Россия в конце XIX века

Внутренняя политика Александра III

Поборник русской старины

Александр Александрович был вторым сыном Александра II, и наследником престола считался его старший брат — Николай Александрович. Но в 1865 г. Николай умер, и право наследования престола перешло к Александру, которому тогда было уже 20 лет. Александр III, как и все великие князья, получил военное образование. Он был грубоватый, но беззлобный, недальновидный, но осторожный, медлительный, но волевой. Мужицкая внешность и мужицкие манеры у него сочетались с любовью к музыке (он прекрасно играл на валторне) и глубоким знанием русской истории и культуры. Увлечение русской стариной сформировало консервативные и националистические взгляды будущего императора. Он был полной противоположностью своему отцу и корень всех бед видел в том, что отец много «нареформировал». Гораздо уместнее ему казалась политика его деда, Николая I. Александр III не признавал необходимости перемен и, чтобы повернуть историю вспять, стремился отменить те преобразования отца, которые ещё можно было отменить.

Портрет императора Александра III. Худ. И. Крамской. 1886 г.
Портрет императора Александра III. Худ. И. Крамской. 1886 г.

Консерватор на троне

8 марта 1881 г. на совете министров чётко обрисовалась картина будущего царствования Александра III Александровича. Обсуждался проект Лорис-Меликова о создании комиссии для разработки реформ верховной власти, одобренный покойным императором. Александр III с настороженностью отнёсся к предложению Лорис-Меликова, но некоторые министры считали проект своевременным. Всё решилось после долгого и убедительного выступления К.П. Победоносцева, доказывавшего, что только «чистое самодержавие» спасёт страну от краха. Победоносцев поймал настроение Александра III, и тот с облегчением отказался от реформы.

К.П. Победоносцев. С фотографии С. Левицкого. Конец XIX в.
К.П. Победоносцев. С фотографии С. Левицкого. Конец XIX в.

29 апреля 1881 г. был опубликован манифест, написанный Победоносцевым и консервативным журналистом М.Н. Катковым, в котором Александр III заявлял о своей решимости сохранить самодержавную власть в неприкосновенности. В отставку были отправлены все либеральные министры Александра II, среди которых были Лорис-Меликов и Милютин.

Следующим шагом нового царя было ужесточение борьбы с оппозицией и распространением революционных идей. «Положение об усилении и чрезвычайной охране» разрешало властям высылать неблагонадёжных лиц, передавать политические дела на рассмотрение военного суда вместо гражданского, закрывать учебные заведения, газеты и журналы. Эти меры помогли вывести страну из внутреннего кризиса, который создался после убийства Александра II, и предотвратить на тот момент назревание революционной ситуации.

Крестьянский вопрос Александр III решил двояко. С одной стороны, была немного снижена сумма выкупных платежей на землю, и крестьяне, ещё не выкупившие свои наделы, переводились на обязательный выкуп. Был учреждён Крестьянский банк, выдававший крестьянам ссуды на покупку земли. Эти меры несколько облегчили положение крестьян. С другой стороны, самодержавие, заявившее о своей неприкосновенности, пыталось поднять и сословие, которое считало своей опорой, — дворянство. Был учреждён Дворянский банк, выдававший кредиты помещикам под залог имений на самых выгодных условиях. Правительство фактически финансировало дворян, не приспособившихся к складывающимся после реформы новым рыночным отношениям. Политику укрепления помещичьего землевладения проводил Д.А. Толстой, ретроград, уволенный под общий восторг с поста министра внутренних дел Александром II и восстановленный на этом посту Александром III. С подачи Толстого резко ограничили права сельских и волостных крестьянских сходов, а их деятельность поставили под контроль земского начальника, назначавшегося из числа местных помещиков. Ряд законов, изданных с целью упрочить патриархальный порядок в деревне, сделал почти невозможным выход крестьянина из общины, усложнял проведение земельных переделов, не разрешал раздел земли между членами семьи, заставляя несколько поколений семьи вести общее хозяйство. Это тормозило развитие сельского хозяйства, мешало предприимчивым и умелым хозяевам проявлять инициативу и деловую хватку и втягивало крестьян в коллективную нищету, из которой было сложно выпутаться.

ДОМАШНИЙ КОНЦЕРТ В СЕМЬЕ АЛЕКСАНДРА III
ДОМАШНИЙ КОНЦЕРТ В СЕМЬЕ АЛЕКСАНДРА III

Почти в конце своего царствования Александр провёл земскую контрреформу, ограничив самостоятельность земского самоуправления и поставив его под усиленный контроль правительства. Но реформа не коснулась сельской интеллигенции — самого активного элемента в земствах, поэтому полностью земское движение заглушить не удалось.

Внешняя политика Александра III. Рабочее движение в конце XIX века

Россия и Европа

Во внешней политике Александр III предпочитал дипломатию войнам. За время его правления Россия не участвовала в войнах, за что русского царя именовали «Миротворцем».

Мундир офицера лейб-гвардии кирасирского полка. Принадлежал Александру III
Мундир офицера лейб-гвардии кирасирского полка. Принадлежал Александру III

Международная обстановка складывалась не в пользу России, оказавшейся после Берлинского конгресса 1878 г. перед лицом враждебных держав: Австро-Венгрии, Германии и Англии с Турцией. Австрия, недовольная успехами русских на Балканах, всё активнее вмешивалась в балканский вопрос, в частности, подогревала антирусскую политику болгарского монарха. Россия, кровью своих солдат расплатившаяся за независимость славянских народов, негодовала.

