Флот в царствование Александра I (1801-1825 гг.)

Александр I, по мнению многих его современников и историков, флот не любил, не понимал, судил о нем, по выражению самого императора, «как слепой о красках». Долгое его царствование считается мрачной эпохой в истории русского флота.

Император Всероссийский Александр I Павлович. Дж. Доу. 1826. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музейзаповедник «Петергоф»
Император Всероссийский Александр I Павлович. Дж. Доу. 1826. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф»

Александр I и флот

Отношение императора к флоту выразилось в назначении председателем Комитета образования флота действительного тайного советника и сенатора графа А. Ф. Воронцова, который отрицал необходимость сильного флота для России: «По многим причинам, физическим и локальным, России быть нельзя в числе первенствующих морских держав, да в том ни надобности, ни пользы не предвидится. Прямое могущество и сила наша должна быть в сухопутных войсках...»

Несмотря на это, в бытность императора Александра I русский флот активно, наравне с сухопутной армией, выполнял свои союзнические обязательства, в особенности на Средиземном море. И хотя русские моряки, как и в предыдущих кампаниях, с честью выполнили свой долг, в первой четверти XIX в. в русском парусном флоте наиболее ярко проявились кризисные явления. Впрочем, это была общемировая тенденция.

Вторая Архипелагская экспедиция

Предпосылки

Когда в 1800 г. эскадра Ушакова ушла из Средиземного моря, здесь возник некий вакуум силы. Франция, ставшая с 1804 г. империей во главе с Наполеоном Бонапартом, вела активные завоевательные войны. Многие государства склонялись перед мощью этой европейской державы, некоторые пытались драться.

Особую тревогу в России вызывала недружественная политика Османской империи: дряхлеющая страна нуждалась в средствах и потому готова была поддержать Францию в ее агрессивных устремлениях. Чтобы иметь козыри для успешного ведения новой войны, возникла идея, как и в 1769 г., отправить к средиземноморским берегам Османской империи сильную эскадру Балтийского флота. Командование соединением из 5 линейных кораблей, 1 фрегата и 2 бригов, которое вышло из Кронштадта в сентябре 1805 г., поручили вице-адмиралу Дмитрию Николаевичу Сенявину.

Операция на Средиземном море

В гавани Корфу Сенявин со своей эскадрой соединился и принял под командование уже несущую там службу эскадру контр-адмирала Алексея Самуиловича Грейга, сына выдающегося командующего Балтийским флотом, в составе 6 линейных кораблей, 4 фрегатов, 5 корветов, 1 брига и 1 шхуны.

Русский флот постепенно благодаря блокаде и морскому десанту занял ряд принадлежавших Турции островов в районе Далмации и, как в 1771-1773 гг., установил блокаду пролива Дарданеллы. Однако 6 марта 1806 г. в Стамбуле произошел дворцовый переворот, и новый султан Османской империи Мустафа IV приказал своим адмиралам прорвать блокаду любой ценой.

После более чем годичной подготовки 9 мая 1807 г. турецкий флот в составе 8 линейных кораблей, 6 фрегатов и 55 различных мелких судов под командованием знаменитого алжирского адмирала Саида Али (с Д. Н. Сенявиным он встречался при Калиакрии в 1791 г.) вышел из Стамбула с целью атаковать остров Тенедос, ставший русской базой в Эгеиде.

Сенявин, получив информацию о выдвижении османского флота, на следующий день пошел ему навстречу. В ходе 4-часового сражения вначале на контркурсах, а затем и на параллельных курсах он заставил турок удалиться в проливную зону. Потери противника при этом составили около 2000 человек убитыми и ранеными (против 81 русского) и 3 сильно поврежденных линейных корабля. Несмотря на то, что русская эскадра помешала туркам выполнить свою задачу, победа ее была не окончательной.

