Киевская ладья

Киевская, или русская, боевая морская ладья — единственный тип древнерусского боевого корабля — представляла собой обычную большую лодку, размеры которой позволяли свободно ходить по всему Чёрному морю даже в период сильных осенне-зимних штормов. Это было деревянное остроднищевое гребно-парусное судно с 1–2 рулевыми веслами. На съемной мачте поднимался единственный прямой парус большой площади. Он использовался, как правило, в качестве вспомогательного средства движения. Основным же были 8–12 пар весел, каждым манипулировал один гребец-воин.

Ладья у памятного камня в честь основания города Белозерска
Ладья у памятного камня в честь основания города Белозерска в 862 г. Фотография блестяще дает представление о конструкции корпуса знаменитой древнерусской ладьи

В открытом море и при попутном ветре даже полностью загруженная киевская ладья могла идти со скоростью около 11 узлов и при одновременной работе паруса и гребцов не уступать в скорости знаменитым византийским дромонам (кораблям-«бегунам»).

Характеристики

  • Длина/ширина: 16–25 м/3–4 м.
  • Осадка/водоизмещение: 1,2 м/200 т.
  • Скорость на веслах/под парусом: 7/11 узлов.
  • Грузоподъемность: 16 т. Экипаж: 40–60 чел.
  • Вооружение: личное оружие воинов.

Вооружение и защита

Военное снаряжение русской ладьи ограничивалось оружием ее экипажа, которое в морском бою могла применять лишь половина воинов (остальные работали на веслах). Для дополнительной защиты людей, сидящих на весельных банках, по бортам развешивались большие грушевидные щиты, выступающие за их кромки.

Конструкция

Конструкция киевской ладьи была примитивной. К килю (цельное бревно или расколотый надвое ствол многолетнего дерева) продольными и поперечными кромками крепились шпангоуты, а к ним — грубо отесанные доски обшивки. Палубы как таковой не было. Между внутренними частями бортов ставились весельные банки, правда, не прямо на днищевую поверхность, а несколько выше. Это позволяло гребцам сидеть достаточно высоко над водой, а место под банками служило своеобразным трюмом. Лишь в оконечностях имелась так называемая слань (полупалуба). Она была достаточно просторной и в ходе морского боя могла использоваться как абордажная площадка. В кормовой размещался рулевой, а в носовой — впередсмотрящий.

Реконструкция ладьи так называемого северного типа на реке Волхов
Реконструкция ладьи так называемого северного типа на реке Волхов, Новгородская область. Такие суда были наиболее распространены в Древней Руси благодаря легкости конструкции и малым размерам. Платой за это были куда меньшие срок службы и вместимость, худшие прочность и скорость

В случае плохой погоды над внутренней поверхностью ладьи монтировали своеобразный шалаш, для чего снимали мачту либо передние и задние небольшие навесы. Примитивизм и легкость конструкции киевской ладьи позволяли экипажу при необходимости быстро выгрузить из нее все, вытянуть на берег и даже перетащить по суше волоком или ставить на переволоку — специально сделанный настил из не скрепленных между собой бревен.




Поделиться ссылкой