Уход рыцарской культуры

В XVI в. рыцарство превратилось в светскую игру, дорогостоящую и тщеславную. Рыцарской «мишурой» – пышным гербом и гордым девизом – обзавелись даже зажиточные горожане. В то же время древние рыцарские роды хирели, не имея средств на посвящение в рыцарство своих сынов. Списки будущих рыцарей утверждали короли. Рыцарство стало наградой, которую получали немногие – принцы крови, высшая знать. Но рыцарем мог стать и незнатный человек, заслуживший особую благосклонность монарха. Рыцарей стало ничтожно мало: в Англии, например, при королеве Елизавете I их было не более 300. Рыцари – уже не воины, а утончённые придворные – жили в замках, напоминающих усадьбы. Они охотились, пировали, танцевали, читали рыцарские романы, коллекционировали произведения искусства и участвовали в турнирах, которые приобрели невиданный размах.

Завершение эпохи турниров

XVI в. прославился необыкновенной пышностью турниров – это был последний взлёт турнирной эпохи. Ряд трагедий на турнирах, например ранение Генриха VIII на турнире в 1524 г., когда обломок копья попал ему в лицо, и гибель французского короля Генриха II на турнире в 1559 г., вызвал запрет турниров в ряде стран. С угасанием рыцарского духа терялся интерес к этому развлечению. Но наследованная дворянством рыцарская мораль требовала защиты чести в поединке с обидчиком. Так, в конце XVI в. вместо турниров появились дуэли.

Смерть Генриха II
Смерть Генриха II

Турнирные состязания

В начале XVI в. центром проведения турниров стал двор Максимилиана I, придумавшего разные виды поединков. Гештех (нем. stechen – колоть) – конная сшибка в доспехах штехцойг на копьях без барьера, с паузой после каждого заезда, когда рыцари возвращались на исходные позиции, переменить копья и поправить снаряжение. Реннен (нем. Rennen – скачки) – сшибка без барьера, в доспехах реннцойг, в которой заезды проводили без пауз. Доезжая до конца ристалища, соперники на ходу меняли копья, разворачивались и снова устремлялись друг к другу. Для фельдреннена («боевых скачек») надевали полевой доспех со щитом, о который нужно было сломать копьё. На смертельно опасный турнир пфанненреннен не надевали кирасы, и перед его началом на ристалище выносили гроб. Цель одних видов турниров была в том, чтоб выбить противника из седла (в этом случае у седла не было задней луки), других – сломать копьё о щит, третьих – метко ударить копьём в особый механический щит, который от такого удара взлетал и раскалывался на куски, иногда вместо щита удар подбрасывал вуаль, свисающую со шлема. Итальянские поединки – те же конные сшибки, но с барьером. Конные бои проводились также на тупых мечах и булавах. Пешие бои шли на мечах, булавах, поллэксах, алебардах. С 1520 г. пешие поединки также стали проводить через барьер. Для лучшего обзора забрала шлемов для боя на мечах и булавах были решётчатыми. Групповые сражения представляли собой штурмы бутафорских крепостей и нередко заканчивались всеобщей дракой.

Последний парад рыцарства

Франциск I, желая в Итальянских войнах привлечь на свою сторону Англию, условился о встрече с Генрихом VIII. Короли пышно обставили эту встречу. В июне 1520 г. пустынная местность в окрестностях г. Кале превратилась в сверкающий золотом палаточный город вокруг двух огромных королевских шатров. Шатёр Генриха, расписанный под кирпич, смотрелся как настоящий дворец. Обилие парчи на шатрах и придворных дало название встрече – «Поле золотой парчи». Монархи и их свиты развлекались турнирами, пирами и танцами. Генрих, похвалявшийся своей огромной физической силой, вызвал Франциска на борцовский поединок. Но француз ловким захватом неожиданно поборол могучего соперника. Возможно, Генрих не простил унижения, и это стало одной из причин, по которым англо-французский союз не был заключён. Спустя пару месяцев Генрих заключил союз с Карлом V. Но «Поле золотой парчи» сохранилось в памяти современников как самый роскошный праздник – последний парад рыцарства.

Поле золотой парчи. Фрагмент миниатюры XVI в.
Поле золотой парчи. Фрагмент миниатюры XVI в.

Замки эпохи возрождения

Италия – родина идей Возрождения, колыбель нового искусства и архитектуры, сбросивших оковы Средневековья, – дала толчок развитию всей европейской культуры. Сеньоры, посетившие эту страну в ходе Итальянских войн, возвращаясь в свои замки, ужасались их мрачному виду. Началась эпоха капитальной перестройки дедовских жилищ и строительства новых резиденций – светлых, нарядных, окружённых зеленью. Сносились старые башни и засыпались рвы, на их месте разбивали сады и террасы. В зданиях расширяли окна, впуская свет в тёмные залы, которые наполняли привезёнными из Италии произведениями искусства. Сеньоры, строя новые резиденции, заботились о комфорте, а не о безопасности. Одним из мест, где сосредоточились десятки замков эпохи Возрождения, стала долина Луары, самой длинной реки Франции. У Луары с XI в. на протяжении веков селилась французская знать.