Итоги экспедиции

Для Османской империи Вторая Архипелагская экспедиция закончилась очередной сменой власти. Взошедший на престол султан Махмуд II вел своеобразную внешнюю политику — то сотрудничая, то воюя с Россией. Тем не менее, в его честь будет назван 86-пушечный линейный корабль Черноморского флота — один из первых нового (и последнего) поколения русских военных парусников.

Афонское сражение. Знаменитый бой в Дарданеллах

План Дарданелльского сражения. 09.05.1807 г.
План Дарданелльского сражения. 09.05.1807 г.
Афонское сражение 19 июня 1807 г. Копия Т. Трейстера с одноименной картины А. П. Боголюбова. 1853. Центральный военноморской музей, Санкт-Петербург
Афонское сражение 19 июня 1807 г. Копия Т. Трейстера с одноименной картины А. П. Боголюбова. 1853. Центральный военноморской музей, Санкт-Петербург

Эскадра Д. Н. Сенявина вновь столкнулась с флотом Саида Али 19 июня 1807 г. Встреча произошла у полуострова Афон в Эгейском море. При несколько большем численном превосходстве турецкая эскадра обладала артиллерийским преимуществом: 1196 орудий против 754 русских пушек.

Атака

Обогнув Афонский мыс с юга, турки за 4 дня до сражения высадили на Тенедосе свои войска и устремились на запад. Эскадра Сенявина, которая ранее ушла от Тенедоса, 19 июня обнаружила турок, стоящих на якоре между мысом и островом Лемнос. Построившись в правильную линию баталии, русские корабли атаковали неприятеля. Дмитрий Николаевич, памятуя опыт предыдущих сражений с турками, сосредоточил весь огонь своих кораблей на их флагманах. Этого оказалось достаточно, чтобы неприятель покинул место боя.

План Афонского сражения из книги В. Б. Броневского «Записки морского офицера». 1818
План Афонского сражения из книги В. Б. Броневского «Записки морского офицера». 1818

На следующее утро русские корабли догнали турецкую эскадру, однако сразу стало ясно: уловив попутный ветер, она быстро уходила к острову Тасос. Ее линейный корабль и 2 фрегата отстали, и им на перехват направился отряд контр-адмирала Грейга. Тут турки предпочли выбросить свои корабли на берег, чем сдаться.

Итог Афонского сражения был не столько военным, сколько морально-психологическим.

Эпизод Афонского сражения 19 июня 1807 г. (копия). Л. Д. Блинов. XX в. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Эпизод Афонского сражения 19 июня 1807 г. (копия). Л. Д. Блинов. XX в. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург. На переднем плане картины — захваченный турецкий линейный корабль «Владыка морской»

Флот Османской империи в этой кампании более не помышлял о встрече с русскими эскадрами, которые, впрочем, вынуждены были вскоре уйти по условиям Тильзитского мира 1807 г. между Россией и Францией.

Русский флот в научных экспедициях первой половины ХХ в.

Неверно думать, что русский военный флот занимался лишь подготовкой и проведением морских боев и кампаний. Куда значимее стали его научные экспедиции с целью проведения географических исследований. Основные задачи, которые ставило русское военно-морское командование перед военными моряками-географами, — изучение обширной, но малоизведанной в то время акватории Тихого океана, поиск так называемого Южного континента и прямого выхода из Атлантического в Тихий океан на севере. Кроме чисто научного понимания географии Земли, это диктовалось государственными и стратегическими интересами России, а именно возможностью перебрасывать военные корабли с Балтики на Дальний Восток.

Первое кругосветное путешествие

Как это ни парадоксально, но более чем за 100 лет существования русского военного флота его корабли ни разу не обошли вокруг земного шара, хотя еще при Екатерине Великой морские офицеры стремились организовать кругосветное путешествие. В 1787 г. молодой талантливый офицер (в 30 лет уже капитан I ранга) Григорий Иванович Муловский (1757— 1789) был назначен императрицей Екатериной Алексеевной начальником отряда из 4 кораблей и судов, подготовленного для первого русского кругосветного путешествия. Выбор в пользу капитана объяснялся его отличными характеристиками офицера, профессиональной компетенцией и владением иностранными языками. Осуществить предприятие не удалось, поскольку Муловский героически погиб во время сражения при Эланде.

