Какие праздники справляют евреи?

Отмечая свои праздники, современные евреи вспоминают памятные события древней истории.

Один праздник особый – он празднуется более 50 дней в году. Это суббота, на иврите – шаббат (именно от этого слова и произошло русское «суббота»). ТАНАХ утверждает, что в шестой день, закончив Сотворение Мира созданием человека, Бог отвёл этот день для отдыха и захотел убедиться, что мир хорош. В субботу традиция запрещает заниматься какой-либо работой – даже снимать телефонную трубку и вести машину. По еврейскому календарю сутки начинаются вечером, после захода солнца, поэтому и суббота начинается вечером нашей пятницы. С раннего утра хозяйки готовят дом к торжеству, пекут свежий хлеб.

евреи

Цикл еврейских праздников начинается с Нового года – Рош ха-Шана («голова года»), который празднуется два дня в сентябре – октябре. Поскольку еврейское летосчисление ведётся от сотворения мира, то Новый год считается началом нового витка в мировом круговороте. К праздничному столу подаются яблоки с медом, виноград, финики – «чтобы год был сладким», и гранаты, «чтобы заслуги наши были столь многочисленны, как косточки в гранате».

С Рош ха-Шана начинаются «дни трепета» — десять дней, которые заканчиваются Судным днем – Иом-Киппуром. Это самый торжественный день года, когда Бог взвешивает поступки людей и определяет их судьбу. Люди подводят итог году, своим делам и мыслям. В этот день все, кроме больных и детей, постятся, запрещена всякая роскошь и удовольствия: например, не надевают кожаную обувь, потому что в древности она считалась роскошью.

Осенний праздник Суккот (праздник Кущей) установлен в память о скитаниях евреев по пустыне после выхода из Египта. Целую неделю надо жить в построенных шалашах, с крышей из листьев и тростника, и чтобы в просветах были видны звёзды. Во времена существования Храма в эти дни евреи совершали паломничество в Иерусалим, чтобы принести праздничную жертву. Во время раскопок в Иудейской пустыне археологи нашли письма вождя антиримского восстания 132 - 135 гг. Бар-Кохбы, который просил доставить в лагерь восставших четыре вида растений, без которых немыслим Суккот, – этрог, нераспустившуюся пальмовую ветвь, мирт и ветвь ивы.

В ноябре-декабре наступает время Хануки («праздника света»). Согласно традиции в 164 г. до н.э. еврейские борцы за независимость Иудеи освободили и очистили Иерусалимский Храм. Но когда потребовалось зажечь светильник – менору, выяснилось, что чистого масла только маленький кувшинчик – его могло хватить лишь на день. Для приготовления нового масла требовалось восемь дней. И тут случилось чудо: масло, налитое в менору, горело все эти восемь дней. Во время Хануки каждый день зажигают по новой свече, едят блюда на масле и дарят детям подарки.

В феврале-марте наступает Пурим – праздник в честь чудесного избавления евреев от грозившего им уничтожения в годы владычества персов. Историю избавления от злого персидского советника Амана разыгрывают во время карнавала – «пуримшпиля».

Обычно в апреле празднуется Песах в память об исходе из Египта – «праздник свободы». Все в ритуале пасхальной трапезы – седера – направлено на то, чтобы заново пережить спасение евреев из египетского рабства. Например, едят тонкие пресные лепешки из незаквасившегося теста – мацу, горькие травы, которые ели в пустыне, а смесь из яблок, вина и орехов – «вязкая, как глина», напоминает о строительных работах, на которые фараон сгонял евреев.

В тексте праздничного сказания, которое читается во время Песаха, говорится, что исход из Египта – это не только историческое событие, которое случилось в незапамятные времена с далёкими предками сидящих за столом, оно происходит сейчас, с каждым поколением и заново переживается каждым человеком.

А на следующий день после Песаха начинается период в семь недель, завершающийся праздником Шавуот, во время которого в годы существования Храма все евреи совершали паломничество в Иерусалим с плодами нового урожая.

Есть у евреев и особо отмечаемый день, который трудно назвать праздником. Это Тиша бе-Ав, иначе – Девятое ава, – день поста и траура. Именно в этот день согласно традиции разведчики, посланные идущими из Египта евреями у границ Ханаана, принесли известие, что Землю Обетованную населяют свирепые великаны, которых евреям никогда не победить. Все испугались, заплакали и стали с ностальгией вспоминать о Египте. В Торе это событие называется «грех разведчиков». Позже в этот день были разрушены Первый и Второй Храмы, а также пал последний оплот повстанцев Бар-Кохбы.




Поделиться ссылкой