В Древнем Риме знали ложки двух видов — лигула (ligula) и кошлеа (cochlea).
Довольно мелкую лигулу можно считать прототипом современной ложки; иногда она была с отверстиями для сцеживания вина. Кошлеа имела ручку с острием, которым пробивали яичную скорлупу и вытаскивали моллюсков (улиток) из раковин.
ВIV веке ложка по воле Иоанна Златоуста попала в число ритуальных предметов: в церкви во время причащения верующему во «лжице» подносят просфору (хлеб), смоченную в вине: хлеб в этом таинстве символизирует Тело, а вино — Кровь Христа. Ложки древних были из глины, дерева, кости, раковин; их отливали и ковали из бронзы, олова, железа, серебра и золота. На Руси первые серебряные ложки видели за столом киевского князя Владимира Красное Солнышко (X в.) — того, кто крестил Русь. Дружинники будто бы возроптали, что едят деревянными ложками, и князь велел «изковать» для них ложки из серебра. Много позже в домах с достатком всегда держали столовое серебро.
С XVII века, когда в Европе узнали вкус чая, который привозили из Китая, начинается эра чайных ложек. А к кофе понадобились кофейные ложки.
Занятная деталь: со второй половины XVII века ложки стали укладывать на столе выпуклостью вниз; соответственно и украшения (рельеф и гравировка) их черенков перекочевали на другую (видимую) сторону.
Чуть ли не до XVIII века ложки держали всей «горстью», а не пальцами, как в наше время. Потому и ручки у них были короткими массивными и несколько закругленными. Протестанты (англичане и немцы) обзаводились наборами из 12 «апостольских» ложек с фигурками Христа и апостолов (на конце ручки) — изображение Иуды, понятно, пропускали. В Средние века, да и в эпоху Возрождения те, кого принимали в горожане, на радостях подносили магистрату красивый бокал или ложку со своим именем.
По традиции серебряную или золотую ложечку дарили (и дарят) новорожденному — «на зубок». Начиная с XVII века европеец, собираясь на охоту или в путь-дорогу, непременно брал с собою ложку или набор ложек, обычно в футляре — в то время ни в гостиницах, ни в постоялых дворах на них рассчитывать не приходилось. В дорогу охотнее брали ложки со складной ручкой.
Даже в гости приезжали со своей ложкой. «О ложке не проси, всегда с собой ее носи», — предупреждает надпись на польской ложке XVII века.
Как и другие вещи предков, старинные ложки то и дело свидетельствуют о предрассудках и страхах своего времени. Например, о боязни отравления, которое, особенно в борьбе за власть или наследство, было не такой уж и редкостью. В попытке уберечься от коварства ложки золотили — верили, что золото обезвреживает яд. Надежным оберегом считали монограммы «IHS» (Иисус Христос) и «Maria». В ручки ложек часто вставляли полудрагоценные камни, будучи уверены, что отравленная пища изменит их цвет и предупредит об опасности. По той же причине ложки для приема лекарств делали из агата. Годились и керамические ложки, но обязательно из глины со святых мест.
Под стать таким ложкам были и сами лекарства: прах с ног египетской мумии, толченые жемчуг и драгоценные камни. К началу XIX века ложки принимают более удобную форму вытянутой раковины, «обращаясь к устам».
Больше стали использовать сплавы и сталь; наряду с ковкой и литьем применяли и штамповку.
Деревянные ложки вытачивали не только вручную, но и на токарных станках.
С изобретением гальванопластики (1838 г. — Якоби в России) столовые приборы сделались наряднее и дешевле.
Очень пригодилась изобретенная в начале XX века нержавеющая сталь — добавление хрома обеспечило ее стойкость к коррозии. Многим из нас от прабабушек достались красивые мельхиоровые ложки, вилки и ножи — из сплава меди с никелем, тоже сработанные в конце XIX — начале XX века. Изобилие сопровождалось разнообразием: ложки столовые, десертные, для кремов, компотов, соусов, соли, сахара, сахарной пудры, пряностей и проч.
Ложки напоминали едокам о вечных истинах. Вот какие пожелания-поучения вырезали (гравировали) на старинных ложках:
«Не оставляй добродетели ради пожитков», «Добродетель золоту предпочитай»,
«С каждой справой не забывай о славе»,
«Жизнь трудная, зато имущество праведное».