На линейном корабле «Мстислав», которым командовал Муловский в своем последнем бою, в чине лейтенанта флота служил такой же грамотный и пытливый, как и командир, Иван Фёдорович Крузенштерн (1770-1846). Спустя 4 года он стажировался в английском флоте и, находясь в Тихом океане, пришел к выводу о необходимости русской торговли в Ост-Индии. Для этого нужно было открыть соответствующий маршрут, расстояния которого поражали воображение, — фактически речь шла о кругосветном путешествии.

Портрет Ивана Фёдоровича Крузенштерна. И. Ф. Вайч «Паша». Ок. 1808. Центральная библиотека Цюриха, Швейцария
Портрет Ивана Фёдоровича Крузенштерна. И. Ф. Вайч «Паша». Ок. 1808. Центральная библиотека Цюриха, Швейцария
Портрет Ю. Ф. Лисянского. В. Л. Боровиковский. 1810
Портрет Ю. Ф. Лисянского. В. Л. Боровиковский. 1810. Историки до сих пор спорят о роли этого уроженца Украины в организации Первой русской кругосветной экспедиции, часто отдавая именно ему, а не Крузенштерну пальму первенства

Вернувшись на Родину, Крузенштерн подал в 1799 г. прошение императору Павлу I, но получил отказ. Через 3 года с аналогичным проектом выступила Российская Императорская Академия наук, и новый император Александр I утвердил его.

Для экспедиции командование Балтийского флота снарядило 20-пушечные шлюпы «Надежда» (под командованием Крузенштерна) и «Нева» (его возглавил капитан I ранга Юрий Фёдорович Лисянский), и 27 июля 1803 г. военно-научный корабельный отряд вышел из Кронштадта. Двигаясь на юг Атлантики, экспедиция 20 февраля 1804 г. обогнула мыс Горн и вышла в Тихий океан. Далее корабли пошли на север, описывая берега Камчатки, Курильских островов и Сахалина, который долгое время считался частью материка.

Шлюп «Нева» в гавани Святого Павла на острове Кадьяк. Гравюра И. Кларка по рисунку Ю. Ф. Лисянского. 1814
Шлюп «Нева» в гавани Святого Павла на острове Кадьяк. Гравюра И. Кларка по рисунку Ю. Ф. Лисянского. 1814

Лишь 7 августа 1806 г. экспедиция вернулась в Кронштадт.

Экспедиция Коцебу

Достигнутые отрядом Крузенштерна результаты следовало закрепить и усилить, а потому Российская Академия наук и командование Балтийского флота начали готовить новую экспедицию. Ее начальником стал опытный штурман, капитан I ранга Балтийского флота Отто Евстафьевич Коцебу. Ему, правда, выделили только 1 корабль — 8-пушечный бриг «Рюрик».

Карта плавания О. Е. Коцебу на шлюпе «Предприятие». 1823–1826 гг.
Карта плавания О. Е. Коцебу на шлюпе «Предприятие». 1823–1826 гг.

Одной из главнейших задач Второй кругосветной (1815-1818) экспедиции явился поиск пути из Тихого океана в Атлантический — от Берингова пролива на восток, вдоль северного побережья Северной Америки. Второстепенным же было изучение тропической части Тихого океана.

Выполняя первую задачу и пройдя Беринговым проливом с последующим направлением вдоль Аляски, Коцебу обнаружил, что ее берег поворачивает к востоку, и решил, что достиг северной оконечности Америки, а значит, здесь начинается проход в Атлантический океан. Затем выяснилось, что это большой залив, который впоследствии получил название в честь своего первооткрывателя. Отсюда бриг «Рюрик» повернул в обратный путь к берегам Азии. За время плавания в Тихом океане было открыто беспрецедентное количество островов — 399, а в январе 1817 г. обнаружен новый архипелаг, названный начальником экспедиции в честь Румянцева.

