Навигация

Одной из самых древних наук на Земле, бесспорно, является навигация — искусство планирования и управления движением транспортного средства или людей по заданному маршруту. Считается, что первыми навигаторами были финикийские и полинезийские моряки, которые плавали не только вдоль прибрежной линии, но и осмеливались отправляться в открытое море, ориентируясь по звездам и Солнцу. Кстати, само слово «навигация» произошло от лат. navigo — «плыву на судне».

Астролябия — первый навигационный прибор

Одним из первых навигационных приборов стала астролябия. Ее изобретение приписывают греческому астроному и математику Клавдию Птолемею (87—165). В конце XV в. этот прибор был несколько усовершенствован португальцами и в дальнейшем широко использовался астрономами, путешественниками и моряками.

Астролябия
Астролябия

Секстант — более точный указатель направления

В начале XVIII в. астролябия была вытеснена более совершенным прибором — секстантом. По некоторым данным, принцип работы секстанта описал еще в 1699 г. известный английский ученый Исаак Ньютон (1643—1727), но не воплотил его на практике. Это удалось сделать практически одновременно, но независимо друг от друга: в 1730 г. — американскому изобретателю Томасу Годфри (1704—1749) и в 1731 г. — английскому математику Джону Хадли (1682—1744).

Навигация при помощи спутниковой системы

В конце XX в. на смену астролябиям и секстантам пришла совершенная навигационная система GPS (Глобальная Позиционная Система), которая улавливает сигналы, посылаемые со спутников, и снабжает пользователя информацией о точном местоположении. Кроме того, такая система способна определить скорость движения, пройденный путь, рассчитать расстояние и направление до намеченного пункта, время прибытия и отклонения от заданного курса.

Стрелка смотрит неизменно на север

Примерно 2 тыс. лет назад китайцы обратили внимание на то, что намагниченная металлическая игла в свободном движении всегда останавливается острием на север. Так появился первый прибор, получивший впоследствии название «компас». Обычно он устанавливался на носу корабля, так что капитан в любую погоду по его указаниям мог держать правильный курс.




Поделиться ссылкой