Изобретение телефона и предшествующие этому опыты по изучению звука показали возможность записывать, сохранять и воспроизводить звуковую информацию. Попытки создать звукозаписывающий аппарат велись с середины XIX в. В 1887 г. Эмиль Берлинер изобрёл лучший способ звукозаписи и аппарат для её воспроизведения — граммофон.
Понимание того, что звук — это механические колебания, породило идею фиксирования этих колебаний. В 1857 г. французский изобретатель Э.Л. Скотт де Мартенвиль придумал способ графической записи звуковых волн с помощью изобретённого им прибора — фоноавтографа (от греч. «фон» — звук, «автос» — сам, «графо» — пишу). Он состоял из конуса-рупора с чувствительной мембраной, на которой была закреплена игла, и вращаемого вручную закопчённого стеклянного цилиндра. Мембрана фоноавтографа, колеблясь под воздействием звуковых волн, передавала колебания игле, прочерчивающей спиральные метки на копоти вращающегося цилиндра. Скотт де Мартенвиль не предложил способа воспроизводить запись, и фоноавтограф не нашёл практического применения. Но его идея легла в основу всех дальнейших разработок в области звукозаписи.
В 1877 I. Француз Шарль Кро покдал в парижскую Академию наук проект звукозаписывающего аппарата палеофона («звук из прошлого», от греч. «палайос» — древний, (567 «фон» — звук). Кро развил замысел де Мартенвиля, предложив фотохимическим способом засвечивать рисунок, сделанный иглой на закопчённом стекле, и, протравливая бороздки на металлической пластине (как это делал Ж. Ньепс для гелиографии), считывать с неё звуки. Такие долговечные пластины позволяли бы тиражировать записи. Но предложение Кро не нашло поддержки, и палеофон так и не был создан.
В 2008 г. в парижском архиве нашли стеклянный цилиндр со звуковой дорожкой, сделанной Скоттом де Мартенвилем в 1860 г. С рисунка на закопчённом стекле фотохимическим способом была сделана пластина, с которой удалось воспроизвести голос полуторавековой давности — сам де Мартенвиль напевал фрагмент старой французской песенки.
Успешнее сложилась судьба фонографа, созданного в том же 1877 г. Т. Эдисоном. Фонограф записывал звуки иглой, которая, следуя колебаниям мембраны, продавливала на обёрнутой вокруг цилиндра фольге бороздки переменной глубины (впоследствии фольгу сменило покрытие цилиндра воском). С помощью фонографа можно было также прослушать полученную запись. Несмотря на низкое качество звукозаписи и недолговечность бороздок в фольге и воске, фонографы получили довольно широкое распространение.
В 1887 г. работавший в США молодой немецкий инженер Эмиль Берлинер смастерил прибор по описанию Кро. Но вместо стекла он использовал прозрачную плёнку, покрытую смесью мастики и сажи и обёрнутую вокруг вращающегося цилиндра. Процарапав иглой на саже звуковую дорожку, он снял плёнку с цилиндра и рисунок с неё скопировал фотохимическим способом на цинковую пластину. С плоской металлической пластины он воспроизвёл звук устройством, которое назвал граммофоном (от грен. «грамма» — пишу, «фон» — звук).
Продолжив работу над усовершенствованием граммофона, Берлинер заменил цилиндр на плоскую металлическую пластину, покрытую воском. Протравливая процарапанную в воске дорожку, получали выраженный рельеф, читающийся лучше, чем после светокопирования. С пластин, как с матриц, прессовали пластинки из эбонита (продукта вулканизации каучука) и другого природного полимера — шеллака. С одной матрицы получалось до 500 качественных пластинок. Дешёвые, компактные, долговечные (хотя и хрупкие) пластинки Берлинера быстро вытеснили восковые цилиндры Эдисона, и фонограф ушёл в прошлое, уступив место лучше звучащему граммофону.
К 1896 г. механик Э.Р. Джонсон по заказу Берлинера разработал для граммофонов пружинный двигатель, заменивший неравномерное ручное вращение.
В 1913 г. появился патефон — портативный вариант граммофона в переносном чемоданчике с компактным мембранным излучателем звука вместо громоздкого рупора. В 1930-х гг. появился электрофон (проигрыватель), преобразующий механические колебания иглы в электрические колебания, которые, проходя через усилитель, электроакустической системой воспроизводились как звуки.
В 1895 г. изобрели телеграфон — прибор, преобразующий звуковые волны в электромагнитные колебания, записывающиеся на медной проволоке. Большие катушечные магнитофоны, записывающие звуки на проволоку или на магнитную ленту, с начала 1930-х гг. использовались военными и разведчиками. С середины 1930-х гг. магнитофоны стали выпускаться для бытового использования.
В начале 1960-х гг. на смену катушкам начали приходить компактные кассеты. С конца XX в. кассетные магнитофоны стали уступать место цифровым носителям звука.