Первая русская антарктическая экспедиция

Гипотеза о существовании «Терра аустралис инкогнита» («Неведомая Южная земля») была выдвинута географами Древнего мира и поддерживалась учеными Средних веков. Начиная с XVI в. эту землю помещали на картах в районе Южного полюса. Поиски ее безуспешно вели португальцы Бартоломеу Диаш (1487-1488) и Фернан Магеллан (1520), голландец Абел Янсзон Тасман (1644), англичанин Джеймс Кук (1772-1775).

Предложение об организации русской экспедиции к Южному континенту впервые внес 31 марта 1819 г. Крузенштерн. Его авторитет в научных и морских кругах России был столь велик, что морской министр Иван Иванович де Траверсе незамедлительно распорядился начать подготовку к путешествию. Цель экспедиции ставилась чисто научная — раз и навсегда доказать или опровергнуть суждения о Неведомой Южной земле. Однако в начале XIX в. существовало представление о Неведомой Северной земле (в русской вариации — Земля Санникова), а потому одновременно готовились экспедиции на север и юг. Причем проводить их должны были отряды шлюпов по 2 единицы в каждом.

После длительной и тщательной подготовки 3 июля 1819 г. из Кронштадта вышли сразу 2 научные экспедиции. Первая выдвинулась в северную часть Тихого океана для определения прохода через Берингов пролив в Атлантический океан. Вторая экспедиция, названная впоследствии Первой русской антарктической, направилась в южную часть Атлантики. Она состояла из новейших шлюпов — 20-пушечного «Восток» и 28-пушечного «Мирный». Это были прочные, мореходные, вместительные, весьма маневренные и неплохо вооруженные легкие парусные крейсеры, построенные в 1818 г. на верфях в Петербурге и в Лодейном Поле. «Восток» имел водоизмещение 900 т и экипаж 117 человек, тогда как у «Мирного» несколько меньше — 530 т и 73 человека команды.

Шлюпом «Восток» командовал капитан II ранга Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778-1852) (он же являлся начальником экспедиции и имел большой опыт дальних морских плаваний), «Мирным» — лейтенант Михаил Петрович Лазарев (1788-1851) (будущий адмирал и командующий Черноморским флотом, за плечами которого также был немалый опыт дальних плаваний, в том числе и в составе английского флота). Экипажи этих кораблей состояли из опытных военных моряков.

Начальный этап экспедиции проходил по знакомому русским морякам маршруту — через Копенгаген, Портсмут, Санта-Крус на острове Тенерифе и Рио-де-Жанейро. Выйдя в антарктические воды, «Восток» и «Мирный» произвели гидрографическую съемку берегов острова Южная Георгия. Далее на морских и географических картах появляются мысы, заливы и острова, которые будут названы в честь офицеров — участников уникальной экспедиции: Парядина, Демидова, Лескова, Торсона, Завадовского. Новая гряда островов получила имя тогдашнего морского министра России де Траверсе.

Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов открытой ими Антарктиды в январе 1820 г. М. М. Семёнов. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов открытой ими Антарктиды в январе 1820 г. М. М. Семёнов. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Двигаясь во льдах и эффектно уклоняясь от айсбергов, оба корабля 4 января 1820 г. достигли наиболее южной точки своего путешествия — 69° 53' южной широты и 92° 19' западной долготы, в результате чего было доказано существование ранее не известного южного материка, названного Антарктидой.

Русские моряки экспедиции Беллинсгаузена находились в этом районе до середины февраля, еще дважды достигая берегов Антарктиды, и полностью обошли материк. Кроме него, экспедиция Беллинсгаузена — Лазарева открыла 29 островов и одну коралловую мель, уточнив положение еще нескольких островов.

