Развлечения, быт, традиции рыцарей

Рыцарство, как и остальное дворянство, посвящало свободное от ратных дел время развлечениям. Такие забавы, как турниры и охота, были в особом почёте у рыцарей, ибо способствовали развитию навыков владения оружием. Дворяне также коротали досуг за игрой в шахматы, кости, триктрак и карты, молодёжь предпочитала подвижные игры на свежем воздухе. Праздники и торжества сопровождались пирами, музыкой, танцами.

Турниры и гербы

Развитие турниров в XIV–XV вв. шло по пути большей безопасности, упорядоченности и зрелищности. Участвовать в турнирах могли только рыцари, доказавшие свою принадлежность к этому сословию. Для остальных дворян проводились отдельные состязания, предваряющие или завершающие рыцарский турнир. Поединки стали главным действом турнира, вытесняя командные состязания. Сражения рыцарских команд всё чаще превращались в театрализованные представления.

О безопасности и рыцарском духе

Турниры стали более организованны и безопасны, их чаще проводили в городах, где можно было разместить участников и зрителей. В мирных поединках соперники сражались тупым оружием. В XV в. на ристалище появился барьер, разделяющий поединщиков в конных сшибках и предотвращающий столкновения. Барьер вкупе с турнирными доспехами, надёжно защищающими рыцарей, и с хрупкими копьями, ломающимися при сшибке, превратили турниры в относительно безопасный спорт. Некоторые рыцари считали такую заботу о безопасности свидетельством угасания рыцарского духа. Выступая за сохранение роли турнира как военной подготовки, они сражались боевым оружием. Настоящие бои стали редкостью, но, когда рыцарь вызывал соперника биться насмерть, лишь хозяин турнира мог спасти проигравшего, остановив поединок. Командные состязания к этому времени стали не столько битвой, сколько театрализованной имитацией сражения. Участники наряжались крестоносцами и сарацинами, рыцарями Круглого стола или дикарями, которых на золотых цепочках вели на ристалище дамы. Сражаясь, они разыгрывали какой-либо исторический или литературный сюжет.

Наконечник боевого копья
Наконечник боевого копья

О роскоши турниров

Короли и герцоги соревновались друг с другом в пышности устроения турниров, не скупясь и давая простор фантазии. Лучшие турниры XV в. проходили при бургундском дворе: герцоги Бургундии демонстрировали своё могущество и привлекали цвет европейского рыцарства. Незабываемым зрелищем стал «турнир Золотого дерева», организованный в 1468 г. в честь свадьбы герцога Бургундии Карла Смелого и Маргариты Йоркской. Города Франции и Германии создали общества по организации турниров. В Италии турниры устраивало каждое именитое семейство, зрелищности добавляли триумфальные шествия, гигантские статуи или вытащенный на площадь корабль, который рыцари брали штурмом. Дамы неизменно присутствовали на состязаниях, и королева турнира вручала приз победителю.

Командное состязание на турнире
Командное состязание на турнире

Без границ

Короли время от времени запрещали турниры как развлечение, отвлекающее от участия в войнах. Но они сами и снимали свои запреты, желая пышно отметить коронацию или свадьбу. Поклонник турниров английский король Эдуард III проводил турниры во время Столетней войны с Францией и выдавал охранные грамоты французским рыцарям, дабы они смогли участвовать в состязаниях. В 1402 г. на турнире в Орлеане мирный поединок французов и англичан перерос в настоящую бойню. Отношения между английским и французским рыцарством испортились, но турниры не прекратились, французский король просто запретил применять на них боевое оружие.

Охота и игры

Охота с собаками или с ловчими птицами была главным развлечением знати, и рыцарства в частности. Охота требовала больших расходов и была разрешена только для знати, поэтому охотиться могли только состоятельные аристократы.

Повседневными развлечениями были игры. Интеллектуальные игры в шахматы и триктрак, а также требующие долгих тренировок серсо, игры в мяч и в шары оставались преимущественно развлечением дворян, имевших возможность им обучиться. Кости и карты – простые азартные игры – были популярны во всех слоях общества.

