Реформация Средневековья

Все Средневековье Римско-католическая церковь оставалась единственным духовным лидером в Западной Европе. Да, случались вспышки еретических движений, как, например, катаризм на юге Франции в начале XIII века, но они жестоко и решительно подавлялись. Случались и конфликты со светскими правителями, когда интересы церкви и государства вступали в противоречие — по вопросам назначения архиепископов или права королей облагать налогами священнослужителей.

Церковь переживала периоды слабости и злоупотреблений, но справлялась, реформируя собственные структуры, создавая новые монашеские ордены, если прежние, к примеру, погрязли в стяжании и разврате.

Рост богатства и влияния церкви привел в XIV веке к новой волне антиклерикализма, поставившей под сомнение претензии церкви на то, что только ее служители могут быть посредниками между Богом и мирянами. Подобные сомнения высказал английский теолог Джон Уиклифф (ок. 1330-1384), критиковавший доктрину пресуществления (согласно которой хлеб и вино во время Евхаристии обращаются в тело и кровь Христа) и подчеркивавший непосредственную связь человека с Богом, независимо от молитв священника.

Уиклифф также первым перевел Библию на английский язык. Прежде Библия была доступна только на латыни и, следовательно, ее учение было скрыто от большинства людей, которые вынуждены были полагаться исключительно на толкования священников. Идеи Уиклиффа повлияли на богемского (чешского) реформатора Яна Гуса, которого в 1415 году сожгли на костре за отказ отречься от своих взглядов. Но последователи Гуса считали его национальным героем и успешно отразили Крестовый поход, организованный против них.

Джон Уиклиф
Джон Уиклиф
Ян Гус
Ян Гус

Призыв к реформе

К концу XV века образ жизни римских пап нисколько не отличался от демонстративного откровенного материализма знатных вельмож эпохи Возрождения, которые щедро тратили деньги на грандиозные художественные проекты, заводили любовниц и назначали своих незаконнорожденных отпрысков на влиятельные посты в церкви. Чтобы получать средства на свои дорогостоящие утехи, они взимали плату за право занимать высшие церковные должности и продавали индульгенции — каждый, кто покаялся в грехах, мог получить отпущение, если заплатил за него. Наибольшее возмущение подобная практика вызвала в Германии, где скандальную известность приобрел некий Иоганн Тетцель, заявивший, что человек может быть прощен, даже если переспал с собственной матерью.

Подобные злоупотребления критиковали ученые-гуманисты, и даже сам Эразм. В 1516 году Эразм перевел Новый Завет с греческого на латынь, попутно продемонстрировав изъяны Вульгаты, официально одобренной церковью. Возвращение к оригинальному тексту Писания обнажило противоречия между аскетизмом ранней церкви и пышной развратной роскошью церковной организации времен Эразма. Эразм, вопреки принятой практике, хотел, чтобы Библия была переведена на современный язык, дабы каждый понимал слово Господа.

Эразм
Эразм

Лютеранство

Эразм стремился реформировать церковь изнутри, но многие пришли к выводу, что это невозможно. В Германии монах-августинец и священник Мартин Лютер (1483-1546) также призывал сделать текст Библии доступным каждому, а не только знатокам латыни, — и ради этого перевел Новый Завет на немецкий. Лютер считал, что истина может быть найдена в чтении Писания, а спасение обретено достижением веры. В итоге он категорически протестовал против продажи индульгенций и деятельности Иоганна Тетцеля. Свои знаменитые 95 тезисов, обличающие эту практику, он вывесил на дверях собора в Виттенберге 31 октября 1517 года. Лютер отвергал и особую роль священства, утверждая, что каждый мужчина и женщина лично предстоит перед Господом.

Мартин Лютер
Мартин Лютер

Нападки Лютера на клир и самого папу привели к его отлучению от церкви в 1521 году, затем его вызвали на имперский сейм (рейхстаг) в Вормс. Лютер был подданным Карла V, императора Священной Римской империи и преданного сторонника папы, но на рейхстаге Лютер отказался отречься и был объявлен преступником вне закона.

«Моя совесть связана Словом Божиим... На том стою. И не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь» Мартин Лютер бросает вызов папской власти на Вормсском рейхстаге, 18 апреля 1521 года

Новое изобретение, книгопечатание, способствовало стремительному распространению идей Лютера в народе, в Германии у него появилось множество сторонников — как среди князей (Германия представляла собой конгломерат мелких княжеств, символически объединенных под властью императора), так и меж простого люда. Последние восприняли противостояние Лютера церковным и светским властям как сигнал к освобождению от гнета, и в 1524-1525 годах вспыхнула Крестьянская война. Но сам Лютер был напуган бунтом против власти и понимал, что ему необходима поддержка князей в противостоянии Карлу V, стремившемуся подавить процесс Реформации. Поэтому он призывал «каждого, кто может, бежать от крестьян, как от самого дьявола» и одобрял жестокое подавление восстания.

Распространение протестантизма

Аугсбургское исповедание 1530 года, суммировавшее основные положения лютеранства, оформило окончательный разрыв с Римом. Религиозные войны, охватившие Германию после этого события, закончились подписанием Аугсбургского религиозного мира в 1555 году, согласно которому каждый князь имел право определять, какая вера будет официальной в его владениях. К этому времени Швеция и Дания тоже приняли лютеранство, отколовшаяся Англиканская церковь, во главе которой стоял король, содержала в своем учении элементы лютеранства. В Англии, как и везде, государство получило немалую прибыль, конфисковав церковную собственность, и укрепило власть, возобладав над церковными лидерами.

«Один человек вместе с Богом всегда в большинстве» Джон Нокс, шотландский реформатор, надпись на памятнике Реформации в Женеве, ок. 1505-1572

Лютеранство было не единственным течением в реформированной религии. Наиболее влиятельной альтернативой ему стал кальвинизм, выросший из учения французского богослова Жана Кальвина (1509-1556). Кальвин утверждал, что спасение человека предопределено: неважно, что он совершил в этой жизни, только избранные Богом будут спасены. В то же время Кальвин призывал власти строго контролировать моральный облик членов церкви, придав своему учению суровый и отчасти теократический оттенок. Кальвинистская церковь получила распространение в Женеве, Франции, Нидерландах и Шотландии, а позже утвердилась в Новой Англии. Как и в Германии, реформаторы часто сталкивались с жестоким противостоянием, особенно когда Римско-католическая церковь предприняла меры в направлении Контрреформации.

Почему «протестантизм»?

Слово «протестантизм» (от «протест») использовали меньшинство делегатов на сейме в Шпейере, созванном в апреле 1529 года императором Карлом V — преданным сторонником папы. Это был протест против резолюции, призывавшей покончить с «обновлением религии», иными словами, с учением реформаторов, подобных Лютеру. Протестанты заявляли, что личная совесть человека является главенствующей в таких вопросах.




Поделиться ссылкой