Первые шаги советского флота. 1917—1920 гг.

Первая мировая война не стала победной для российского флота. В начале, казалось бы, финальной ее операции на Чёрном море — Константинопольского десанта — в стране вспыхнула Февральская революция. Однако война продолжалась, только теперь добавился внутренний фронт. Разагитированные разными политическими силами моряки видели корень многих своих проблем в офицерах — их гнали с кораблей, поднимали на штыки, унижали как представителей того режима, который ввел Россию и народ в пучину военных бедствий и голода. Как следствие, фактически одержавший победу на своем театре Черноморский флот в одночасье стал сдавать позиции, а менее активный, но уже революционный Балтийский к ужасу постоянно менявшихся руководителей оказался лицом к лицу почти со всем кайзеровским флотом.

Моонзундская эпопея

Карта похода Кайзеровского флота к архипелагу Моонзунд. Сентябрь — октябрь, 1917 г.
Карта похода Кайзеровского флота к архипелагу Моонзунд. Сентябрь — октябрь, 1917 г.

К началу октября 1917 г. в Германском генштабе поняли: внутриполитическая ситуация в Российской империи самым фатальным образом повлияла на боеспособность русской армии и флота. Значит, есть неплохой шанс одним мощным ударом — захватом Петрограда — выбить Россию из войны. Вот только на пути к этой цели по-прежнему стоял Балтийский флот. Конечно, немцы были прекрасно осведомлены о беспорядках на русских кораблях, в батареях и штабах, однако они также знали, что подступы к Финскому заливу надежно защищены многочисленными минными заграждениями под прикрытием мощных береговых батарей.

Операция «Альбион»

Для захвата российской столицы кайзеровский штаб разработал комбинированную сухопутно-морскую операцию «Альбион». Чтобы не попасть на русские минно-артиллерийские позиции, германское командование решило высадить 24-тысячный десант на Моонзундские острова и, используя их как плацдарм, провести выброску сухопутных частей далее — на побережье Эстонии. Оттуда уже за один переход планировалось овладеть Петроградом либо прорваться флотом с десантом в Финский залив, обойдя русские минные линии с тыла по Ирбенскому и Моонзундскому проливам. Операция должна была быть масштабной, с привлечением чуть ли не всего кайзеровского флота — 10 линкоров, 1 броненосец, 9 легких крейсеров, 57 эсминцев, 94 тральщика, 40 транспортов и т. д.

Немцы действительно 29 сентября высадились на главном острове архипелага Эзеле (Сааремаа) и вошли в Ирбенский пролив. Но здесь на пути кайзеровским морякам стали батареи мыса Церель и корабли минной дивизии Балтийского флота под командованием контр-адмирала Георгия Карловича Старка. Противодействия боевых российских кораблей, многие команды которых были уже большевизированы, немцы не ожидали. И хотя 30 сентября в бою на Кассарском плёсе германские моряки в целом победили (минная дивизия потеряла 4 корабля), в проливе Мо- онзунд их ожидал новый сюрприз — линкоры (бывшие эскадренные броненосцы) «Слава» и «Цесаревич», к тому времени переименованный в «Гражданин».

Германские войска высаживаются на острове Эзель. 1917
Германские войска высаживаются на острове Эзель. 1917

4 октября 1917 г. «Слава» выдержал артиллерийскую дуэль почти со всем германским флотом, получил тяжелые повреждения и был притоплен экипажем на фарватере. «Гражданин» обстрелял уже частично разбитые батареи Моонзундского архипелага и прикрыл уход кораблей Балтфлота в Кронштадт.

Немцы были обескуражены. Потеряв 12 эсминцев и тральщиков (они были потоплены), 3 линкора, крейсер и 13 эсминцев (повреждены) и заняв Моонзундские острова, они поняли: прорыв в Финский залив будет стоить им еще дороже и взять Петроград вряд ли удастся. Потому 7 октября их флот ушел в свои базы. Так прославленный Балтийский флот начал свою службу делу революции.

Линкор «Слава», сильно поврежденный, брошенный, лежащий на грунте в проливе Моонзунд. 1917
Линкор «Слава», сильно поврежденный, брошенный, лежащий на грунте в проливе Моонзунд. 1917

Рождение советского флота

Вечером 24 октября 1917 г. на яхте «Полярная звезда», стоявшей в Гельсингфорсе, была принята радиограмма: «Центробалт. Дыбенко. Высылай устав. Свердлов». За лаконичными строками — приказ Центральному комитету Балтийского флота, революционному руководящему органу, от секретаря ЦК РСДРП(б) Я. М. Свердлова о начале действий моряков по свержению Временного правительства.

