«Общество равных» во время французской революции

Великая французская революция, начавшись с весьма умеренных либеральных деклараций, в конце концов привела к появлению сильного леворадикального движения. Его в марте 1796 г. возглавила «Тайная директория общественного спасения», куда входили Гракх Бабёф (1760— 1797) — вдохновитель и ведущий организатор, Сильвен Марешаль (1750—1803), Феликс Лепеллетье, Филипп Буонаротти и др. В движение влились и левые якобинцы. Общая идея состояла в установлении конституции 1793 г., в которую предполагалось внести ряд изменений в духе равенства. Однако ведущие теоретики движения — Бабёф и Марешаль в дальнейшем планировали построить во Франции коммунистическое общество.

Под коммунизмом (от лат. communis — «общий») понимают идею общности имуществ, общей собственности на средства производства и предметы потребления, а также общественный строй, основанный на этом принципе. Мысль о переходе к общинной (общей) собственности высказывалась людьми с древности. В Деяниях апостолов упоминается об общности имуществ, которую практиковали первые христиане: omnia sunt comunia — «всё общее».

В Средние века и в начале Нового времени коммунистические идеи исповедовали различные христианские секты. Некоторые французские мыслители XVIII в. также высказывали коммунистические идеи. Так, сельский священник Жан Мелье (1664—1729) корни социального зла видел в наличии частной собственности и в разделении общества на классы. «Оттого и получается, что наиболее сильные, наиболее хитрые и ловкие, зачастую они же и самые злые и недостойные, лучше всех наделены земельными угодьями и всякими удобствами жизни... а остальные не имеют ничего... Оттого одни объедаются, живут в роскоши, а другие умирают с голоду...» Мелье призывал народ восстать, свергнуть гнёт дворянства и Церкви и утвердить строй «труда и благоустроенной жизни сообща». Этот строй он представлял себе как мир небольших самоуправляющихся сельских общин, основанных на общей собственности (общих полях и мастерских) и совместном использовании результатов коллективного труда...

Тайная организация Бабёфа. Гравюра. Франция XVIII в.
Тайная организация Бабёфа. Гравюра. Франция XVIII в.

Бабёф предложил иное, нежели в Декларации прав человека и гражданина, понимание индивидуальной свободы: «...право жить — основное из всех прав, на Земле нет ничего более священного, оно незыблемо, покушаться на это право означает совершить величайшее из всех преступлений. Жить не значит страдать и изнемогать, не значит влачить жалкое существование и в сопровождении вечных спутников — нужды и лишений — кое-как брести от колыбели до могилы. Жить — значит свободно проходить свой жизненный путь, получая на каждом его этапе то, что более всего отвечает нашему физическому и моральному складу». Будучи сторонником не только правового, но и имущественного равенства, Бабёф решительно выступал против частной собственности. Он утверждал, что каждый человек независимо от выполняемой им работы по самому факту рождения имеет право на равную с другими долю общественного богатства. Бабёф призывал к установлению всеобщего равенства при общественной собственности на землю и все производимые блага. Каждый член общества должен трудиться и отдавать произведённые им продукты и предметы «на общий склад» для последующего распределения. В то же время Бабёф полагал, что на пути к такому устройству необходим переходный период революционного правительства, которое будет действовать на основе конституции 1793 г. Власть должна была перейти к Национальному конвенту, дополненному представителями департаментов страны; действие законов, принятых после 9 термидора, нужно приостановить. Конвенту же следовало опираться на общие собрания вооружённых трудящихся. Нужно будет, как считал Бабёф, конфисковать ценности и жилища богачей и расселить там бедняков, бесплатно раздавать хлеб народу, организовать обеспечение его продовольствием, вернуть населению заложенные в ломбард вещи и т. д.

После переходного периода на протяжении жизни одного поколения должны были исчезнуть не только собственность, но и власть, отдельная от общества. Хотя Бабёф и его сторонники не возражали против применения машин, которые облегчат труд людей, они не собирались превращать их в основу новой цивилизации. Ремёсла должны были быть приближены к сельскому хозяйству. Это, как писал Буонаротти, будет способствовать «исчезновению больших городов, являющихся вместилищем всех пороков, и насаждению во всей Франции сельских местностей, украшенных многочисленным счастливым населением...».

Среди деятелей движения «во имя равенства» существовали и другие воззрения на будущее общество. Их ещё в первые годы революции провозглашал поэт Пьер Сильвен Марешаль. Он считал чисто политические преобразования бесполезными и отстаивал идею глубинной социальной революции. Марешаль ратовал за превращение общества в федерацию коммун. По поручению Тайной директории Марешаль составил программный документ «Манифест равных». В нём он провозгласил принципы безгосударственного (анархистского) коммунизма: общественную собственность, свободное пользование всеми благами (природными и произведёнными), преодоление разделения на классы, на управляющих и управляемых, без всякого переходного периода. Проект Марешаля вызвал резкие разногласия среди членов движения. Особенно сильные возражения прозвучали в ответ на призыв к ликвидации государственной власти и исчезновению «возмутительного различия... между правителями и управляемыми». После того как антигосударственные предложения были отклонены, Сильвен Марешаль, по существу, перестал принимать непосредственное активное участие в деятельности движения.

Гракх Бабёф в тюрьме перед казнью. Гравюра. Франция. 1797 г.
Гракх Бабёф в тюрьме перед казнью. Гравюра. Франция. 1797 г.

Подпольная организация развернула широкую агитацию среди населения и в армии, подготовляя, как писал Бабёф, «открытое выступление с оружием в руках». Печатались и распространялись газеты, революционные листовки, стихи. Создавалась разветвлённая сеть групп на местах. Судя по данным, которые приводил позднее в своих воспоминаниях Буонаротти, движение имело в Париже до 17 тыс. сторонников.

Совет пятисот принял 12 апреля 1796 г. закон, вводивший смертную казнь за призывы восстановить конституцию 1793 г. В начале мая «заговор» был раскрыт полицией, а его лидеры — Бабёф, Буонаротти, Друэ и другие арестованы. Пресса Директории призывала к беспощадным расправам: «Это змеи, которых нужно задушить, или, точнее, дикие животные, которых надо уничтожить». Летом 1796 г. в Париже было спровоцировано выступление сторонников «равенства». Было задержано 134 человека и 32 из них расстреляны по приговору военного суда. В феврале 1797 г. начался суд над арестованными участниками движения. Бабёфа и Дарте приговорили к смерти. Они попытались заколоть себя кинжалами, крикнув: «Да здравствует республика!». Тяжело раненых, их 27 мая предали казни




Поделиться ссылкой