Привилегия знати

В 1396 г. французский король Карл VI запретил охоту лицам неблагородного происхождения. Крестьяне лишились права охотиться даже на своей земле, охота стала привилегией знати, а дичь – её нераздельной собственностью. Браконьеров ждали крупные штрафы, а нередко и казнь. Королевские леса охранялись особо – там охотился только король. С браконьерством боролись рейнджеры, выслеживавшие нарушителей. Лесничие и егеря следили за поголовьем диких зверей. Английские короли, пытаясь сохранить поголовье кабанов, ланей, косуль и благородных оленей, оставили только за собой право охотиться на них. Баронам даже в своих владениях разрешалось бить только лис, волков, зайцев, куниц и птиц.

Псовая охота

К псовой охоте хозяин, приглашая гостей, готовился заранее: высылал егерей и обслугу выбрать место, где много дичи, оборудовать привалы и лагеря для ночлега, рыть ямы-ловушки, ставить сети для загона. Псари готовили к охоте свору из сотен гончих и борзых собак. Охотничьим оружием с середины XIV в. стал арбалет. Наконечники арбалетных болтов на крупную дичь были острыми. Наконечником-полумесяцем дробили суставы ног косули или лани, обездвиживая животное, чтоб взять его живьём. Тупыми болтами глушили зайцев, не портя шкуру. Крупную дичь били также мечом, рогатиной или кабаньим копьём. Охотничьим ножом и кинжалом умерщвляли подбитое животное, снимали шкуру и разделывали тушу.

На псовой охоте
На псовой охоте

Соколиная охота

Страстью многих аристократов, особенно благородных дам, была охота с ловчими птицами – приятная, безопасная и неутомительная. Охотились не только с соколами, но и с другими птицами семейства соколиных: с балобанами, чеглоками, ястребами, кречетами и дербниками.

Соколиная охота. Миниатюра XV в.
Соколиная охота. Миниатюра XV в.

Молодых птиц сперва приучали есть с руки. Привыкшего к человеку сокола учили возвращаться к хозяину, приманивая вабилом – чучелом из пары крыльев на шнурке, которое крутили в воздухе. Птица летела на вабило как на добычу, а потом садилась на руку хозяину. Чтобы сокол не пугался смены обстановки и спокойно сидел на руке, ему на голову и на глаза надевали кожаную шапочку – клобучок. Клобучок снимали перед самой охотой. Травле сокола обучали, напуская сперва на подкинутую в воздух мёртвую птицу, а затем на живую добычу. Ловчие птицы били куропаток, цапель, журавлей. Пойманную ими добычу отыскивали собаки спаниели и приносили хозяевам. После охоты сокола кормили. Птицы привязывались к хозяевам, не боялись чужих людей, лошадей, собак. Владельцы так любили своих птиц, что ездили с ними на прогулки, в гости и даже в путешествия. Хорошо обученная птица стоила баснословно дорого, например, за 12 кречетов бургундский герцог выкупил из плена сына.

Интеллектуальные и азартные игры

Наряду с шахматами появилась другая интеллектуальная игра – триктрак, подобие современных нард. В эту игру в английском плену играл король Жан Добрый. Игра в кости, азартная и не требующая размышлений, была повальным развлечением мужской части средневекового общества и источником многих кровавых конфликтов. В середине XIV в. в г. Эно, где стоял английский гарнизон, английские лучники и слуги горожан, играя в кости, поссорились и завязали драку. На выручку слугам пришли их хозяева, к англичанам присоединились их товарищи, и в ход пошло оружие – кровавое побоище унесло много жизней. Солдаты проигрывали в кости всё своё жалованье, а дворяне – целые состояния. Духовенство запрещало азартные игры, светские власти вводили за них штрафы, командиры наказывали за игру солдат. Но всё было бесполезно. Итальянцы в XIV в. обошли запрет, придумав использовать для комбинационных игр изобретённые ими же детские карточки с картинками. Так появилась игра в карты. Дешёвые и компактные, карты потеснили шахматы, триктрак и даже кости – ведь в эти игры можно играть только вдвоём, карты же развлекали целую компанию.

Игральные карты. Италия. XIV в.
Игральные карты. Италия. XIV в.
Игральные кости. Западная Европа. XIV– XV вв.
Игральные кости. Западная Европа. XIV– XV вв.
Доска для настольных игр. Германия. 1620-е гг.
Доска для настольных игр. Германия. 1620-е гг.