Крейсер «Аврора» у стенки Франко-русского завода в Петрограде. 1917. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ
Крейсер «Аврора» у стенки Франко-русского завода в Петрограде. 1917. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ. За несколько часов до легендарного выстрела

В исполнение этого приказа на следующий день в Неву вошло 15 кораблей Балтийского флота, получивших в дальнейшем название эскадры Октября. Одновременно в Петроград из Ревеля и Гельсингфорса по железной дороге отправилось 5000 моряков. В 21:40 с носового орудия крейсера «Аврора» прозвучал холостой выстрел, ставший сигналом к событию, получившему название Великая Октябрьская социалистическая революция.

Балтийцы в числе первых штурмовали резиденцию Временного правительства — Зимний дворец. На следующий день моряки «Авроры» били своими прикладами бочки с вином, спуская их содержимое в Неву, а на английской эскадре, стоявшей в Финском заливе, увидев шедшие в море красные воды Невы, ужаснулись «зверствам» большевиков.

В начале 1918 г. балтийцы разбивали уже не бочки с вином, а матрицы буквы «ять» в типографиях. Так по личному приказу В. И. Ленина штыки и приклады революционно настроенных моряков поработали на благо русской филологии.

В боях с интервентами

В начале марта 1918 г. Советская Россия и Германская империя заключили Брестский мир. По нему кайзеровская Германия получала Украину с Крымом, Белоруссию, Прибалтику и часть Европейской России. Одновременно Германия де-факто распространяла свое влияние на ставшие уже независимыми республики Закавказья и Финляндию. Руководством обеих стран Брестский мир рассматривался исключительно как временная мера. Германия стремилась быстро овладеть огромными ресурсами указанных территорий, бросив их как на ликвидацию возникшего в стране голода, так и в промышленность, чтобы сосредоточить все военные усилия на Западном фронте и выиграть войну с Антантой. Большевикам, пришедшим к власти в бывшей Российской империи, этот мир нужен был для аккумулирования всех военных и экономических ресурсов с целью ликвидации контрреволюции.

Как Балтийский, так и Черноморский флот становились заложниками далеко не выгодной для страны внешней политики. Главные базы двух флотов с их кораблями, батареями, арсеналами и верфями попадали бы под контроль Германии. Конечно, флот — это прежде всего моряки, боеспособность и преданность революции которых теперь были остро востребованы на сухопутных фронтах. Но корабли...

Ледовый поход

Чтобы не дать возможность Германии захватить корабли Балтийского флота, уже в феврале 1918 г. стал готовиться план их перебазирования из Гельсингфорса в Кронштадт. 12 марта оттуда вышли 4 линкора и 3 крейсера в сопровождении 2 ледоколов. Этот отряд, преодолев 180 миль сплошного (толщиной 75 см) льда, благополучно прибыл в Кронштадт 17 марта. Почти по тому же маршруту 4 апреля вышел второй отряд — 2 линкора, 2 крейсера, 2 подводные лодки. Только теперь путь кораблям Балтфлота осложняла не только природа (подводная лодка «Рысь» получила повреждения корпуса льдом и вернулась в Гельсингфорс), но и противник. Захватив ледоколы «Тармо» и «Волынец», белые не только лишили советских моряков возможности провести основные корабли во льдах, но и, обстреливая с ледоколов второй отряд, попытались закрыть ему дорогу в Кронштадт. Однако ледокол «Ермак» (спроектирован адмиралом Макаровым), вышедший оттуда навстречу отряду в сопровождении крейсера «Рюрик», смог выручить второй отряд.

Ледовый поход кораблей Балтийского флота. 1918
Ледовый поход кораблей Балтийского флота. 1918

Наконец, 7-11 апреля в Кронштадт направился третий отряд кораблей Балтийского флота — 45 эсминцев, 3 миноносца, 5 минных заградителей, 6 тральщиков, 11 сторожевиков, 10 подводных лодок и 81 вспомогательное судно в сопровождении 4 ледоколов, — который без потерь прибыл в место новой дислокации 20-го числа. Примечательно, что этот отряд выходил в море в момент, когда к Гельсингфорсу рвались немецкие войска, которые, взяв 14 апреля город, обнаружили бывшую главную базу Балтийского флота пустой.

