Восточные славяне в древности

В качестве отдельной этнической общности славяне сформировались на рубеже новой эры, обособившись от более крупной индоевропейской общности (историческая общность «полей погребений»). Первые письменные упоминания о них можно встретить в произведениях римских историков-летописцев I—II вв. — Плиния Старшего, Тацита, географа Птолемея Клавдия. Древним авторам они были известны как венеды (венеты).

Происхождение славян

В современной исторической науке продолжаются дискуссии вокруг проблемы происхождения славян. Наиболее распространёнными теориями происхождения славян являются автохтонная и миграционная. Суть автохтонной теории состоит в том, что славяне — это коренное население Восточной Европы. Согласно этой точке зрения, восточные славяне — потомки носителей зарубинецкой (III—II в. до н. э. - II в. н. э.) и черняховской (II—IV вв.) археологических культур.

Славяне
Славяне — одна из наиболее крупных групп европейского населения, имеющая коренное (автохтонное) происхождение

С предками славян большинство приверженцев этой теории соотносят материалы, относящиеся к зарубинецкой культуре. Сообщество её носителей проживало вдоль берегов Среднего Поднепровья, Припяти и Десны на рубеже III—II вв. до н. э. — I в. н. э. Зарубинецкие памятники соответствуют времени существования единого древнеславянского (венедского) массива. К формированию же восточных славян — антов — непосредственное отношение имело население северного ареала распространения черняховской культуры (II—IV вв. н. э.). Она была насыщена провинциальными римскими влияниями, которые в то время были распространены в Юго-Восточной и Центральной Европе. Материальные находки свидетельствуют, что культура Черняховского сообщества также содержала скифо-сарматские, фракийские и германские элементы. Славяне в составе этой пёстрой культуры, видимо, были политически несамостоятельны, особенно после появления в Северном Причерноморье племён готов и создания ими военного союза.

Сторонники миграционной теории утверждают, что славяне являются пришлым населением, которое появилось в Восточной Европе в первых веках нашей эры, а их прародиной был бассейн рек Одера, Рейна и Вислы. На рубеже I—II вв. н. э. под давлением воинственных германских племён они пересекли Вислу, а уже к IV—V вв. достигли Днепра.

Другим путём проникновения славян в восточноевропейский регион был путь от южного побережья Балтики до берегов Ладоги, где позже ими будет основан один из главных племенных центров — Новгород. Параллельно с процессом расселения происходила ассимиляция славянами представителей местного финно-угорского населения, ранее проживавшего на этих территориях. Тем не менее, отдельные народы этой группы и сегодня проживают в Российской Федерации (мордва, марийцы, коми).

Расселение славян

В период Великого переселения народов (IV—VI вв.) славяне уже заселили значительную территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Основным ареалом их обитания стали лесная и лесостепная зоны. На то время железные орудия труда получили уже достаточное распространение, что позволяло славянам вести оседлый способ жизни и заниматься земледелием. Проникновение славян на Балканы сыграло существенную роль в ослаблении византийских границ в районе Дуная.

Несколько позднее произошёл раздел славян на три группы — венедов, склавинов и антов, что соответствовало нынешним западным, южным и восточным славянам:

  • западные (чехи, словаки, поляки, лужицкие сербы, кашубы);
  • южные (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы);
  • восточные (русские, украинцы, белорусы).

Готское нашествие IV в. приостановило исторически первый процесс культурной, экономической и политической консолидации славянства. Следствием разделения венедов готским «клином» на восточную и западную группы стало возникновение антов Поднепровья и склавинов Поднестровья. Последние ассоциируются с пражской археологической культурой. А северо-западная окраина славянского мира после завершения готского нашествия продолжила носить прежнее общеславянское название венетов (комплекс археологических памятников в Центральной и Северной Польше).

Вначале анты терпели поражения от готов, но вскоре процессы их консолидации и самоутверждения продолжились, что способствовало образованию в будущем мощных военно-политических союзов. В отличие от достаточно мирных племён зарубинецкой культуры, тогдашнее славянство становится более агрессивным и склонным к вторжению в соседские земли. Ввиду этого именно анты превратились в главную силу, противостоявшую готам. Несколько позже славяне заменили в Юго-Восточной Европе готское объединение.

Эти события, имевшие место в конце IV—V в., дали импульс к формированию новой этнокультурной и социально-экономической общности, в которой славянам принадлежало ведущее место. Находки этого времени, обнаруженные на стыке лесостепной и полесской зон Восточной Европы, говорят о том, что именно эта местность стала прародиной раннесредневековых восточнославянских культур, и отсюда во времена Великого переселения народов, с конца V в., началось продвижение славянских племён на северо-восток, юг и юго-запад.