Амбуаз – история в камне

Древний замок Амбуаз в долине Луары в XV в. стал собственностью французских королей при Карле VII. В этом замке Людовик XI в 1496 г. основал рыцарский орден Св. Михаила, здесь родился его сын Карл VIII, который по возвращении из итальянского похода на верх-ней террасе замка разбил сад с фонтаном и украсил ин-терьеры итальянской и французской живописью. Политическая жизнь страны при Карле была сосредоточена в зале Генеральных штатов замка Амбуаз. В этом замке Карл скончался от удара лбом о притолоку. Бездетному Карлу наследовал ближайший родственник по мужской линии – Людовик XII, впоследствии женившийся на его вдове Анне Бретонской. Людовик передал Амбуаз семье своего кузена, и там воспитывался двоюродный племянник Людовика, будущий Франциск I. Став королём, Франциск проводил в замке турниры и торжества и здесь в 1515 г. отпраздновал победу при Мариньяно. В Амбуазе прожил свои последние годы и был похоронен знаменитый художник Леонардо да Винчи, приглашённый Франциском из Италии. Память о времени Франциска I хранит галерея замка, названная его именем. После смерти Франциска его сын Генрих II перестроил Амбуаз на итальянский манер для своей жены Екатерины Медичи и детей. В 1560 г. во время религиозных войн между французскими католиками и протестантами – гугенотами в Амбуазе раскрыли протестантский заговор. Заговорщиков повесили на галерее, с тех пор называемой «балконом повешенных».

Замок Амбуаз. Современный вид
Замок Амбуаз. Современный вид
Спальня Генриха II с его кроватью и обстановкой XVI в.
Спальня Генриха II с его кроватью и обстановкой XVI в.

Шамбор – великий замысел Франциска

Проникновение культуры Возрождения во Францию можно проследить на примере замка Шамбор на Луаре. Поместье Шамбор, принадлежавшее Орлеанскому дому, стало королевским, когда на престол под именем Людовика XII взошёл Людовик Орлеанский. Строительство замка среди охотничьих угодий Шамбора в 1519 г. начал его наследник Франциск I, вернувшись из Италии. Эта стройка стала самой масштабной в Европе XVI в. Первым возвели «донжон» – скорее дворец, чем крепость. С древними донжонами его роднят толщина стен и общий план прямоугольного здания с башнями по углам. В «донжоне» пять этажей. Комнаты на каждом этаже разделены на четыре отдельных апартамента. Они выходят в коридор, ведущий к центральной винтовой лестнице, связывающей этажи. Необычное устройство лестницы выдаёт влияние идей Возрождения, авторство этого проекта приписывают Леонардо да Винчи. Два параллельных марша лестницы отделяет стена с окошками, через которые могут переглядываться идущие по разным маршам. Лестницу заливает дневной свет из венчающей её башни-фонаря, высящейся над зданием. Башня выходит на террасу на крыше, откуда открывается чудесный вид. В 1526 г. Франциск продолжил стройку. Были возведены два крыла, соединённые крепостными стенами, окружившими внутренний двор. В восточном крыле Франциск разместил свои апартаменты, а в западном – часовню. В замке мог разместиться весь королевский двор, там было 426 комнат, 77 лестниц, 282 камина. В 1539 г. в ещё недостроенном замке Франциск принимал императора Карла V, проезжавшего Шамбор по пути во Фландрию. Карла поразили роскошь замка и пышность устроенных в его честь торжеств.

Замок Шамбор. Современный вид
Замок Шамбор. Современный вид
Центральная винтовая лестница Шамбора
Центральная винтовая лестница Шамбора

Дамский замок Шенонсо

В 1512 г. крепость и поместье Шенонсо в долине Луары купил Тома Бойе, интендант по финансовым делам Нормандии. Новые хозяева вместо древних строений разбили парадный двор, сохранив только башню Марков. На опорах разрушенной водяной мельницы посреди реки возвели новый донжон с широкой парадной лестницей в духе Возрождения. Донжон соединили мостами с башней Марков и с другим берегом реки. Законченный в 1521 г. замок не раз посещал Франциск I, приезжая на охоту. Королю понравился Шенонсо. После смерти Бойе он отнял замок у его наследника, якобы в счёт обнаруженных растрат интенданта, и сделал одной из своих резиденций. Генрих II подарил замок своей фаворитке Диане де Пуатье. Диана разбила в замке сад, но едва её покровитель умер, Екатерина Медичи забрала Шенонсо себе. Она украсила замок двухэтажной галереей на мосту, возвела служебные постройки и разбила новый сад в стиле итальянского Возрождения – стиле её родины. После смерти Екатерины замок получила вдова её сына Генриха III Луиза Лотарингская. Она уединилась в замке, скорбя о супруге. По сей день подлинную обстановку XVI в. сохранили многие помещения замка.

