Рыцарское слово

Слово, данное сеньору

Один из главных героев французской героической поэмы «Рауль де Камбре» — вассал Рауля благородный рыцарь Бернье. Рауль же — воплощение всех пороков. Но Бернье верен ему, он заявляет: «Мой сеньор Рауль — предатель хуже Иуды, но он — мой сеньор». И лишь когда Рауль де Камбре, одержимый дьяволом, сжигает вместе с обитательницами монастырь, куда, овдовев, удалилась матушка Бернье, тот освобождается от своего слова, ведь сеньор нанёс ущерб жизни матери вассала.

Слово, данное другу

В знаменитой немецкой эпической поэме «Песнь о нибелунгах» повествуется о том, как Кримхильда, супруга могущественного короля Этцеля, пожелала отомстить своим братьям, королям бургундов, и их первому вассалу Хагену за убийство её первого мужа Зигфрида. Она приглашает братьев и Хагена к себе в королевство, готовит им ловушку. Но сразу по прибытии в королевство Этцеля Хаген побратался с одним из приближённых короля — маркграфом Рюдегером, и они даже обменялись оружием. Затем Кримхильда провоцирует конфликт и подбивает мужа, дабы тот послал своих вассалов расправиться — в поединке, конечно, — с её братьями и Хагеном, главным виновником убийства Зигфрида. На бой с первым вассалом бургундских королей должен выйти Рюдегер. Тот отказывается. Этцель настаивает. Рюдегер заявляет, что он вернёт сюзерену все лены, всё имущество и вообще уйдёт из его державы пешком. Но Этцель по-прежнему настаивает на исполнении вассального долга. Тогда Рюдегер выходит на поединок с побратимом без доспехов. Маркграф погиб, но не изменил своему слову — и тому, которое он дал сюзерену, и тому, которое дал другу.

Слово, данное противнику

Известный хронист XIV в. летописец Столетней войны Жан Фруассар рассказывает о сражении между англичанами и французами. Некий французский рыцарь попадает в плен и может быть отпущен только за выкуп. Но битва ещё не закончилась, держать пленного негде. Его отпускают под честное слово, что он, если останется в живых, вернётся в плен, независимо от исхода битвы. (В Средние века нередки были случаи, когда победители выкупали своих соратников у побеждённых. Ведь дело не в том, чьё войско одержало победу, а в том, какой рыцарь сразил какого рыцаря.) Французский рыцарь беден, нет у него средств на выкуп. И, отпущенный, он бросается в бой, чтобы пленить какого-нибудь английского рыцаря, взять с него выкуп и расплатиться со своим победителем. Он вынужден выкручиваться, но ему и в голову не приходит скрыться, не вернуться в плен, нарушить клятву.

Слово, данное врагу-иноверцу

Во время Седьмого крестового похода король Франции Людовик IX Святой в 1250 г. попал в плен. Короля и его воинов султан согласился отпустить за выкуп, исчисляемый с головы каждого пленного. Когда деньги были выплачены, король понял, что мусульмане располагали неверными данными о пленных и платившим удалось обсчитать их на 20 тыс. ливров. Как сообщает Жан Жуанвиль, друг, соратник и биограф Людовика Святого, «король разгневался и приказал отдать эти деньги, поскольку полагал, что должен держать слово, пусть и данное неверному».

Слово, данное даме

Влюблённый рыцарь должен служить своей даме, именно служить, как вассал служит своему сеньору. В поэзии трубадуров обращение к любимой звучит: «Мой господин!». Любовные отношения описываются именно как вассальное служение. Когда Зигфрид гуляет с Кримхильдой в саду, он вкладывает свои руки в её руки. Это не просто любовное рукопожатие, а жест вассальной присяги. Дама же должна дать своему рыцарю инвеституру, т. е. вознаградить его своей любовью. И как нерушима вассальная клятва, так нерушимы должны быть слова любви.

Слово, данное Богу

В «Песни о Крестовом походе», посвящённой Третьему крестовому походу (1189—1191 гг.), рассказывается о том, как один крестоносец ринулся на приступ на стены Акры и на него упал огромный камень. Но Господь совершил чудо для того, кто принял обет служить Богу своим оружием и идти отвоёвывать Гроб Господень. Камень не причинил воину никакого вреда, тот встал и снова устремился к осадной лестнице. Анонимный поэт завершает эту сцену словами: «Сколь прекрасным сеньором является наш Господь, как Он одаривает Своих верных вассалов!».




Поделиться ссылкой