Королевства и империи Африки

Когда в конце XIX века европейские ученые впервые исследовали руины Великого Зимбабве, они были убеждены, что этот дворцовый комплекс с высокими каменными стенами и башнями не мог быть построен местными жителями. Эти постройки сочли результатом деятельности финикийцев или арабов, и тут же появилось множество версий о связи памятника с легендами о царе Соломоне и царице Савской.

Колониальные планы европейцев просто не предполагали признания способности черного населения Африки к формированию высокоразвитого процветающего общества, создающего такие шедевры.

Подобное чувство недоверия они испытали, впервые увидев поразительные бронзовые головы из Ифе, нынешней Юго-Западной Нигерии. Эстетически и технически эти статуи, датированные XII-XVI веками, превосходили выдающиеся европейские произведения того времени или уж точно не уступали им. Но по мере накопления археологического материала из Ифе и Великого Зимбабве становилось ясно, что оба эти преуспевающих могучих государства процветали ровно в период европейского Средневековья. И это лишь два примера из множества богатейших королевств и империй, бурно развивавшихся в Центральной Африке в доколониальную эпоху.

Колыбель человечества

Самые древние предки человека появились именно в Африке примерно четыре миллиона лет назад. А два миллиона лет спустя Homo erectus уже расселялся за пределами Африканского континента в Европе и Восточной Азии. Современный человек, Homo sapiens sapiens, также возник в Африке около 200 000 лет назад. Примерно 100 000 лет назад предки современного человека мигрировали в Европу и Азию, а оттуда дальше в Австралию, Океанию и Америку.

«Среди золотых шахт континентальных равнин... построена каменная крепость невиданного размера...» Висенте Педаго, капитан португальского гарнизона Софалы на побережье Мозамбика, первым из европейцев описал Великую Зимбабве, 1531

После 5000 г. до н. э. в Африке произошли климатические изменения, в результате которых образовалась пустыня Сахара. Этот природный барьер разделил людей, живших по разные ее стороны, и те, кто оказался к северу, попали в орбиту средиземноморской и ближневосточной культуры. Их история неотделима от истории Древнего Египта, Карфагена, империи Александра Великого, Древнего Рима, арабов и Османской империи.

пустыня Сахара
пустыня Сахара

По другую сторону этого великого барьера развивалась совершенно независимая культура. К 4000 г. до н. э. на пастбищах Сахеля к югу от Сахары уже существовали земледельческие общины, в Западной Африке в I тыс. до н. э. научились плавить металл, возникли города, преуспевающие благодаря торговле с кочевниками пустыни и жителями южных джунглей.

В период 2000-1500 гг. до н. э. поселения железного века распространились к юго-востоку от Западной Африки, этот процесс известен как миграция банту. Жившие на юге охотники-собиратели оказались в изоляции: пигмеи Центральной Африки нашли убежище в густых тропических джунглях, а народы сан (бушмены) были вытеснены в пустыню Калахари.

Бушмены
Бушмены
Пустыня Калахари
Пустыня Калахари

Культурные контакты

Случайные контакты между жителями Северной и Центральной Африки время от времени все же происходили. Нил стал связующим элементом для Египта фараонов и темнокожих южан Нубии (Северный Судан). В начале II тыс. до н. э. египтяне завоевали Нубию, а некоторые из последних фараонов даже были по происхождению нубийцами. Именно нубийцы создали в I веке царство Аксум на побережье Красного моря. Изначально Аксум даже имел влияние на часть Аравийского полуострова, но позже его правители переместились вглубь континента, создав королевство Абиссиния на месте нынешней Эфиопии. В IV веке Абиссиния приняла христианство и сумела сохранить собственную независимость, противостоя арабо-мусульманскому влиянию и европейским вторжениям вплоть до итальянской оккупации в 1935-1941 годах.

«Здесь великое множество врачей, судей, священников и иных ученых мужей, которые живут и благоденствуют за королевский счет» Лео Африканус описывает Тимбукту, столицу империи Мали, «История и описание Африки», 1550

На остальной территории Африки победил ислам. Стремительно распространившись в северной части континента в VII веке, позже он просочился южнее вместе с транссахарскими купцами и к XI веку утвердился в Сахеле. Арабские мореходы способствовали распространению своей религии и культуры на Восточном побережье Африки, где они построили множество торговых факторий, типа Момбасы.

Золото, слоновая кость и рабы

Именно торговля золотом с арабами на Восточном побережье обеспечила приток богатства, необходимого для постройки Великого Зимбабве в XIV-XV веках. Притоку доходов и укреплению власти государств Западной Африки и Сахеля способствовал экспорт слоновой кости, золота и рабов, которые отправлялись по караванным путям через Сахару. В VIII-XI веках империя Гана занимала территорию современной Мавритании и Мали, ее правители могли выставить армию в 200 000 воинов. В XIII-XV веках империя Мали владела землями в верховьях Нигера и дальше к западу до побережья Атлантики. А на смену им пришли новые империи: Сонгай в XV-XVI веках была еще больше, чем Мали; Борну, в районе озера Чад, достигла пика могущества в XVII веке.

Торговля рабами существенно увеличилась, когда на атлантическом побережье Африки в XV веке появились португальцы. А следом пришли голландцы, французы и англичане, и тогда государства континентальной Африки — Бенин, Ойо и Ашанти — существенно разбогатели, удовлетворяя потребности алчных европейцев. Работорговля, из-за которой миллионы чернокожих африканцев увезли за океан для работы на плантациях Нового Света, чудовищным образом повлияла на традиционные африканские общества. Этот «африканский Холокост» обескровил континент, подготовив его к европейским колониальным захватам конца XIX века. Лишь немногие из государств — Ашанти в Западной Африке и Зулу в Южной — смогли оказать сопротивление, но в конце концов и они были уничтожены.

Невероятная щедрость Манса Мусы

Богатство империи Мали было столь велико, что ее благочестивый правитель Манса Муса, совершая паломничество в Мекку в 1324 году, взял с собой десятки тысяч последователей — солдат, рабов, жен, придворных, — а в придачу 100 верблюдов, каждый из которых вез 100 фунтов (45 кг) золота. Добравшись до Каира, он потратил столько золота, «наполнив город своими благодеяниями», что стоимость товаров и услуг взлетела невероятно и местная валюта еще несколько лет не могла оправиться от всплеска инфляции.

 Манса Муса
Манса Муса



Поделиться ссылкой