Самолеты с вертикальным взлетом

В природе существует не так много птиц, которым для взлета требуется разбег, а для посадки — посадочная дорожка. В основном пернатые взлетают и садятся вертикально. Идея создать самолет с подобным способом взлета давно занимала умы авиастроителей мира. Особенно актуально создание таких самолетов стало после появления кораблей-авианосцев.

палубный истребитель-штурмовик «Харриер»
Первый в истории самолет вертикальных взлета и посадки — палубный истребитель-штурмовик «Харриер» — приняли на вооружение англичане. Этот самолет развивает скорость 1200 км/ч и может нести бомбовую нагрузку массой до 4 т. В состав его вооружения входит 25-миллиметровая авиационная пушка.

«Харриер»

Вертикальные взлет и посадка, а также горизонтальный полет самолета «Харриер» осуществляются за счет двигателя с «секретом». Этот «секрет» кроется в четырех поворотных соплах (1), которые создают силу, отрывающую самолет от земли (2). Для балансировки при взлете и посадке специальные каналы направляют воздух на кончики крыльев (3) и в хвостовой отсек (4).

Устройство и принцип работы самолета «Харриер»

«Як» для авианосцев

Первый в истории советской авиации серийный самолет вертикальных взлета и посадки — Як-38. Его вооружение составляет до 1,7 т и включает пушки, управляемые и неуправляемые ракеты и авиабомбы. Как и в случае с «Харриером», за горизонтальный полет отвечает основной двигатель с поворотными соплами. Однако для вертикального взлета самолет оборудован дополнительным двигателем, установленным за кабиной. Через его открывающуюся крышку засасывается воздух.

Як-38
Як-38

Палубная «Молния»

Новейший палубный самолет ВМФ США — истребитель F-35 «Лайтнинг» (в переводе — «молния») производства компании «Локхид-Мартин». Его боевая нагрузка составляет 8000 кг, максимальная скорость — около 1900 км/ч. Как и Як-38, этот самолет оборудован дополнительным двигателем для вертикальных взлета и посадки.

F-35 «Лайтнинг»
F-35 «Лайтнинг»



Поделиться ссылкой