Таким образом, первая стратегическая операция уже советского Балтийского флота, получившая название Ледовый поход, была успешно завершена. Вот только сразу же по ее окончании который уже раз в истории сработал принцип: «Революция пожирает своих детей». Командующий флотом Алексей Михайлович Щастный был обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян, став, по сути, первой жертвой красного террора.

Ледокол «Ермак» на советской почтовой марке
Ледокол «Ермак» на советской почтовой марке

Судьба черноморских кораблей

Увести корабли Черноморского флота было некуда. Севастополь быстро оказался в руках германских интервентов, и те боевые суда, что сумели оттуда уйти в Новороссийск, могли попасть к белым. Потому 17-18 июня 1918 г. основные корабли Черноморского флота были затоплены на дне Цемесской бухты собственными экипажами, которые подняли красные флаги и подали ими сигнал: «Погибаю, но не сдаюсь!» Корабли, команды которых отказались выполнить приказ Ленина, — линкор «Воля» и 7 эсминцев — отправились в немецкий плен. В это время на провожавшем их эсминце «Керчь» взвился сигнал: «Судам, идущим в Севастополь. Позор изменникам России».

Линейный корабль «Воля» уходит из Новороссийска в Севастополь. 17 июня 1918 г. Иллюстрация из книги Р. М. Мельникова «Линейные корабли типа «„Императрица Мария”». 1993
Линейный корабль «Воля» уходит из Новороссийска в Севастополь. 17 июня 1918 г. Иллюстрация из книги Р. М. Мельникова «Линейные корабли типа «„Императрица Мария”». 1993. На переднем плане корма эскадренного миноносца «Керчь»

Оставшиеся корабли Черноморского флота в течение ближайших двух лет неоднократно сменят хозяев — немцы, англичане, белогвардейцы, украинская Директория. Немногим из них придется повоевать в Гражданской войне, а те, кто под Андреевским флагом (Белого движения) в ее горниле выживет, уйдут с генералом Врангелем в далекую Бизерту, где в 1924 г. окончательно спустят прославленный флаг.

Огненная Балтика

19 ноября 1918 г. финская береговая батарея обстреляла минный заградитель «Нарова», за что на следующий день была уничтожена огнем кронштадтского форта Красная Горка, а 28 ноября в Финский залив вошла британская эскадра контр-адмирала Э. Александра-Синклера в составе 5 крейсеров, 9 эсминцев, тральщиков и транспорта «для оказания поддержки молодым государствам Прибалтики». Что это за поддержка, стало ясно очень быстро — англичане передавали оружие эстонцам и с кораблей обстреливали позиции молодой Красной армии. Довольно скоро за это пришлось поплатиться — 5 декабря у острова Даго на мине подорвался и за 20 минут затонул британский легкий крейсер «Кассандра».

Подводные лодки L52, L22, L20 и L6 в Госпорте (графство Гэмпшир, Великобритания). 1933
Подводные лодки L52, L22, L20 и L6 в Госпорте (графство Гэмпшир, Великобритания). 1933

Впрочем, небольшой успех окрылил первых военморов во главе с Фёдором Фёдоровичем Раскольниковым, первым комиссаром и командующим флотом в годы Гражданской войны. 23 декабря в море вышло ядро Красного Балтийского флота — линкор «Андрей Первозванный», крейсер «Олег» и эсминцы «Азард», «Спартак», «Автроил» — на поддержку революционного Ревеля. Но уже 26-27 декабря британские корабли обнаружили и навязали бой на преследовании сначала «Спартаку», а через день «Автроилу». Их плохо подготовленные командиры (вчерашние матросы) не только не ответили англичанам должным образом, но и посадили свои корабли на мель. После этого случая советское руководство стало спешно возвращать на флот подготовленных морских офицеров и доверять им командование как флотом, так и отдельными кораблями. На базе знаменитого Морского кадетского корпуса вскоре было открыто Высшее военно-морское училище, получившее имя советского полководца Михаила Васильевича Фрунзе и ставшее главной кузницей кадров советского флота.