Подвижные игры

Молодёжь любила подвижные игры. Средневековые игры с мячом породили футбол, волейбол и баскетбол. В серсо играли вдвоём: один бросал палочкой обруч, другой ловил его на свою палочку. Игра в шары, когда посохом загоняли шары в ямки в земле, была чем-то средним между возникшими в XV–XVI вв. бильярдом, крике-том и гольфом. Известно, что первый бильярдный стол был изготовлен для короля Франции Людовика XI в 1469 г.

Замки и их обитатели

Замки XIV–XV вв. превращались из оборонительных сооружений в удобные резиденции сеньоров. Замок представлял собой укреплённое башнями здание, окружающее внутренний двор (курдонёр), где мог отдельно стоять дом сеньора. На территории замка были конюшни, псарни, сараи, амбары, пекарня, кузница и мастерские, где крестьяне, работая на барщине, изготовляли всё необходимое для хозяйства. Жилище сеньора – сердце замка – сохранило неизменной основную планировку, принятую во времена первых донжонов: зал для пиров и торжеств, личные покои хозяев, часовня, кухня, кладовые и погреба. В замках проходила основная жизнь средневековой знати и все её знаменательные события: крещения, свадьбы, похороны и т. д., сопровождавшиеся религиозными обрядами и светскими торжествами.

Замок Пьерфон. Франция. Построен в 1396–1407 гг. для Людовика Орлеанского
Замок Пьерфон. Франция. Построен в 1396–1407 гг. для Людовика Орлеанского

Резиденция сеньора

Каменные стены в жилых покоях замка обшивали резными деревянными панелями, обтягивали обоями или завешивали шпалерами, полы застилали коврами, своды перекрывали подвесными кессонными потолками, украшенными резьбой и росписями. Окна замков стали большими и впускали много света. На сиденьях, устроенных в глубоких оконных нишах, дамы занимались рукоделием. Вечером свет давали свечи в настенных бра и огромных потолочных люстрах, а также в переносных канделябрах и подсвечниках; использовали и небольшие масляные лампы. Помещения отапливали огромные камины, вытяжные короба которых украшали росписи, рельефы и гербы.

Камин с вытяжным коробом. Франция. XIV в.
Камин с вытяжным коробом. Франция. XIV в.
Фрагмент шпалеры «Дама с единорогом». Франция. Конец XV в.
Фрагмент шпалеры «Дама с единорогом». Франция. Конец XV в. Шпалеры не только украшали стены замка, но и защищали от холода и сырости

Основные помещения замка были огромны, для создания уюта их деревянными перегородками делили на комнаты. В комнатах завесами или шпалерами выгораживали уютные закутки – клоте, или ставили на полу шатры, детали и завесы для которых хранили в сундуках. Гостей, например, размещали прямо в спальне хозяев, быстро выстраивая целый палаточный лагерь со всеми удобствами. Отсутствие постоянной угрозы со стороны воинственных соседей позволило накапливать в замках богатства: красивую мебель, ценную посуду, дорогие ткани. Быт стал изысканней и роскошней.

Мебель

Изготовление и доставка мебели в замки были связаны с большими трудностями и расходами: столяру заказывали изготовление деревянных корпусов, краснодеревщику – резную отделку, слесарю – замки и петли, галантерейщику – обивочные ткани и тесьму, гвоздарю – обивку мебели. Чтобы реже сталкиваться с такими заботами, мебель делали основательной, на века – благо  мода  тогда  менялась медленно.

Креденца. XV в. Германия
Креденца. XV в. Германия. Такой шкафчик для сосудов с вином с полочкой для розлива напитка был исключительно дворянским типом мебели. Лицам неблагородного происхождения запрещалось ставить у себя креденцы.
Кресло. XV в. Франция
Кресло. XV в. Франция
Кровать. XV в. Германия
Кровать. XV в. Германия. Кровати делали закрытыми, с балдахином, поддерживаемым резными колонками, и с деревянными стенками с двух сторон, две другие стороны завешивались плотными гардинами

