Каравелла Колумба

Освоение компаса и развитие картографии, ставшие возможным с изобретением печатного станка, открыли новые перспективы для мореплавания. Для дальних путешествий нужны были быстрые, манёвренные, прочные и вместительные суда, не нуждающиеся в гребцах и не зависящие от направления ветра. Такими судами стали каравеллы, на них путешествовали все главные герои эпохи Великих географических открытий: Колумб в 1492-1493 гг., Васко да Гама в 14971498 гг., Америго Веспуччи в 1498-1502 гг., Магеллан в 1519-1522 гг.

Каравелла (каракка) «Санта — Мария». 1492 г.
Каравелла (каракка) «Санта — Мария». 1492 г.

Каракка и две каравеллы

Каравелла — это корабль нового типа, способный преодолеть океан. Под «каравеллой» здесь понимается несколько типов судов XV-XVI вв. для долгих морских экспедиций. Их общее устройство рассмотрим на примере «Санта-Марии» — флагманского корабля Х. Колумба, на котором была открыта Америка.

Строго говоря, «Санта-Мария» — это каракка, судно крупнее каравеллы, но устроенное сходно с ней. В экспедиции Колумба к берегам Америки участвовали и две каравеллы — «Пинта» и «Нинья». «Санта-Мария» разбилась у берегов Америки, ни одного её подлинного изображения не сохранилось, и её облик воссоздают по описаниям.

Больше парусов

Каравелла собрала все достижения судостроения предшествующих веков. В её парусном вооружении обычно сочетаются прямые и косые (латинские) паруса. Треугольным латинским парусом удобно «ловить ветер». Его устанавливали не поперек, а почти вдоль ветра. Он «чувствовал» дуновение даже самого лёгкого ветерка, позволял идти круче к ветру и облегчил маневрирование. У небольших каравелл-латина были только латинские паруса.

Однако такие паруса не создавали ветру достаточной площади упора для передвижения тяжёлого судна. Поэтому на крупных каравеллах-редонда и каракках в дополнение к латинскому парусу на бизани (кормовой мачте) на остальных мачтах ставили прямые четырёхугольные паруса с большой площадью упора для ветра. Каравелле в дальних переходах нужна была скорость, и её наращивали за счёт увеличения площади парусов. Но с большим парусом трудно управляться, и в шторм, если его вовремя не свернуть, он может сломать мачту. Тогда придумали вместо одного большого паруса на одной мачте ставить два паруса той же общей площадью. Паруса стали меньше и легче, и для управления ими требовалось меньше моряков, что позволило сократить экипаж.

Санта — Мария
«Санта — Мария»

Руль и румпель

Движение древних кораблей направляли парой больших рулевых вёсел с двух сторон кормы. Но на большом корабле рулевых гребцов на двух бортах разделяет несколько метров, и им трудно управлять веслами синхронно. В XIII в. стали пользоваться одним рулевым веслом на правом борту. Но при боковых ветрах судно под напором ветра кренилось то на левый, то на правый борт, и рулевое весло либо погружалось слишком глубоко в воду и им нельзя было управлять, либо вообще не доставало до воды.

Тогда руль, наполовину погружённый в воду, поместили по центру, строго за кормой. Древко и лопасть (перо) руля крепили на петлях к кормовому выступу киля и поворачивали наподобие двери. На древко надевали румпель (рукоятку), проходящий в отверстие борта на высоте палубы. Поворачивая румпель, управляли рулём. Для облегчения управления руль в конце XVI в. стали поворачивать штурвалом, связанным с румпелем тросовой передачей.




Поделиться ссылкой