С Англией, где уже почти полвека правила королева Виктория, убеждённая противница России, отношения оставались натянутыми. Недовольство Англии вызывало продвижение Российской империи на Восток, к её индийским колониям, и в Среднюю Азию, находящуюся в сфере английского влияния.

Королева Виктория
Королева Виктория
Отто фон Бисмарк. Фотография 1870 г. и Кайзер Вильгельм II

Пруссия, полностью подмяв под себя все карликовые германские государства, увеличивала влияние объединённой Германии в Европе. Александр III не любил Германию, его раздражала наглость, с которой она вела себя на мировой арене, но, чтобы не остаться в политической изоляции, в самом начале царствования он возобновил Союз трёх императоров (Германии, Австрии и России). Поддержание нейтралитета с европейскими гигантами и поиск союзников были важнейшими задачами России того периода. Всесильный канцлер Германии О. Бисмарк мечтал ослабить Россию, но воевать с ней не собирался. Своей главной задачей он видел уничтожение ослабленной франко-прусской войной и революцией Франции, лишнего конкурента в Европе. Договорами и мелкими уступками России Бисмарк пытался предотвратить соглашение между Россией и Францией. Но активная антирусская политика нового германского императора Вильгельма II перечеркнула усилия Бисмарка — имея общих врагов, Франция и Россия пошли на сближение. Франко-русское соглашение (1891 — 1893 гг.) восстановило политическое равновесие, залог мира в Европе.

Труд и бунты

Обнищание крестьянства, маленькие наделы, не способные кормить семью, особенно в северных неплодородных губерниях, заставляли крестьян идти в город на заработки. Так пополнялся рабочий класс. Бывшие крестьяне с трудом расставались с землёй, у них ещё были крепки связи с родной деревней, куда они надеялись со временем вернуться.

Жизнь городского рабочего была несладка. Некоторым рабочим удавалось стать мастерами и получать достойную плату за труд, позволяющую кормить семью, снимать квартиру в городе или даже купить небольшой дом. Но большинство рабочих жили в бараках при заводах и фабриках. Барак делился на помещение с большой общей спальней, где на нарах вперемешку спали мужчины, женщины, дети, и на отдельные каморки, где ютились семейные рабочие, иногда по 2—3 семьи в каждой. Рабочий день длился от 12 до 14—15 часов, а заработная плата была мизерной, в два раза меньше, чем, например, у английского рабочего. Не на всех фабриках платили регулярно, иногда зарплату выдавали всего три раза в год, и рабочим приходилось покупать продукты в кредит. А кредит им давали только в фабричных лавках. Получив деньги, рабочий выплачивал лавке долг и, оставаясь почти без денег, снова шёл в хозяйскую лавку — даже те гроши, что получали рабочие, большей частью возвращались назад хозяевам производства. Ещё часть зарплаты уходила на штрафы, выплачиваемые хозяину за опоздания, прогулы (в том числе и по болезни), нарушение дисциплины и т.д.

ФАБРИЧНЫЕ РАБОЧИЕ КОНЦА XIX В.
ФАБРИЧНЫЕ РАБОЧИЕ КОНЦА XIX В.

С начала 80-х гг. разразился мировой промышленный кризис, затронувший и Россию. Предприятия стали малодоходными, хозяева сокращали выпуск продукции, увольняли рабочих, урезали заработную плату, увеличивали штрафы. В городе, в чужой среде, где сдержать гнев голодного измученного человека не могли ни родственные узы, ни крестьянская община, рабочий вёл себя свободнее, чем крестьянин в родной деревне. Да и терять ему было нечего — разве что нары в бараке да долги в хозяйской лавке. В 80-е гг. по промышленным городам России прокатилась волна бунтов (стачек). Знаменитая стачка произошла в 1885 г. на крупнейшей текстильной фабрике Морозова под Москвой. Морозовским ткачам в пять раз урезали заработную плату, четверть которой уходила на штрафы. Рабочие разгромили квартиры начальников и продовольственную лавку. На фабрику прибыли войска, и зачинщиков беспорядков арестовали. Суд над ними выявил весь ужас положения морозовских ткачей, и присяжные оправдали подсудимых, хотя многих из них потом выслали в их деревни. Результатом Морозовской стачки стал закон 1886 г., ограничивающий размер штрафов. Но и против бунтарей приняли меры — за участие в забастовке полагалось месячное тюремное заключение.

Стачки и забастовки продолжались. Власти почти всегда становились на сторону хозяев. Волнения рабочих закончились лишь к 1893 г., когда начался подъём производства и заводчики, получая повышенную прибыль, могли обеспечить рабочим сносное существование.

Распространение марксизма в России

Крах народничества, зарождение марксизма

Движение народничества к 80-м гг. XIX в. пошло на спад, и не только из-за ареста самых видных деятелей движения, но и из-за того, что большинство народников перестали верить в возможность крестьянской революции. Следя за стачечным движением, революционеры начали понимать, что именно рабочие могут стать движущей силой революции.

Подтверждение этой мысли нашлось в учении немецкого социолога, философа и экономиста К. Маркса (1818—1883). В основе марксизма лежит идея коммунизма — высшего этапа развития общества, предполагающего всеобщее равенство, общественную собственность на средства производства (заводы и фабрики с оборудованием и сырьём и землю с её ресурсами) и свободный труд, ставший осознанной необходимостью и потребностью всех членов общества. Переходная стадия от капитализма к коммунизму — социализм, общественная формация, опирающаяся на общественную собственность и власть трудящихся под руководством рабочего класса. Маркс вывел законы развития капиталистического общества, развил теорию классовой борьбы, которая приведёт к пролетарской революции, после которой начнётся строительство коммунизма.

