Главное отличие военного корабля от гражданского — наличие на его борту оружия. Вооружением современных военных кораблей являются пушки, ракеты, торпеды и боевые самолеты. В те времена, когда не существовало авиации и огнестрельного оружия, использовались метательные машины, на палубах размещались абордажные отряды.
Взять вражеское судно на абордаж — это значит плотно сцепиться с противником бортами и высадить на него отряд матросов для боя и завоевания. Эти моряки называются абордажным отрядом.
Основным движителем первых кораблей была мускульная сила гребцов, которые работали веслами. Древнегреческую трирему относят к гребным судам. В качестве орудия использовался таран, установленный на носу, на борту размещались воины.
В северных странах Европы в Средние века строились одномачтовые когги. Слово «когг» родственно немецкому «кугель», что в переводе означает «шар». Так его назвали из-за округлой формы корпуса. Борта коггов были зубчатыми — как стены средневековых крепостей.
На коггах имелись абордажные команды.
Со временем количество мачт на боевых суднах увеличилось до 3—4 единиц. И что самое главное — пушки стали устанавливаться не на палубе, как у коггов, а внутри корпуса. Пушки стреляли через специальные прорези на бортах — орудийные порты.
Человек научился виртуозно использовать паруса, надуваемые ветром — этим вечным двигателем бесконечной мощности. До появления судового двигателя кораблестроители сооружали огромные парусные боевые корабли, артиллерия которых располагалась на нескольких этажах.
Основой классификации парусных кораблей стало количество пушек, размещенных на так называемых батарейных палубах. Линейные корабли первого ранга (1) имели водоизмещение более 2000 т и брали на борт более 100 пушек. Ко второму рангу (2) относились линейные корабли водоизмещением 1500—2000 т с 86—100 пушками, к третьему рангу (3) — водоизмещением 600—1500 т с 60—86 пушками. Корабли четвертого ранга относились к фрегатам, а пятого — к корветам. Фрегаты (4) несли до 60 пушек, корветы (5) — до 30. Существовали во флотах мира и корабли шестого ранга (6).
Эти совсем небольшие суда имели на борту не более 10 пушек и применялись в качестве посыльных.
Появление на кораблях двигательной установки позволило им плавать куда угодно вне зависимости от направлений ветра или водного течения. Тогда стали создаваться броненосцы — корабли из стали, а не из дерева, обшитые броней. Под броню стали прятать и артиллерию.
До появления авианосцев крупнейшими судами, состоящими на вооружении военно-морских флотов (ВМФ) морских держав, были линкоры (сокращение от «линейные корабли»). Основное оружие линкора — это мощнейшие дальнобойные пушки. Они стреляют на десятки километров!
Со временем место тяжелых малоподвижных броненосцев заняли крейсеры. Это скоростные высокоманевренные боевые суда с довольно мощным вооружением. Основное предназначение крейсера — рейды по тылам противника и молниеносные атаки.
Самое популярное оружие современных кораблей — ракеты. На нынешних крейсерах совсем немного пушек, к тому же они считаются вспомогательным оружием. Зато на корме и носу появились многочисленные установки ракет различного типа (противокорабельные, противолодочные, противосамолетные и прочие).
Крупнейшим типом военных судов являются авианосцы. На них совсем мало артиллерии, главным оружием авианосца являются боевые самолеты.