Аэростат

Люди всегда мечтали летать, как птицы, но все попытки сконструировать летательный аппарат, поднимающий человека в воздух на крыльях, оборачивались провалом. Открытия в XVII—XVIII вв. свойств газов подсказали изобретателям иной путь, породив идею полёта на наполненном газом шаре — аэростате. Впервые такой полёт осуществили в 1783 г. французы братья Монгольфье.

Памятник братьям Монгольфье. Аннонэ. Франция

Восторг в Аннонэ

Использовать нагретый воздух для подъёма тела придумал португальский священник Лоуренсу де Гусман. В 1709 г. он наполнил бумажный шар горячим воздухом, и шар взлетел к потолку, доказав возможность воздухоплавания. Его опыт вдохновил сыновей бумажного фабриканта из французского г. Аннонэ Жозеф-Мишеля и Жак-Этьена Монгольфье на постройку монгольфьера — шарообразного аэростата диаметром 11,4 м, объёмом 600 м3 из льняного полотна, обклеенного с двух сторон бумагой. 5 июня 1783 г. на площади Аннонэ при стечении народа они укрепили монгольфьер над жаровней, и нагретый огнем воздух (70-100 °C) через отверстие снизу наполнил его оболочку. Надутый монгольфьер отвязали, и он, к восторгу зрителей, поднялся в небо на высоту до 2000 м. За 10 мин. шар по воле ветра пролетел 2,5 км, а когда воздух в нем остыл, опустился на землю.

Полёт смельчаков

Вдохновленные успехом, Монгольфье в сентябре 1783 г. подняли в небо на монгольфьере первый экипаж: барана, петуха и утку. Пассажиры взлетели на 500 м и через 10 мин. благополучно приземлились в 4 км от старта.

Ещё через 2 месяца в Версале под Парижем в полёт на монгольфьере отправились два добровольца — физик Ж. Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд. Смельчаки в плетёной гондоле, подвешенной под отверстием шара, жгли в жаровне солому, поддерживая температуру воздуха в шаре, и на высоте 1000 м пролетели 9 км за 25 мин. Когда аэронавты потушили огонь, воздух в шаре стал остывать, монгольфьер плавно снизился и мягко приземлился. Так был совершён первый в истории успешный полёт человека.

Полёт де Розье и д'Арланда на монгольфьере
Полёт де Розье и д'Арланда на монгольфьере

Летать на водороде

Первым последователем Монгольфье стал французский изобретатель Жак Шарль. Он наполнил свой аэростат — шарльер — водородом. Этот газ, который в 14 раз легче воздуха, был открыт английским химиком Г. Кавендишем в 1766 г. А в 1781 г. итальянский физик Т. Кавалло наполнял водородом мыльные пузыри, наблюдая их стремительный взлёт. Но для настоящего полёта требовалось что-то покрепче мыльной плёнки. И Шарль сделал оболочку шара из шёлка, пропитанного эластичным и прочным каучуком, не пропускавшим газ. Пустой шарльер запустили 27 августа 1783 г. в Париже на Марсовом поле. Он пролетел 1 км, лопнул и упал в деревне, где испуганные крестьяне в клочки разодрали свалившееся с небес чудище.

Взлёт монгольфьера
Взлёт монгольфьера. Гравюра XVIII в. Теплый воздух от жаровни наполняет шар

Пассажирский шарльер

Шарль не унывал и после удачного полёта первых аэронавтов на монгольфьере решил сам попробовать полетать. С компаньоном М. Робером Шарль сконструировал новый шарльер диаметром 8 м, придумав для него снаряжение, которое до сих пор используется воздухоплавателями: стропы для подвешивания гондолы, клапан в оболочке для выпускания газа, воздушный якорь, мешки с песком для балласта и барометр для определения высоты. Шарль и Робер 1 декабря 1783 г. на шарльере взлетели на 400 м, спустя 2 ч. 5 мин. приземлились, чтобы высадить Робера, а Шарль продолжил полёт, и с одним пассажиром на борту аэростат взмыл в воздух на 3000 м, летал ещё полчаса и совершил мягкую посадку.

Развитие идеи

Шарльеры, наполняемые водородом или иным газом легче воздуха, быстро вытеснили пожароопасные и отягощённые топливом монгольфьеры, которые вернулись только в XX в. с изобретением газовых горелок и негорючих материалов для оболочек.

Аэростаты были неуправляемыми и летели только по ветру, поэтому запланированный перелёт можно было совершить, лишь зная направление ветра. Так и сделал Жан — Пьер Бланшар, в 1785 г. за 2,5 ч. перелетев на шарльере из Англии во Францию через пролив Ла — Манш.

Военные приспособили аэростаты для разведки — привязанные на тросах шары поднимали в воздух наблюдателей Наполеона, выявлявших расположение вражеских войск. Во Второй мировой войне аэростаты использовались как воздушное заграждение против бомбардировщиков. Сейчас воздухоплавание — вид спорта и развлечение.

воздухплавание



Поделиться ссылкой