Карл Маркс
Карл Маркс

Поворот от народничества к марксизму первым осуществил Г.В. Плеханов. Живя в эмиграции, Плеханов познакомился с рабочим движением на Западе, с трудами Маркса и его сподвижника Ф. Энгельса. В 1883 г. в Женеве он создал марксистскую организацию — группу «Освобождение труда», к которой примкнули и бывшие члены «Чёрного передела» В. Засулич, П. Аксельрод и др. Они перевели труды Маркса и Энгельса на русский язык и издали ряд программных документов.

Плеханов, убедившись в ошибочности прежних взглядов, критиковал народничество. Россия идёт по пути капиталистического развития, крестьянская община не сможет противостоять росту капитализма и не может стать основой построения социализма. Задача русских революционеров, по Плеханову, состоит в том, чтоб использовать пороки капиталистического общества в интересах революции и развивать политическое сознание рабочих, главной силы в борьбе с самодержавием и капитализмом. Он призывал к созданию рабочей партии, которая будет руководить рабочим движением, а после революционного переворота осуществит диктатуру пролетариата для уничтожения всех пережитков старого общества и подавления сопротивления класса эксплуататоров. Революционеры должны включиться в борьбу за политические свободы и конституцию. Это подтолкнёт развитие общества и приблизит его к социализму, и в этой борьбе революционеры должны объединяться со всеми прогрессивными движениями, в том числе и с либералами.

Г.В. Плеханов
Г.В. Плеханов

Группа «Освобождение труда», действуя за границей, переправляла в Россию марксистскую литературу, работы Плеханова и «Рабочую библиотечку» — набор брошюр, где рассказывалось о марксизме и политических задачах рабочего класса. В 80-х гг. в России появились первые марксистские кружки.

Судьба революционера

В 1870 г. в г. Симбирске в семье инспектора народных училищ Ильи Николаевича Ульянова родился сын Владимир Ульянов. В 1879 г. Владимир поступил в Симбирскую гимназию. Старший сын Ульяновых, Александр, учился в Петербургском университете. В 1886 г. Илья Николаевич внезапно умер, а вскоре на осиротевшую семью свалилось новое несчастье. Александра вместе с другими студентами арестовали за участие в подготовке покушения на Александра III. В 1887 г. неудавшиеся цареубийцы были повешены. Судьба брата повлияла на формирования взглядов Владимира Ульянова, который тоже увлекался революционными идеями. Клеймо члена семьи цареубийцы не помешало Владимиру окончить гимназию и в 1887 г. поступить в Казанский университет на юридический факультет. Но уже в конце 1887 г. он был исключён из университета за участие в студенческой сходке и выслан в село Кокушкино. Меньше чем через год он вернулся в Казань, но возобновить обучение в университете ему не позволили. Продолжив образование самостоятельно, Ульянов в 1891 г. экстерном сдал экзамены Петербургского университета и получил возможность стать юристом. Но ещё в 1888 г. он пришёл в казанский марксистский кружок и с тех пор посвятил себя делу революции. Он писал статьи, критикуя народничество, и включился в подпольную деятельность. С 1889 г. он жил в Самаре, куда переехала семья Ульяновых, и числился помощником поверенного в Самарском суде, а в 1893 г. перевёлся на ту же должность в Петербург. Но его увлекали не судебные дела, а организация марксистского движения. Постепенно он завоевал авторитет в среде петербургских марксистов. В 1895 г. Ульянов выехал в Швейцарию», чтобы установить связь с организацией Плеханова, тогда же встретился с лидерами международного рабочего движения в Германии и Франции.

Печатная машина. Конец XIX — начало XX в.
Печатная машина. Конец XIX — начало XX в. На подобной машине печатались революционные брошюры
Гимназист Владимир Ульянов. Фотография. 1887 г.
Гимназист Владимир Ульянов. Фотография. 1887 г.
Классная комната Симбирской классической гимназии, где учился В. Ульянов
Классная комната Симбирской классической гимназии, где учился В. Ульянов

Вернувшись в Россию, Ульянов в 1895 г. создал «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», массовую марксистскую (социал-демократическую) организацию, которой подчинялись районные группы, руководящие сетью рабочих кружков. В декабре 1895 г. полиции удалось арестовать 57 членов «Союза», в том числе и Ульянова. Арестованный Ульянов не переставал руководить «Союзом». Продолжал он свою деятельность и в селе Шушенском Енисейской губернии, куда был сослан после освобождения. В 1898 г. по инициативе созданного Ульяновым «Союза» в Минске был организован съезд марксистов, на котором принято решение о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Это был I съезд РСДРП.

По делу «Союза» была арестована и Н.К. Крупская, разделившая с Ульяновым ссылку и ставшая его супругой. В Шушенском Ульянов написал ряд трудов по теории социализма, многие его работы были опубликованы и подписаны псевдонимами. Самым знаменитым псевдонимом Ульянова стал Ленин (с 1901 г.), именно под этим именем Ульянов и вошёл в мировую историю.

Владимир Ильич Ульянов-Ленин. Фотография. 1900 г.
Владимир Ильич Ульянов-Ленин. Фотография. 1900 г.
Надежда Константиновна Крупская. Фотография. 1895 г.
Надежда Константиновна Крупская. Фотография. 1895 г.