Развлечения на пирах

Редкие празднества обходились без музыки и танцев. После пира кавалер приглашал на танец соседку по столу. Кроме парных танцев, водили хороводы, танцевали цепочкой, «три на три», и по кругу, меняясь партнёрами. Во время танцев молодые люди знакомились. Развлекать владельцев замков и их гостей приглашали бродячих музыкантов, танцовщиков и актёров. Акробатические представления, популярные в прошлом, в XIV в. сменились театрализованными постановками – интермедиями. Между подачей блюд актёры разыгрывали сценки, перемежая пением чтение по ролям поэм странствующих поэтов труверов. Ослабевший было интерес к выступлениям танцовщиков, возродился в XV в. Танцовщики одевались в вычурные экзотические костюмы на восточный манер. До XV в. знать любила навешивать на одежду бубенчики и колокольчики, перезвоном возвещая окружающих о своём появлении. Но с XV в. это стало считаться дурным тоном, и бубенчики перекочевали на костюмы танцовщиков и шутов.

Музыканты, играющие на жиге и гитерне. С миниатюры XV в.
Музыканты, играющие на жиге и гитерне. С миниатюры XV в.
Пир при бургундском дворе. Миниатюра. Брюгге. 1470 г.
Пир при бургундском дворе. Миниатюра. Брюгге. 1470 г.
Танцовщица в костюме XV в.
Танцовщица в костюме XV в.

Болезни и смерть

В Средние века люди умирали примерно в 40–45 лет. Каждый третий ребёнок умирал до 15 лет, и из взрослых лишь четверть доживала до 50 лет. Медицина была развита слабо: пиявки и кровопускания были средством почти от всех болезней. Врачи сращивали переломы, вправляли вывихи, но раны лечили плохо. Кровотечение останавливали прижиганиями раскалённым прутом, почти без обезболивания, и многие умирали от болевого шока. Хирурги даже рук не мыли, и их пациенты после операций умирали от заражений. Многие погибали на поле боя, но лишь тела представителей знати отыскивали, чтобы отвезти на родину для погребения. Если покойнику предстоял долгий путь с чужбины, его тело, чтобы избежать разложения, варили, отделяли плоть от костей и для погребения доставляли скелет. Иногда тело хоронили недалеко от места гибели, а на родину привозили только сердце.

Надгробие Левона де Лузиньяна
Надгробие Левона де Лузиньяна, свергнутого короля Киликийской Армении, умершего в Париже. 1393 г. Надгробие традиционно для XIII–XV вв.: покойный изображён в царской одежде и короне, лежащим на подушке и попирающим ногами львов, символизирующих грехи

Похороны

Гроб с телом знатного покойного на носилках торжественно относили в храм, где выставляли для прощания. После заупокойной мессы (службы) тело бальзамировали, помещали в свинцовый гроб и оставляли в церкви до похорон. Священнослужители днём и ночью читали у гроба молитвы. Похороны назначались не сразу – нужно было дождаться приезжавших издалека родных и близких покойного. В день похорон храм богато убирали, иногда там ставили восковую статую покойного в богатых одеждах. Храму жертвовали коня, шлем и доспехи усопшего. После службы тело извлекали из гроба, оборачивали в вощёное полотно и хоронили в семейном склепе. По древнему обычаю поминального застолья после похорон родственники и гости собирались на трапезу.

Надгробие Филиппа ла Рош-Пота, сенешаля Бургундии, созданное по его заказу за 10 лет до смерти, в 1483 г.
Надгробие Филиппа ла Рош-Пота, сенешаля Бургундии, созданное по его заказу за 10 лет до смерти, в 1483 г. Композиция напоминает похоронную процессию: 8 рыцарей в чёрных одеждах несут гербы предков Филиппа и его надгробную плиту, где он изображён в доспехах, опирающимся на собаку – символ естественной смерти (погибший в бою рыцарь опирался на льва)
Надгробие Людовика XII и Анны Бретонской в королевской усыпальнице собора Сен-Дени. Париж. Середина XVI в.
Надгробие Людовика XII и Анны Бретонской в королевской усыпальнице собора Сен-Дени. Париж. Середина XVI в. Король и королева изображены мёртвыми и голыми внутри гробницы и живыми и молящимися наверху. Это символизировало бренность земной жизни и вечную жизнь души



Поделиться ссылкой