Памятник адмиралу Ф. Ф. Беллинсгаузену в Кронштадте
Памятник адмиралу Ф. Ф. Беллинсгаузену в Кронштадте

С наступлением антарктической осени оба корабля отправились на кратковременный отдых и ремонт в Сидней, а 8 мая 1820 г. вновь вышли в море, на этот раз в тропическую часть Тихого океана. В архипелаге Туамоту была открыта новая группа островов, названных начальником экспедиции островами Россиян. Каждый из них получил имя одного из известных русских полководцев, флотоводцев и мореплавателей — Кутузова, Ермолова, Барклая де Толли, Раевского, Волконского, Лазарева, Грейга, Чичагова. В архипелаге Кука был открыт остров Восток, названный в честь флагмана экспедиции, а в районе архипелага Фиджи — острова Михайлова и Симонова.

После тщательной подготовки корабли экспедиции 31 октября 1820 г. вновь вошли из Сиднея в воды Антарктики. Лавируя среди многочисленных айсбергов и льдин, русские шлюпы 13 декабря впервые в истории пересекли Южный полярный круг, а 10 января 1821 г. ими был открыт большой остров, получивший название основателя российского военного флота Петра I. Через неделю корабли вышли к гористому берегу Антарктиды, назвав его в честь правящего российского императора — Земля Александра I. Направляясь на север, у Южных Шетлендских островов участники экспедиции открыли и описали 2 архипелага. Их острова были названы в честь побед русской армии в Отечественной войне 1812 г. и заграничном походе русской армии 1813-1814 гг. — Бородино, Малый Ярославец, Смоленск, Полоцк, Лейпциг и Березина.

Экипажи обоих шлюпов провели в плавании 751 день, из них 535 дней поход проходил в Южном полушарии, а 100 — во льдах. За Южным полярным кругом «Восток» и «Мирный» оказывались 6 раз. И это несмотря на то, что шлюпы в силу своих небольших размеров мало подходили для такого тяжелого плавания. Но благодаря добротной постройке и прекрасному снаряжению свою задачу они выполнили блестяще. Более приспособленный к экспедиции такого рода французский корвет «Астролябия» и близко не добился результатов, каких достигли русские шлюпы новейших типов. Кроме того, выявилась отличная профессиональная подготовка русских моряков, особенно штурманов. За 100 дней пребывания во льдах, несмотря на шквальные и порывистые ветры, сильное волнение, многочисленные навигационные опасности и порой плохую видимость, русские корабли ни разу не потеряли друг друга из виду. Летом 1821 г. оба шлюпа практически неповрежденными вернулись в Кронштадт, где их торжественно встретил сам император Александр I.

Шлюпы «Восток» и «Мирный» на памятных монетах 1994 г.
Шлюпы «Восток» и «Мирный» на памятных монетах 1994 г. Банка России, посвященных Первой русской антарктической экспедиции. Несмотря на нумизматическую условность, знаменитые русские военно-экспедиционные суда и их поход к шестому материку переданы достаточно точно

В 1831 г. была издана книга Беллинсгаузена «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820, 1821 годов на шлюпах „Восток" и „Мирный" с приложением атласа».

По продолжительности плавания в столь отдаленных высоких южных широтах, протяженности обследованных районов, настойчивости и упорству в достижении намеченных целей русская антарктическая экспедиция до сих пор не имеет себе равных. Результаты ее научных и океанографических поисков превзошли все ожидания. Были опровергнуты мрачные прогнозы Кука о том, что Южной земли либо нет, либо попасть на нее невозможно, на карты нанесены новый материк и многочисленные острова. Впервые в истории результаты наблюдений дали возможность определить местоположение Южного магнитного полюса. И все это на деревянных парусных кораблях размерами, не превышающими современный катер.



Поделиться ссылкой