Начало правления Николая II

Наследник престола

6 мая 1868 г. у великого князя Александра Александровича, будущего Александра III, и его жены Марии Фёдоровны, дочери датского короля, урождённой Дагмары Софьи Доротеи, родился сын Николай Александрович. «Милый Ники», как его называли в семейном кругу, рос добрым и послушным, отличался хорошими манерами. С девяти лет его образованием стали заниматься ведущие специалисты военного дела, учёные и политические деятели. Как и большинство Романовых, Николай испытывал склонность к военному делу, и с подачи отца военным занятиям отводилось значительное место в его воспитании. Но, несмотря на военное образование, хорошим полководцем Николай так и не стал. Прилежный ученик, Николай не обладал большими способностями, и в будущем недостатки образования сказались на ведении государственных дел.

Мария Фёдоровна с сыном Ники. Фотография С.Левицкого. 1870 г.
Мария Фёдоровна с сыном Ники. Фотография С.Левицкого. 1870 г.

После воцарения Александра III, когда Ники уже исполнилось 13 лет, стало ясно, что ему предстоит стать наследником престола. С 19 лет Николая допустили к участию в заседаниях Государственного совета (высшего законосовещательного органа) и Комитета министров (высшего органа административной власти). В 1890 г. Николай совершил морское путешествие на Дальний Восток через Грецию, Египет, Индию, Японию и Китай. В Японии на наследника престола совершили покушение — Николай был легко ранен в голову. В Петербург он возвращался через Сибирь, и это путешествие положило начало строительству Сибирской железной дороги.

В 1894 г. цесаревича Николая помолвили с принцессой Алисой Дармштадт-Гессенской, внучкой английской королевы Виктории. В начале октября 1894 г. Алиса прибыла в Россию. Но свадьбу отсрочило трагическое событие.

Пасхальное яйцо «Память Азова», подарок Александра III императрице Марии Фёдоровне. Фирма К. Фаберже. Мастер М. Перхин. 1891 г.
Пасхальное яйцо «Память Азова», подарок Александра III императрице Марии Фёдоровне. Фирма К. Фаберже. Мастер М. Перхин. 1891 г.
Коронационное платье императрицы Александры Фёдоровны. Россия. 1896 г.
Коронационное платье императрицы Александры Фёдоровны. Россия. 1896 г.

Александр III с сентября 1894 г. находился в Крыму, в Ливадии, где восстанавливался после перенесённой пневмонии. У императора обострились хронические заболевания, и в октябре 1894 г. крепкий пятидесятилетний Александр неожиданно умер. Его смерть стала потрясением не только для его семьи, но и для многих людей в России, видевших в Александре III опору порядка и стабильности в стране и оплот самодержавия.

Последний царь России

Николай II не обладал железной волей Александра III, был молод, мягок и добросердечен, и прогрессивная общественность надеялась, что новый царь решит давно назревший вопрос о конституции и ограничении самодержавия. Но Николай, как любящий и послушный сын своего отца, воспитанный на мысли о благе самодержавной власти для России, считал своим долгом сохранить монаршую власть такой, какой он её получил от предков. В январе 1895 г., выступая перед представителями земства и городов, Николай II заявил о своём твёрдом намерении сохранить самодержавие.

Портрет императора Николая II. Худ. Е. Липгарт
Портрет императора Николая II. Худ. Е. Липгарт
Николай II и Александра Фёдоровна. Фотография С. Левицкого. 1896 г.
Николай II и Александра Фёдоровна. Фотография С. Левицкого. 1896 г.

Николай не обладал авторитетом и властностью отца, способного пресечь любые вольности. О необходимости ограничения самодержавия заговорили не только в революционных кружках или на земских собраниях, но и во всех светских салонах. В критике власти нередко участвовали те, кто должен был её поддерживать, — государственные деятели. Николай II беспечно относился к подобным разговорам, которые в 1905 г. привели к созданию мощной партии либералов — конституционно-демократической партии («кадеты»), а в феврале 1917 г. к буржуазной революции, свергнувшей монархию.

Беда Николая II в том, что, оказавшись у власти в переломный момент истории, он не прочувствовал её тенденций, не сумел выработать верную программу действий и твёрдо ей следовать. Он правил Россией не умом, а сердцем и верой в помощь Бога. Искренне желая блага любимой отчизне, он к концу века привёл страну к политическому кризису, а в 1917 г. к кровавой социалистической революции, которая жестоко расправилась с ним и его семьёй.

Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и цесаревич Алексей. Фотография 1910 г.
Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и цесаревич Алексей. Фотография 1910 г.

Прологом трудного царствования стала трагедия на Ходынском поле, случившаяся после торжественной коронации Николая II, состоявшейся в Москве в мае 1896 г. В давке при раздаче царских подарков погибли и остались калеками тысячи людей.

14 ноября 1894 г. состоялось бракосочетание Николая с датской принцессой, принявшей при крещении имя Александра Фёдоровна. Николай, как и его отец, был отличным семьянином и очень любил жену, родившую ему 4 дочерей, а в 1904 г. и долгожданного сына Алексея, наследника престола. Радость родителей омрачала лишь неизлечимая болезнь цесаревича — гемофилия.

Россия в конце XIX века

Население и сельское хозяйство

В конце XIX в. Россия уверенно шла по пути капиталистического развития. Капитализм — это социально-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и на эксплуатации наёмного труда владельцами средств производства (капиталистами, буржуазией).

Крестьяне. Фотография конца XIX в.
Крестьяне. Фотография конца XIX в.

Развитие капитализма оказало воздействие на сословное деление общества — сами сословия исчезли лишь после февральской революции 1917 г., но ещё задолго до этого принадлежность к сословию стала только юридической. Так, обедневший, лишившийся поместья дворянин мог стать рабочим, что нередко происходило в России на рубеже веков, а бывший крепостной, обладающий деловой хваткой, мог стать предпринимателем или крупным землевладельцем, выкупившим поместье у разорившегося барина. Положение в обществе определялось не происхождением, а родом занятий и наличием капитала. Вместо сословного деления общество разделилось на классы, например: буржуазия — класс собственников, живущих за счёт эксплуатации наёмного труда, рабочие — класс людей, продающих свой труд, крестьянство — класс мелких земельных собственников, землепашцев.

