещё евангелистом Лукой с самой Св. Марии, не пострадала. Икона была подарена константинопольским патриархом Юрию Долгорукому. Святыня хранилась в Киеве, откуда Андрей Боголюбский перевёз её сначала в Вышгород, а потом в Успенский собор Владимира.

Рельеф на фасаде Дмитровского собора: царь Давид
Рельеф на фасаде Дмитровского собора: Царь Давид
Рельеф на фасаде Дмитровского собора: сказочный кот на дереве
Рельеф на фасаде Дмитровского собора: князь Всеволод Большое Гнездо с сыном
Рельеф на фасаде Дмитровского собора: князь Всеволод Большое Гнездо с сыном

В 50—60-е гг. XII в. Владимир окружают крепостными деревянными стенами с белокаменными надвратными башнями, самая красивая из которых открывала главный въезд в город — Золотые ворота (1164 г.).

Архитектура Галицко-Волынского княжества испытывает влияние европейской архитектуры и представляет собой наслоение романского стиля на традиционно русскую конструкцию храмов. Таковы храм Иоанна Крестителя в Перемышле и Успенский собор в Галиче (сер. XII в.).

Золотые ворота. 1164 г. г. Владимир
Золотые ворота. 1164 г. г. Владимир
Успенский собор. 1158—1161 гг. г. Владимир
Успенский собор. 1158—1161 гг. г. Владимир
Ангел Златые Власы. Икона XII в.
Ангел Златые Власы. Икона XII в.

Стремительно развивается живопись, формируются местные школы иконописи. Шедевр того времени — новгородская икона Ангел Златые Власы (XII в.) Несмотря на явное византийское влияние, икона несёт в себе черты зарождающейся новгородской иконописной школы.

Летописание и литература

Летописи каждого удельного княжества сильно отличаются друг от друга языком, содержанием и трактовками описанных событий. Киевские летописцы, стараясь вернуть былое величие Киевской Руси, осуждают междоусобицы и призывают к единству. Владимирские летописи дышат идеей сильной княжеской власти и главенства Владимиро-Суздальской земли. Новгородских летописцев интересуют только события, непосредственно связанные с местной жизнью. Они осуждают сильную княжескую власть, описывают насущные дела, полностью игнорируя всё, происходящее за пределами новгородской земли.

Главное произведение всей древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». Написанное между 1185 и 1187 гг., оно раскрывает подробности жизни княжеской дружины. Некоторые исследователи считают, что «Слово» было написано одним из дружинников Игоря, очевидцем описанных событий. Яркие образы, великолепный язык, глубокое понимание происходящего и его оценка, искренняя любовь к Родине ставит это произведение в один ряд с шедеврами мировой литературы.




Поделиться ссылкой