Первые победы советского флота

К лету 1919 г. британская эскадра уже фактически контролировала все Балтийское море. Иное дело, что в Кронштадте по-прежнему находилась основная масса кораблей Красного Балтийского флота. Конечно, их боеспособность не могла быть максимальной, поскольку корабли долго не ремонтировались, довольно интенсивно использовались (особенно эсминцы и минные заградители), их команды не были полностью укомплектованы — более половины балтийских моряков ушло на сухопутный фронт или на многочисленные речные флотилии, да и революционный хаос по-прежнему царил среди членов их экипажей. Но даже при таких обстоятельствах это была мощная сила, защищающая колыбель революции — Петроград. В нем уже не было советского правительства — оно переехало в Москву, но взятие Петрограда было главнейшей целью белых на северо-западе России. Их, равно как и армии молодых прибалтийских государств, поддерживали англичане, постоянно наращивая численность эскадры и доведя ее до 100 вымпелов.

Балтийские моряки прекрасно осознавали английскую мощь и держали сухим порох в пороховницах, что не замедлило сказаться. Патрульные эскадренные миноносцы «Азард» и «Гавриил» обнаружили 4 июня в Копорском заливе неизвестную подводную лодку и эсминец. Субмарина стала экстренно погружаться, а ее надводный напарник — уходить к своей эскадре. Командиры советских кораблей не стали преследовать врага, а повернули назад, под защиту минных банок и орудий линкора «Петропавловск». Английские подводники решили помешать этому, выпустив по советским эсминцам веером 2 торпеды. Сигнальщики балтийских кораблей своевременно заметили их следы — «Гавриил» и «Азард» принялись интенсивно маневрировать, уклоняясь от торпед. Через несколько минут британская подлодка всплыла и тут же оказалась по носу «Азарда». Его комендоры дали несколько залпов — английская субмарина стала быстро идти под воду. Вскоре раздался глухой взрыв (течение снесло подлодку на свою же мину). Лишь позже выяснилось, что советские эсминцы потопили новейшую британскую подводную лодку L-55. В 1928 г. она была обнаружена тральщиками, поднята и после ремонта введена в состав Краснознаменного Балтийского флота под обозначением Л-55.

Через 1,5 месяца отличились и комендоры «Гавриила». В предрассветной мгле 18 августа английское командование попыталось одним махом уничтожить ядро Балтийского флота в Кронштадте. Тогда под прикрытием воздушной бомбардировки (к ним балтийцы уже привыкли, поскольку обстрелы случались часто, но теперь это были 12 самолетов с авианосца «Виндиктив») в гавань Кронштадта прорвались английские торпедные катера. Их торпедами был поврежден линкор «Андрей Первозванный» и старый крейсер «Память Азова». На выходе из атаки артиллеристы «Гавриила» за 2 минуты потопили 3 торпедных катера. Это был первый в истории случай успешного отражения боевым кораблем атаки скоростных катеров, да еще в условиях почти нулевой видимости и борьбы с воздушными целями (зенитчики советского эсминца умудрились тогда сбить британский самолет).

Победную точку в боях на Балтике поставил экипаж советской подводной лодки «Пантера» под командованием А. Н. Бахтина. В Копорском заливе 31 августа был обнаружен и после 2-часового маневрирования двухторпедным залпом атакован и потоплен новейший британский эсминец «Виттория». Данный эпизод открыл боевой счет советских подводников.

Потопление подводной лодкой «Пантера» английского эскадренного миноносца «Виттория» 31 августа 1919 г. Н. Е. Бубликов, Г. В. Горшков. 1939. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Потопление подводной лодкой «Пантера» английского эскадренного миноносца «Виттория» 31 августа 1919 г. Н. Е. Бубликов, Г. В. Горшков. 1939. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Несмотря на то, что британская эскадра пребывала на Балтике до конца 1919 г., прямых успехов она не имела (случай, когда 21 октября в Копорском заливе на минах погибли советские эсминцы «Гавриил», «Константин» и «Свобода», довольно трудно отнести на счет англичан). Британцы так и не смогли нейтрализовать Красный Балтийский флот (он понес по разным причинам существенные потери — 8 кораблей и 12 самолетов), не оказали должной помощи белогвардейцам Юденича да эстонским и финским войскам, которые так и не смогли взять Петроград, а сами потеряли 34 единицы боевых кораблей и катеров (18 потоплены, 16 повреждены). Балтика осталась за Красным флотом. И хотя он господствовал лишь в «Маркизовой луже» (восточной части Финского залива), это все же была победа революционных моряков, за которую в 1928 г. Балтийский флот по праву стал называться Краснознаменным.




Поделиться ссылкой