Почти до конца XIX в. Россия оставалась преимущественно аграрной страной, в которой земледелием занималась основная часть населения. Мировое лидерство на рынке сельскохозяйственной продукции обеспечивалось за счёт крупных аграрных хозяйств, где применялась новая техника и прогрессивные приёмы земледелия. Мелкие крестьянские хозяйства, где всё делалось по старинке, дохода не приносили. Крупные земельные владения по-прежнему находились в руках дворянства. Круг российских земельных магнатов был невелик — 20% пашенных земель европейской части России принадлежало сотне древнейших и богатейших дворянских фамилий: Долгоруким, Строгановым, Шуваловым, Волконским, Гагариным, Орловым, Юсуповым, Шереметьевым и др. Большая часть земли оставалась в руках помещиков, крестьянство держало незначительную часть земельного фонда. И это учитывая, что, по данным первой всеобщей переписи населения, проведённой в 1897 г., русское дворянство насчитывало всего 1 220 169 человек, а крестьянство 99 825 486 человек. Правда, перепись не отразила количество крестьян, превратившихся в рабочих и проживающих в городах, которых к середине 90-х гг. было около 1 500 000 человек.

Большая государственная печать Николая II. Государственный кредитный билет достоинством 1 рубль. 1898 г. Золотая монета достоинством 5 рублей. 1899 г. Государственный кредитный билет достоинством 50 рублей. 1899 г.

Согласно переписи 1897 г., в России проживало 125680 682 человека. Население Петербурга насчитывало 1 267 023 человека, а Москвы — 1 035 664. В среднем население крупных российских городов составляло от 100 000 до 300 000 человек.

Промышленность и реформы

В 90-е гг. XIX в. темпы роста промышленного производства в России превосходили европейские и были вровень с американскими. Россия превращалась в индустриально-аграрную страну и догоняла промышленно развитые страны мира.

С.Ю. Витте.
С.Ю. Витте.
Паровоз. Россия. 1905 г. Вокзал станции Ояш Западно-Сибирской железной дороги. Фотография 1902 г.

Развитию российской промышленности в немалой степени способствовали реформы С.Ю. Витте (1849—1815). Выпускник Новороссийского университета в Одессе, Витте долго работал в железнодорожных обществах и приобрёл опыт финансиста. В 1889 г. по распоряжению Александра III он был назначен директором Департамента железнодорожных дел Министерства финансов. В 1892 г. Витте стал уже министром путей сообщения, а чуть позже возглавил Министерство финансов. Николай II оставил Витте на этом посту и, хотя не любил его, но ценил за опыт и умение вести дела. Витте старался укрепить монархию и в то же время содействовал развитию российского капитализма. Первой задачей он считал укрепление финансов. Для этого в 1894 г. ввели винную монополию (исключительное государственное право на производство и торговлю спиртом), которая пополнила казну, лишив «водочного» дохода кабатчиков и винных откупщиков. Главным шагом по укреплению финансов стало введение золотого рубля. Финансовая реформа 1897 г. разрешила свободный обмен кредитных билетов на золото. Это стабилизировало национальную валюту и привлекло вложения международного капитала в российскую промышленность. Без иностранных вложений рост российской экономики был бы меньше. С помощью иностранных капиталов ускорилось железнодорожное строительство — при Витте была построена крупнейшая Сибирская железная дорога. Для прироста отечественной промышленности Витте проводил покровительственную таможенную политику. Высокие пошлины на ввоз промышленных товаров защищали ещё не окрепшего российского производителя от иностранных конкурентов.

Увлекаясь промышленностью, Витте не уделял достаточного внимания аграрной проблеме, хотя он понимал, что развитие фермерского хозяйства в русской деревне тормозится общинным землевладением. Коллективная собственность на землю, постоянные земельные переделы внутри крестьянской общины мешали проявлять предприимчивым людям хозяйственную инициативу, внедрять передовые методы земледелия. Но община, державшая крестьянина в узде и облегчавшая сбор податей, была выгодна властям. Аграрную реформу начали осуществлять только после революции 1905 г. Этот этап связан с именем ещё одного выдающегося деятеля царствования Николая II — П.А. Столыпина.

П.А. Столыпин. Фотография начала XIX в.
П.А. Столыпин. Фотография начала XIX в.

Культура России второй половины XIX века

Образование

В 60—70-х гг. XIX в. в России остро стояла проблема неграмотности. Рост земских, городских и сельских церковноприходских школ не поспевал за ростом населения. Даже в городах преобладали неграмотные — в Петербурге они составляли 44% населения, а в уездных городах — 70—80%. В деревне грамотный человек был редкостью. К концу века лишь каждый четвёртый россиянин был обучен грамоте.

Медаль к 100-летию Казанской гимназии. 1868 г.
Медаль к 100-летию Казанской гимназии. 1868 г.

С ростом промышленности повысился спрос на специалистов — требовались квалифицированные химики, физики, механики. Такое профильное образование называлось реальным. Но реальных училищ в России было мало. Министры просвещения, консерваторы Д.А. Толстой и И.Д. Делянов настаивали на классическом обучении, включающем древние языки, историю, культуру. Классическое образование, почти бесполезное в новых условиях, давали все гимназии. К концу века в России насчитывалось 180 мужских и 143 женских гимназий. Университеты по-прежнему были доступны только для мужчин. Для женщин в Петербурге в 1878 г. открылись Высшие женские курсы с университетской программой. Позже подобные учебные заведения появились в Москве и других городах.