Восточные славяне занимали территорию от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке.

Восточных славян также упоминали византийские историки Прокопий Кесарийский и Иордан. К примеру, Прокопий Кесарийский так писал о них: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издавна живут в народоправстве, и поэтому у них успехи и неудачи воспринимаются как общее дело. ...У тех и других схожий язык. ...А ранее даже имя у славян и антов было единым. Вступая в битву, большинство идёт на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках. Панциря же никогда на себя не надевают; некоторые не имеют ни хитона, ни плаща, только штаны. ... Все они и высокие, и очень сильные. ... Образ жизни (их) грубый и неприхотливый...».

После 602 г. в письменных источниках анты не упоминаются. Их исчезновение с исторической авансцены объясняется поражением от племенного союза аваров. Северная часть антов слилась со склавинами, а остальные перешли Дунай и осели в Византии.

Славяне, постепенно расселяясь по Восточно-Европейской равнине, контактировали с проживавшими там племенами финно-угров и балтов, ассимилируя их. На протяжении VI-IX вв. происходил процесс объединения славян в общности, которые, помимо родового, уже обладали и территориально-политическим характером. Племенные союзы (Славия, Артания, Куявия) стали первыми протогосударственными объединениями восточных славян.

14 разных племенных групп восточных славян, имевших общие этнические черты

Названия

Территория, на которой жили

Белые хорваты

Жили вокруг города Перемышль на реке Сан

Бужане

Южный Буг

Волыняне

Западный Буг, верховья Припяти. Главный город — Червень

Вятичи

Бассейн Верхней и Средней Оки. На земле вятичей располагалась Рязань

Древляне

Реки Тетерев, Уж и Свига (Полесье). Главный город — Искоростень

Дреговичи

Река Припять, города — Туров и Пинск

Ильменские словене

Река Волхов. Столица — Новгород

Кривичи

Междуречье Днепра, Волги и Западной Двины, вокруг Смоленска, Изборска, Ярославля, Ростова Великого, Суздаля, Мурома. На землях кривичей впоследствии возникла Москва

Полочане

Река Полоть. Столица — Полоцк

Поляне

Земли вокруг Киева и Переяслава (начали процесс объединения всех восточнославянских племён в единое государство)

Радимичи

Междуречье Днепра и Сожи

Северяне

Междуречье Десны и Сейма. Главный город — Чернигов

Тиверцы

Берега Днестра до устья Дуная и Чёрного моря

Уличи

Нижнее Поднепровье, на берегах Буга и побережье Чёрного моря. Главный город — Пересечень

К наиболее ранним археологическим культурам, отождествляемым с восточными славянами, относят Киевскую (II—V вв.) и Пеньковскую (VI — нач. VIII в.). Археологические раскопки в целом подтвердили летописные данные о расселении славянских племён.

Соседи славян

На формирование восточнославянского этноса, его культуры существенное влияние оказали соседи славян. В первых веках нашей эры славяне тесно контактировали с народами индоиранской группы, главным образом — сарматами, а также с греческим населением античных городов-государств Северного Причерноморья.

Славяне поддерживали тесные отношения со своими северо-западными соседями — племенами балтской (жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорской (чудь-эсты, ливы) групп. Отметим, что финно-угры были также и северо-восточными соседями славянства — племена ижоров, карелов, суоми, веси, перми. У истоков Печоры и Камы проживали народы югры, мери, муромы, мордвы, буртасы. Заметный след оставили контакты с аварами, болгарами, хазарами, викингами. С V в. устанавливаются отношения восточных славян с Византийской империей.

Особую роль в жизни славян занимали отношения со степными кочевыми народами. По бескрайним степям, которые раскинулись от Причерноморья до Центральной Азии, кочевники регулярно осуществляли вторжения в Восточную Европу. В VI в. тюркоязычные авары (обры) сумели создать собственное государство, территория которого охватила большую часть южнорусских степей. Аварский каганат пал под ударами Византийской империи в 625 г. «Погибоша аки обре» — так позднее отозвались о судьбе обров русские летописи.

В VII-VIII вв. на месте существования Аварского каганата возникли Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая — Тюркский каганат, границы которого доходили до Нижнего Дона. Эти государственные образования не имели прочной структуры. Основным видом деятельности населявших их кочевников были постоянные военные походы. После того как Болгарское царство распалось, часть его жителей во главе с вождём Аспарухом отправилась к Дунаю, где вскоре ассимилировала проживавшие там племена южных славян, которые приняли имя кочевого народа — болгар. Другая часть тюркских болгар нашла новое пристанище в районе среднего течения Волги, создав Волжскую Болгарию (Булгарию).