Замок Шенонсо: башня Марков, мост, главный корпус и галерея. Современный вид
Замок Шенонсо: башня Марков, мост, главный корпус и галерея. Современный вид
Комната Луизы Лотарингской
Комната Луизы Лотарингской, оформленная в тёмных тонах в знак траура

Культура новой эпохи

Идеи Ренессанса зародились в итальянских городах ещё в начале XIV в. Феодальная культура знати, завязанная на церковных представлениях о мире, суровая и аскетичная, была чужда набиравшим силу городским сословиям. Практичные торговцы, ремесленники, банкиры, лекари предпочитали светское знание, наслаждение жизнью, свободу и развитие. Эти гуманистические идеи, пронизывающие культуру Возрождения, вернули интерес к античности, обращённой к человеку и его личности. Из Италии в ходе Итальянских войн Возрождение проникло в Северную Европу. Ренессансные идеи распространялись с помощью изобретённого в середине XV в. книгопечатания. Расцвет «Северного Возрождения», охватившего Францию, Германию, Нидерланды, Англию, пришёлся на XVI в. В эти страны Возрождение пришло «сверху», от впечатлённой итальянскими достижениями знати.

Коронованные меценаты

Искусству покровительствовали монархи. Они окружали себя художниками, поэтами, писателями, музыкантами. Требуя высокого культурного развития от своих придворных, они и сами были высокообразованными людьми. Например, император Максимилиан I знал несколько языков, читал на латыни античных авторов, собирал средневековые рукописи, писал труды по истории, архитектуре, садоводству, ремеслам и охоте. Он покровительствовал наукам и поддерживал новые философские идеи, освобождённые от церковных мировоззрений. При нём произошёл расцвет германского Возрождения в живописи, связанный с творчеством Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха Старшего. Император уделял внимание развитию ремёсел, например, создал новый тип доспеха.

А. Дюрер. Портрет Максимилиана I. 1519 г.
А. Дюрер. Портрет Максимилиана I. 1519 г.
Ф. Клуэ (сын). Парадный портрет Франциска I. Ок. 1540 г.
Ф. Клуэ (сын). Парадный портрет Франциска I. Ок. 1540 г.

Проводником Возрождения во Франции стал король-рыцарь Франциск I. Он дружил с Леонардо да Винчи, заказывал картины знаменитому итальянцу Рафаэлю, но поощрял и развитие французского искусства, сделав придворными живописцами французских художников, отца и сына Клуэ. Он основал королевскую типографию, в которой работал французский первопечатник и гуманист Роберт Этьенн. По заказу Франциска итальянскими мастерами был заложен Фонтенбло – первый во Франции дворец, королевская резиденция, напрочь лишённая оборонительных функций. Общий дух новизны, которым было проникнуто правление Франциска, способствовал развитию творчества великого французского писателя, сатирика-гуманиста Франсуа Рабле. Его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1532 г.) о приключениях добряков-великанов, отца и сына, высмеивает человеческие, церковные и общественные пороки.

Английское возрождение

Английское искусство долго придерживалось традиций готического Средневековья, и Генрих VIII, поклонник Возрождения, предпочитал приглашать итальянских, немецких и французских художников, поэтов и музыкантов, например, его придворным живописцем был немец Ганс Гольбейн-младший. Обустроив себе 55 резиденций, Генрих наполнил их итальянской живописью, скульптурой, мебелью и французскими гобеленами. При дворе Генриха начал карьеру выдающийся деятель эпохи Возрождения Томас Уайатт – политик, дипломат и поэт. Эразм Роттердамский – нидерландский учёный-гуманист, писатель, филолог, богослов, виднейший представитель «Северного Возрождения», поражённый утончённостью двора Генриха VIII, одного из самых щедрых меценатов Европы, назвал его «храмом муз». Эпоха Возрождения породила немало разносторонне одарённых людей, сочетающих в себе таланты подчас противоположных свойств: политика и поэзия, живопись и наука, военное дело и философия. Такими «ренессансными» личностями окружила себя Елизавета I, ставшая интеллектуальным лидером Англии. При ней произошёл истинный взлёт английской культуры. Эпоха Елизаветы подарила миру самого знаменитого драматурга – Вильяма Шекспира.

Г. Гольбейн. Портрет Генриха VIII. 1540 г.
Г. Гольбейн. Портрет Генриха VIII. 1540 г.
Неизвестный английский художник середины XVI в. Портрет Елизаветы I
Неизвестный английский художник середины XVI в. Портрет Елизаветы I (В английской живописи XVI в. ещё прослеживаются черты готического искусства.)



Поделиться ссылкой