Наука

Достижения многих русских учёных второй половины XIX в. стали мировым достоянием, как, например, работы великого русского химика Д.И. Менделеева (1834—1907). Сын директора гимназии из сибирского Тобольска, Дмитрий Иванович с золотой медалью окончил Главный педагогический институт в Петербурге и защитил в Петербургском университете магистерскую, а затем и докторскую диссертации, стал профессором университета, а в 1876 г. членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Научное наследие учёного — более 500 трудов по химии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и др. Его работы в области химии переведены почти на все языки мира. Главная заслуга Менделеева — открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов. Знаменитая таблица Менделеева — это путеводная нить для изучения всей неорганической химии. Менделееву удалось расположить уже известные химические элементы в порядке возрастания их атомных весов и предсказать свойства ещё не известных тогда элементов. Открытие некоторых этих элементов, подтвердивших верность его закона, ещё при жизни Менделеева принесло ему мировую славу.

Д.И. Менделеев
Д.И. Менделеев
А.С. Попов
А.С. Попов
Радиотелеграф А.С. Попова. 1895 г.
Радиотелеграф А.С. Попова. 1895 г.

Мировую известность приобрело открытие радиотелеграфа А.С. Поповым (1859—1905). В 1895 г. на заседании русского физико-химического общества он продемонстрировал первую в мире принимающую радиостанцию, а в дальнейшем разработал и более совершенные аппараты. Информация через них передавалась звуковой азбукой Морзе.

П.Н. Яблочков в 1876 г. запатентовал изобретённую им дуговую лампу без регулятораэлектрическую свечу и положил начало практическому применению системы электрического освещения. В 1879 г. Яблочков организовал Товарищество электрического освещения и электромеханический завод в Петербурге.

И.И. Мечников
И.И. Мечников

Русские успехи в математике связаны с именами П.Л. Чебышева и А.М. Ляпунова, в физике — с именем А.Г. Столетова, в медицине — И.М. Сеченова и И.И. Мечникова. Сеченов (1829—1905) в труде «Рефлексы головного мозга» обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, доказав, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы. Труды Мечникова (1845—1916) в области микробиологии и бактериологии высоко оценили в мире. Великий французский микробиолог Л. Пастер пригласил его для работы в своём институте в Париже. В 1908 г. Мечников получил Нобелевскую премию за исследования иммунной системы человека.

Не ослабевал интерес русской общественности к отечественной истории. Открытие не известных ранее исторических документов и новые представления об историческом процессе отразились в трудах С.М. Соловьёва (1820—1879) и его ученика В.О. Ключевского (1841 —1911). Их произведения не потеряли своего значения и по сей день.

С.М. Соловьёв и В.О. Ключевский

К концу XIX в. завершилась эпоха географических открытий — на карты мира были нанесены все береговые линии и все острова, исключая области Арктики и Антарктики, детальные исследования которых были ещё впереди. Географов заинтересовали труднодоступные области внутри континентов. Взгляды русских путешественников обратились на Азию. Первым экспедицию в глубь Азии, к горам Тянь-Шаня совершил П.П. Семёнов-Тян-Шанский (1827—1914). Как глава Русского географического общества, он разрабатывал планы новых азиатских экспедиций. П.А. Кропоткин (известный также как революционер, сторонник анархизма) исследовал Северную Маньчжурию и Саяны. Н.М. Пржевальский (1839—1888) возглавил несколько экспедиций — в Уссурийский край, в труднодоступные районы Центральной Азии, в Монголию и Северный Китай, в пустыню Гоби, на Тянь-Шань и Тибет. Его именем назван открытый им вид дикой лошади — лошадь Пржевальского.

Начинания Ю.Ф. Лисянского и В.М. Головнина, оставивших описания традиций и обычаев народов тех мест, где они побывали, продолжил Н.Н. Миклухо-Маклай. Побывав на Канарских о-вах, в Новой Гвинее, где он прожил среди папуасов 16 месяцев, на Филиппинах, в Индонезии, на Малакке, Миклухо-Маклай составил любопытнейшие описания жизни и нравов, культуры и быта народов Океании.

Н.Н. Миклухо-Маклай и П.П. Семёнов-Тян-Шанский

С середины XIX в. в России распространяется фотография. Изобретённая в 1839 г. французом Ж.Л.М. Дагером, эта новинка, называвшаяся тогда дагеротипией, вскоре попала в Россию. Первыми русскими мастерами художественной фотографии стали А. Греков и С. Левицкий. В 1849 г. в Петербурге Левицкий открывает первую дагеротипную мастерскую «Светопись», а в 1867 г. — фотоателье, где создаются портреты членов царской семьи и других знаменитостей.

Литература

С середины XIX в. огромное влияние на развитие русской литературы оказывает общественная мысль и революционное движение. Яркий пример эволюции, которую переживала русская литература второй половины XIX в., можно проследить в творчестве И.С. Тургенева (1818—1883). Лирические рассказы Тургенева «Записки охотника», созданные в 1847— 1852 гг., противопоставляют опоэтизированные образы крепостных крестьян закоснелым, самодовольным помещикам-крепостникам. Александр II, сам заядлый охотник, говорил, что «Записки охотника» вдохновили его на проведение крестьянской реформы.

Портрет И.С. Тургенева. Худ. В. Перов. 1872 г.
Портрет И.С. Тургенева. Худ. В. Перов. 1872 г.