По соседству с её землями в середине VII в. возник Хазарский каганат. Со временем хазары стали контролировать земли Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым. Хазарский каганат вплоть до конца IX в. облагал данью племена славян из Приднепровья. В IX-X вв. Хазария была одной из самых богатых и сильных стран Евразии.

Степи Южной Руси в VIII-IX вв. бороздили племена мадьяр — финно-угорских скотоводов, предков современных венгров. После того как мадьярские племена откочевали к озеру Балатон, их место заняли новые кочевники — печенеги (IX в.).

Занятия

Система хозяйствования восточных славян базировалась на земледелии (подсечно-огневом и переложном) и скотоводстве. Во время археологических раскопок часто обнаруживают остатки злаковых (ржи, пшеницы, ячменя, проса) и огородных культур (репы, капусты, свёклы, редьки, чеснока и др.). Типы земледельческих культур зависели от климатических условий.

В северных лесистых землях доминировала подсечно-огневая система. В первый год деревья подрубали, а на следующий их сжигали, выкорчёвывая пни. Полученная зола использовалась как удобрение при посеве зерновых. Орудиями труда были мотыги, топоры, сохи, бороны и заступы. Последними рыхлили почву. Сбор урожая производили серпами. Молотили цепами. Для размалывания зерна использовали каменные зернотёрки и ручные жернова.

На юге приоритет был у переложной системы земледелия. Так как плодородных земель было больше, земельные участки засевали в течение двух-трёх лет подряд. Когда урожайность падала, начинали обрабатывать новые участки (перекладывались). Основными орудиями труда выступали соха, рало, деревянный плуг, оснащённый железным лемехом.

С земледелием тесно переплеталось скотоводство, которое имело вспомогательное значение. Славяне разводили преимущественно свиней, коров, мелкий рогатый скот. Как рабочий скот в южных районах использовались волы, а в лесистой северной полосе — лошади.

Также есть сведения о том, что восточные славяне занимались рыболовством, бортничеством (собирание мёда диких пчёл), охотой, особенно ценилась добыча пушного зверя (белки, куницы, соболя). Существовали различные виды ремёсел (кузнечное, ткацкое, гончарное). Обработкой металлов, изготовлением орудий труда из железа, а также украшений из драгоценных металлов занимались настоящие профессионалы — мастера своего дела. В то же время гончарное, ткацкое ремесло, выделка шкур, работа по камню и дереву из-за сохранявшегося натурального образа жизни оставались на достаточно примитивном уровне. К примеру, об этом свидетельствуют находки фрагментов лепной керамики, присущей большинству славянских культур, тогда как изделия, выполненные с помощью гончарного круга, встречались значительно реже.

Интенсивно развивалась торговля, которая в основном имела характер натурального обмена. Лишь в ареале распространения черняховской культуры часто использовались римские серебряные динарии. Основными предметами экспорта были меха, мёд, воск, зерновые, покупали же ткани и драгоценности.

Огромное значение для развития восточнославянских племён, становления их государственности имело прохождение через их земли знаменитого торгового пути «из варяг в греки», связывавшего Северную и Южную Европу. История пути прослеживается с конца IX в. Из Балтийского (известного славянам как Варяжское) моря караваны купцов плыли Невой. Достигнув Ладоги, через реку Волхов попадали в Ильменское озеро, а уже оттуда добирались до истоков Днепра. Интересно, что часть этого пути приходилось преодолевать по суше, волоком перетягивая за собой суда. Завершающий участок проходил вдоль западного берега Чёрного моря, придерживаясь которого торговцы добирались до конечной цели — Константинополя (Царьграда). Северный и южный участки пути «из варяг в греки» находились под контролем Новгорода и Киева.

Развитие торговых отношений способствовало росту и других городов. Среди них Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. Историки подсчитали, что к IX в. на Руси существовало свыше 20 крупных городов, которые имели крепостные сооружения — укрепления.

Общественный строй

Развитие общества происходило в направлении от первобытной общины в первых веках нашей эры к соседской общине (мир, вервь). На смену родовым связям, пришедшим в упадок, пришли территориальные. Теперь членов рода стали объединять общность территории и ведения хозяйства. Частная собственность уже существовала (дома, приусадебные участки, домашний скот, рабочий инвентарь), но земля, лесные и промысловые угодья, водоёмы оставались в общем владении. Главные вопросы решало народное собрание — вече.

Община
Община (вервь) — жители нескольких славянских посёлков, объединённых для совместной обработки земли

Постепенно возрастала роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Это вызвало имущественное расслоение. В это время значительное развитие получили общественные институты, присущие стадии военной демократии. Выделилась родоплеменная знать — вожди и старейшины. Они окружали себя дружинами, т. е. вооружённой силой, неподвластной вечевым порядкам и способной принудить рядовых общинников к повиновению.

