Подводная лодка Шильдера

Идея подводного судна для ведения разведки и скрытного приближения к вражеским кораблям известна ещё с античных времен, а сведения о появлении первых подводных лодок относятся к XVII в. Это были неуклюжие деревянные суда. Первую боевую цельнометаллическую подводную лодку создал в 1834 г. русский инженер К. Шильдер.

Карл Андреевич Шильдер
Карл Андреевич Шильдер

Подводные бочонки

Первую подводную лодку (субмарину) построил в 1620 г. для английского короля Якова I голландец Корнелиус ван Дреббель.

Его лодка, по-видимому, напоминала бочку, обтянутую для водонепроницаемости кожей. В ней помещалось до 8 пассажиров, а приводили её в движение 12 гребцов пропущенными в кожаные рукава вёслами. Как лодка Дреббеля погружалась и всплывала — неизвестно, но очевидцы утверждали, что она плавала по Темзе несколько часов на глубине 4-5 м.

Первую русскую подводную лодку построил для Петра I изобретатель-самоучка крестьянин Ефим Никонов в 1720-х гг. Балластный отсек его лодки через кингстоны (клапаны) медленно наполнялся забортной водой, и она утяжеляла судно, способствуя его погружению. Для всплытия воду откачивали, создавая в отсеке вакуум и облегчая субмарину. Сходный способ погружения и всплытия лодки используется в субмаринах до сих пор. Но Никонов не смог обеспечить герметичность (непроницаемость) корпуса своей лодки, и испытания прошли неудачно.

Подводная лодка Дреббеля. Макет
Подводная лодка Дреббеля. Макет
Подводная лодка Никонова. Макет
Подводная лодка Никонова. Макет

Стальная, боевая

Первую цельнометаллическую военную подводную лодку в 1834 г. создал русский военный инженер Карл Андреевич Шильдер. В лодку заходили через люки на двух башнях на палубе. В носовой башне был иллюминатор для надводного наблюдения и перископ для наблюдения из-под воды. Через выдвижную х трубу в кормовой башне в лодку вентилятором накачивался свежий воздух. На экипаж из 10 человек запаса воздуха хватало на 5 часов. Движителями его субмарины служили 4 боковые лопасти на валах, вращаемых гребцами вручную. Лодка двигалась в 10 раз медленнее пешехода и не предназначалась для дальних переходов. К месту боевых действий её доставлял на буксире пароход.

Подводная лодка Шильдера
Подводная лодка Шильдера

Всплыть-погрузиться

В днище субмарины Шильдера в нишах находились 2 тяжёлые гири-якоря. При поднятых якорях лодка плыла в полупогружённом состоянии. Для полного погружения и хождения под водой в балластный отсек лодки впускали воду. Для частичного всплытия воду из отсека откачивали ручными помповыми насосами. Полное всплытие возможно было только на мелководье, при опущенных на дно якорях и пустом балластном отсеке, т. е. при полном облегчении лодки.

Внутри лодки Шильдера
Внутри лодки Шильдера

Смертельный укол

На форштевне подлодки Шильдера подвешивалась мина — водонепроницаемый бочонок с порохом. Лодка под водой приближалась к борту вражеского корабля, пробивала наконечником форштевня деревянную обшивку судна, оставляла наконечник с миной в борту и, двигаясь задним ходом, удалялась на безопасное расстояние, раскручивая длинный провод, ведущий к мине. По проводу мину взрывали электрическим разрядом от гальванической батареи в лодке.

Перископ
Перископ — оптический прибор для наблюдения из укрытия — изобретён в XVII в., для подлодки впервые использован Шильдером. Простейший перископ — труба с наклонными зеркалами на концах, изменяющими ход световых лучей так, чтобы видеть изображение, находящееся выше уровня глаз. Для увеличения изображения используется система линз.

В 6 трубах на бортах находились ракеты, выстреливающие как из надводного, так и из подводного положения лодки. На испытаниях подлодка подорвала условного противника, но показала себя медлительной и плохо управляемой. Разочарованные военные закрыли проект, но многие идеи Шильдера были использованы в позднейших субмаринах.

Развитие идеи

Датой рождения военного подводного флота считают 1864 г., когда в ходе Гражданской войны в США американская субмарина «Ханли» впервые потопила вражеский корабль.

А серийный выпуск подлодок первой начала Россия. В 1878 г. успешно прошли испытания подлодки инженера Степана Карловича Джевецкого, и по заказу Александра II для защиты приморских крепостей было построено 50 мини — подлодок, рассчитанных на экипаж в 3 человека. Движителями субмарин Джевецкого были гребные винты, вращаемые ножными педалями. Лодки некоторое время несли дозорную службу на Балтийском и Чёрном морях. В 1908 г. в России появилась первая в мире подлодка с двигателем внутреннего сгорания (дизелем) — «Минога». В Первую мировую войну субмаринами обзавелись все ведущие державы мира, и подводная война стала реальностью. Сейчас на вооружении разных стран стоят подводные лодки с разными типами двигателей, в том числе и с атомными. Одни из крупнейших современных субмарин — российские подводные лодки проекта «Борей» (170 м длиной, водоизмещением 24 000 т, скоростью до 29 узлов (ок. 55 км/ч), глубина погружения до 480 м, экипаж 107 человек).

Подводная лодка Джевецкого. 1880 -е гг.
Подводная лодка Джевецкого. 1880 -е гг.
Атомный подводный ракетоносец «Александр Невский» (проект «Борей»). Россия. 2010 г.
Атомный подводный ракетоносец «Александр Невский» (проект «Борей»). Россия. 2010 г.



Поделиться ссылкой