Тургенев видел призвание дворянства в том, чтобы направлять общественную мысль, и сам стремился отображать «давление времени». Прочувствовав смену эпох, к началу 60-х гг. он отказался от образов дворян-мечтателей, созданных им в романах 50-х гг. «Рудин», «Дворянское гнездо», и нашёл новых героев — деятельных, сильных, решительных: Инсарова («Накануне») и Базарова («Отцы и дети»). Сам Тургенев, хотя и тяготился несправедливостью российской действительности, был чужд революционно-демократическому пафосу народников, о чём откровенно говорят его последние романы «Дым» и «Новь». Эту отстранённость автора от своих героев уловил Ф.М. Достоевский. В романе «Бесы» он вывел Тургенева в карикатурном образе престарелого либерала Кармазинова, заискивающего перед революционной молодёжью, которую он и не понимал, и побаивался. Но современному читателю ценны в первую очередь, созданные Тургеневым психологические образы и прекрасный язык его романов.

По духу к Тургеневу близок И.А. Гончаров (1812—1891). Произведения «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв» рисуют типичные характеры современников, меняющиеся из романа в роман вместе с меняющейся русской общественной жизнью.

Ф.М. Достоевский. Худ. В. Перов. 1872 г.
Ф.М. Достоевский. Худ. В. Перов. 1872 г.
Рукопись «Бесов» Ф.М. Достоевского
Рукопись «Бесов» Ф.М. Достоевского

Другая ветвь «дворянской литературы» — Л.Н. Толстой (1828—1910). Представитель древнейшего боярского рода, он не нашёл себя в литературном кругу Петербурга и жил в имении Ясная Поляна уединённой жизнью «совестливого дворянина», заботящегося о крестьянстве. Близость к народу, национальность и патриархальность его взглядов отразились в эпическом романе «Война и мир» (1863— 1869 гг.), где через характеры и судьбу героев прослеживается судьба России. Остросоциальная тема романа «Анна Каренина» сближает Толстого с Достоевским. Как и Достоевский, он подает «светский анекдот» как точную картину нравов высшего общества. Роман «Воскресение» — это полный срез русского общества 90-х гг., от смрада нищей хаты до блеска светской гостиной. Обличение пороков общества в «Воскресении» вылилось в нравственную проповедь, призыв к моральному совершенствованию. Масштабность таланта, многослойность литературных композиций, объёмность и целостность образов ставят произведения Толстого в ряд мировых шедевров.

Ярчайшая фигура всей русской, да и мировой литературы — Ф.М. Достоевский (1821 —1881). Начиная как продолжатель гоголевской традиции, он писал о трагедии «маленького человека» («Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорблённые»). Осуждённый по делу петрашевцев на смерть, заменённую каторгой, Достоевский по своим впечатлениям от каторги написал «Записки из мёртвого дома» — страшную картину народного страдания. Вернувшись в Петербург, Достоевский отказался от революционных идей. Выступая против крепостного права и произвола помещиков, он не принимал и складывающийся в России капитализм, видя в нём влияние «гнилого» Запада. Он предполагал, что верность православной морали, сближение с народом и нравственное совершенствование помогут найти особый путь для России, избежав революционных потрясений. Философские, социальные и нравственные искания отразились в романах «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». В произведениях Достоевского с почти мистической точностью предсказаны потрясения, ожидающие Россию в будущем. По духу, по национально-религиозной и антиреволюционной направленности произведениям Достоевского близко творчество Н.С. Лескова (1831 —1895). Герои Лескова, вышедшие из толщи народной, былинные богатыри и праведники, отдающие себя людям, — образы глубокие и сильные («Левша», «Очарованный странник», «Тупейный художник», «Соборяне»). Подобно Достоевскому, Лесков не принимал революционного движения и резко и язвительно критиковал его представителей. Его роман «На ножах», перекликающийся с «Бесами» Достоевского, рисует мрачную картину возможного исхода революционных игр.

Л.Н. Толстой на пашне. Худ. И. Репин. 1887 г.
Л.Н. Толстой на пашне. Худ. И. Репин. 1887 г.
Портрет Н.С. Лескова. Худ. В. Серов. 1894 г. Кабинет Н.С. Лескова

Сатирическое направление русской литературы возглавил М.Е. Салтыков-Щедрин (1826—1889). Высокопоставленный чиновник, не понаслышке знающий и нужды народные, и взяточничество, и беззаконие властей, Салтыков-Щедрин с без- юмором высмеивал общественные жалостным пороки.

А.П. Чехов (1860—1904) создал острые и глубокие образы русской интеллигенции и быта средних классов. Его творчество — суд над духовным мещанством. Чехов прославился не только как мастер прозы, но и как драматург — его пьесы «Вишнёвый сад», «Чайка», «Дядя Ваня» по сей день в репертуаре мировых театров. Романтический образ революции вырисовывается в ранних произведениях М. Горького (1868—1936), который считал себя учеником Чехова.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Худ. И. Крамской. 1879 г.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Худ. И. Крамской. 1879 г.
Портрет А.П. Чехова. Худ. И. Браз
Портрет А.П. Чехова. Худ. И. Браз

Русская поэзия второй половины XIX в. представлена сторонниками «чистого искусства» А.Н. Майковым, А.А. Фетом, Ф.И. Тютчевым и «гражданской лирикой» Н.А. Некрасова и А.Н. Плещеева. Поэзия «чистого искусства» создала шедевры лирики на темы красоты природы и человека. «Гражданская лирика» обличала крепостничество, призывала к борьбе за всеобщее благо.