Археологические данные и византийские историки указывают, что дружины у восточных славян появились в VI—VII вв. Дружину делили на старших (послы, княжеские управители, наделённые собственной землёй) и младших (жили при князе, обслуживая его двор и хозяйство). Князья отправляли дружинников к покорённым племенам для сбора дани. Подобные походы назывались полюдьем. Дань, как правило, собирали с ноября по апрель, а завершали во время весеннего ледохода, когда князья возвращались в Киев. Данью облагали крестьянский двор (дым) либо земельную площадь, которая обрабатывалась крестьянским двором (рало, плуг). Так в среде славян складывались первые признаки государственности. В первую очередь они были заметны в тех восточнославянских землях, где уровень экономического развития был выше по сравнению с другими территориями. Это касалось земель полян и новгородских словен.

Верования

Заметную роль в жизни восточнославянских племён играло язычество, которое долгое время выступало базисом их духовной и материальной культуры. Язычество — политеизм, вера во множество богов. Большинство современных специалистов относят языческие верования славян к анимизму, так как славянские божества, как правило, олицетворяли разные силы природы, отражая социальные и общественные отношения того времени.

Язычество
Язычество — вера во множество богов. Боги язычества олицетворяли силы природы, одновременно почитались духи, демоны и т. п.

Вместе с тем, когда земледелие стало основой хозяйствования славян, был разработан аграрный календарь, а в традиционных верованиях важная роль была отведена культу земледельческих небесных божеств Рода и «рожаниц». Немало из языческих представлений славян в модифицированном христианством виде сохранилось до современности: рождественские гадания (святки), Масленица, Ивана Купала, который наши предки отмечали как день летнего солнцеворота, и др. В VI-IX вв. у славян уже существовала собственная система космологических представлений. Землю они считали неподвижным телом, вокруг которого вращались звёзды и планеты. Ночью, по их мнению, Солнце пребывало в «подземном океане».

Для контакта с богами использовались определённые магические заклинания. Им, как правило, сопутствовали соответствующие обряды и жертвоприношения. От злых духов славяне оберегали себя изображениями солнца и вспаханной земли, которые можно было встретить под крышами изб, на окнах, в виде вышитых узоров — на одежде, полотенцах.

Анимизм
Анимизм — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.

Наблюдаются изменения в погребальной обрядовости. Всё реже встречаются захоронения урн с прахом кремированного усопшего в специальных деревянных избах (что породило сказания об «избушке на курьих ножках»). Им на смену приходит традиция погребать прах в кургане. Со 2-й половины IX в. наиболее распространённым погребальным обрядом становится трупоположение в кургане, окружённом ритуальными кострами.

Важная роль в славянском язычестве была отведена волхвам — служителям языческого религиозного культа дохристианского периода. Считалось, что волхвы могут влиять на силы природы, предсказывать будущее и лечить людей. Боги язычества олицетворяли силы природы, одновременно почитались духи, демоны и т. п. Византийский историк Прокопий Кесарийский отмечал, что «...они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды...».

Волхвы
Волхвы — служители языческого культа дохристианского периода. Считалось, что волхвы могут влиять на силы природы, предсказывать будущее и лечить людей

Главные боги славян:

  • Перун — бог грома, молнии, войны;
  • Сварог — бог огня;
  • Велес — покровитель скотоводства;
  • Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени;
  • Даждьбог (Ярило) — бог солнца;
  • Симаргл — бог подземного мира;
  • Лада — богиня любви и красоты.

На протяжении 2-й половины I тыс. н. э. восточнославянские племена построили свои первые города, активно включились в международную торговлю. Исследователи отмечали усложнение их социальной структуры, что сделало возможным появление межплеменных союзов и создало предпосылки к дальнейшей консолидации восточнославянских племён.

Ключевые даты

  • I-II в. — первые упоминания славян древними историками.
  • II-VI вв. — период расселения славян и их разделения на три ветви: западные (венеды), южные (склавины), восточные (анты).
  • 602 г. — последнее упоминание в письменных источниках об антах.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Какие теории объясняют происхождение славян? В чём их суть?

Ответ. Наиболее распространёнными теориями происхождения славян являются автохтонная и миграционная. Суть автохтонной теории состоит в том, что славяне — это коренное население Восточной Европы. Сторонники миграционной теории утверждают, что славяне являются пришлым населением, которое появилось в Восточной Европе в первых веках нашей эры.

Какое из государств Средневековья не являлось соседом восточных славян?

  1. Болгарское царство
  2. Византийская империя
  3. Хазарский каганат
  4. Франкское королевство

Ответ. 4.




Поделиться ссылкой