Живопись

Русская живопись пошла по пути русской литературы в реализм. Его носители — знаменитые художники-передвижники, отказавшись в 1863 г. писать дипломные картины на классические сюжеты, обратились к «живой жизни». Они устраивали передвижные выставки, считая своим долгом знакомить с искусством не только столичную публику, но и жителей маленьких уездных городов. Их картины были понятны каждому. Красоту и лиризм родной природы представили пейзажи А.К. Саврасова, Ф.А. Васильева, И.И. Шишкина, А.И. Куинджи. В творчестве И.И. Левитана прослеживается влияние французских художников- импрессионистов с яркой палитрой и игрой светотени. Галерею портретов выдающихся современников представил И.Н. Крамской. Но, пожалуй, самая знаменитая его картина «Неизвестная» — портрет незнакомки, гордо взирающей из остановившейся на миг коляски на случайного прохожего. В полотнах В.Г. Перова отражены тяжёлая жизнь простого народа («Тройка», «Чаепитие в Мытищах», «Приезд гувернантки в купеческий дом»), сцены обыденной жизни во всем их трагизме («Старики-родители на могиле сына») или юморе («Охотники на привале»). Интерес к русской истории и культуре, подогреваемый славянофилами, проявился в полотнах В.И. Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Ментиков в Берёзове»), В.М. Васнецова («Богатыри», «Царь Иван Васильевич Грозный», «После побоища Игоря Святославича с половцами»), И.Е. Репина («Иван Грозный убивает своего сына», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Царевна Софья»). Репина интересует и революционная тематика («Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»), и народная жизнь («Крестный ход в Курской губернии», «Бурлаки на Волге»). Влияние импрессионистов испытал В.А. Серов, работавший в жанре портрета. Его самые яркие импрессионистские картины — «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем». Моделями Серова были светские барышни, полулежащие на кушетках в ореоле шифона и шёлка, важные господа в строгих костюмах и даже император Николай II. Особняком в его творчестве стоят картины «Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая». Это произведения нового стиля — модернизма.

И.Е. Репин. «Бурлаки на Волге». 1870—1873 гг.
И.Е. Репин. «Бурлаки на Волге». 1870—1873 гг.
В.А. Суриков. «Боярыня Морозова». 1887 г.
В.А. Суриков. «Боярыня Морозова». 1887 г.
И.Н. Крамской. «Неизвестная». 1883 г.
И.Н. Крамской. «Неизвестная». 1883 г.
В.А. Серов. «Девочка с персиками». 1887 г.
В.А. Серов. «Девочка с персиками». 1887 г.
В.Г. Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом». 1866 г.
В.Г. Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом». 1866 г.

Архитектура

Капитализм диктовал свои условия архитектуре — новые здания должны были быть практичными и функциональными. Заказы поступали и от государства, и от промышленников, требовалось строить не дворцы и соборы, а фабрики, банки, магазины. Новые цели требовали новых архитектурных решений. Времени на осмысление новых задач не было. Лихорадочный поиск нового стиля породил эклектику — смешение разных стилей и принципов. Спор славянофилов и западников перешёл на архитектуру: одним подавай русскую старину, другим — европейскую. Так оформились несколько направлений в русской эклектике: псевдорусский стиль, псевдоготика, необарокко, неоренессанс и др. Посмотрите на здание ГУМа (Верхние торговые ряды, арх. А.Н. Померанцев) на Красной площади или на соседний Исторический музей (арх. В.О. Шервуд) — тут и каменные кокошники, и арочные окошки, и пузатые балясины, и игривые башенки, и резные «полотенца» — элементы русского деревянного зодчества. Это псевдорусский стиль. «Псевдо» — значит не подлинный, а «декоративный», «наносной». В Москве много подобной архитектуры — дом славянофила Погодина (арх. Н.В. Никитин) и дом Пороховщикова в Староконюшенном переулке (арх. А.Л. Гун), Политехнический музей (арх. И.А. Монигетти, Н.А. Шохин).

Здание Исторического музея. Арх. В.О. Шервуд и И.Е. Забелин. 1875—1881 гг.
Здание Исторического музея. Арх. В.О. Шервуд и И.Е. Забелин. 1875—1881 гг.

Псевдоготический стиль, угадывающийся в творениях Баженова (ансамбль Царицыно) и Казакова (Петровский дворец), получил самую незамысловатую трактовку в костёле Непорочного Зачатия на Малой Грузинской улице в Москве, в доме Морозовой на Спиридоновке и в производственном здании Товарищества А.А. Левенсона (арх. Ф.О. Шехтель). В стиле неоренессанса оформлен Балтийский вокзал в Петербурге.

Символом нелепости эклектики стал дом Арсения Морозова (Дом Дружбы на Воздвиженке в Москве, арх. В.А. Мазырин). Дом воплотил мечту купца, побывавшего в старинном мавританском городе Синтра и влюбившегося в тамошний дворец. Варвара Алексеевна Морозова, мать Арсения, увидев этот дом, сказала: «Раньше я одна знала, что ты дурак. Теперь вся Москва знает». Но надо отдать должное этому зданию — при всей своей вычурности оно не лишено обаяния и притягательности.

Дом Арсения Морозова (Дом Дружбы с народами зарубежных стран). Арх. В.А. Мазырин. 1898—1900 гг.
Дом Арсения Морозова (Дом Дружбы с народами зарубежных стран). Арх. В.А. Мазырин. 1898—1900 гг.
Здание Товарищества А.А. Левенсона (Скоропечатня Левенсона). Арх. Ф.О. Шехтель. 1900 г.
Здание Товарищества А.А. Левенсона (Скоропечатня Левенсона). Арх. Ф.О. Шехтель. 1900 г.



Поделиться ссылкой