Танки Первой мировой войны

Тяжелый танк MK. I (Великобритания)

Танк Mk. I
Танк Mk. I

Огромные потери, которые несли сухопутные армии союзников на полях сражений Первой мировой войны, заставили английских военных вплотную заняться вопросом строительства самоходных «блиндированных фортов» — боевых гусеничных машин, способных передвигаться по пересеченной местности и преодолевать окопы, эскарпы, рвы, проволочные заграждения.

Итогом напряженной работы стали прошедшие 12 февраля 1916 г. официальные испытания машины, получившей название «Большой Вилли» и принятой на вооружение под маркой Mk. I. Первые в мире танки выпускались в двух вариантах — с пушечным и пулеметным вооружением. Пушечные назывались «самцами» и вооружались двумя устанавливаемыми в боковых спонсонах пушками и четырьмя пулеметами. Чисто пулеметные танки, или «самки», были вооружены шестью пулеметами. Всего было изготовлено 150 машин: по 75 «самцов» и «самок». Позднее, после сражения под Виллер-Бретонне, состоявшегося 24 апреля 1918 г. и выявившего полную беспомощность «самок» в бою с танками противника, на этих машинах один пулеметный спонсон стали заменять на пушечный.

Толщина брони танка Mk. I не могла защитить экипаж не только от артиллерийского огня, но и от бронебойных пуль. Еще одним очень существенным недостатком было то, что горючее к бензиновому двигателю поступало самотеком, поэтому нередко в самый ответственный момент, когда боевая машина, преодолевая препятствие, задирала носовую часть вверх, мотор глох из-за прекращения подачи топлива. Скорость танка на бездорожье не превышала 2 км/ч, и это зачастую одерживало продвижение пехоты От четырех человек, управлявших танком, — механика-водителя, командира и двух трансмиссионщиков — требовались слаженные действия и немалые физические усилия. Для преодоления широких рвов и траншей на крыше Mk, I приходилось возить фашины, которые сбрасывались в ров перед танком.

Пара колес, крепившихся позади танка, служила для корректировки курса и поворотов с большим радиусом
Пара колес, крепившихся позади танка, служила для корректировки курса и поворотов с большим радиусом. Считалось, что они способствуют преодолению широких рвов, но из-за громоздкости и уязвимости от них вскоре отказались

Условия работы экипажа были очень тяжелыми из-за высокой температуры, тряски и загазованности, поскольку вентиляция просто отсутствовала. Неважно обстояло дело и со связью: дальняя связь с использованием почтовых голубей была крайне ненадежной, а ближняя осуществлялась с помощью сигналов флажками или семафором, но в дыму сражения увидеть ведущий танк сквозь узкие щели удавалось далеко не всегда.

Короче говоря, танки Mk. I были далеко не совершенны даже по меркам своего времени. Их многочисленные недостатки проявились уже в первом бою на Сомме 15 сентября 1916 г., когда из 49 танков, которыми располагали англичане, на исходные позиции сумели выйти только 32. Остальные застряли в грязи или вышли из строя из-за поломок. Но и это не все — из оставшихся машин только 18 смогли поучаствовать в бою: 5 увязли в болоте, а еще у 9 отказали различные механизмы.

Однако, даже несмотря на малое число танков, их техническое несовершенство, труднопроходимую местность и плохое взаимодействие с пехотой, англичане продвинулись в сражении на Сомме на 5 км, причем потери в живой силе оказались в 20 раз меньше обычного. И хотя возлагавшиеся на танки надежды не оправдались — фронт прорвать не удалось — достигнутый успех позволял оценить немалые перспективы новой боевой техники.

Британские танки Mk. I в предрассветной мгле идут в атаку при Сомме 24 июня 1916 г.
Дебют танков на поле боя — британские танки Mk. I в предрассветной мгле идут в атаку при Сомме 24 июня 1916 г.

Несмотря на серьезные недостатки первого английского танка Mk I, английские танкостроители не отказались от заложенных в нем технических решений. За весь период войны они внесли в конструкцию танка лишь весьма незначительные усовершенствования.

Тяжелые танки MK. IV и MK. V (Великобритания)

Танк Mk. V
Танк Mk. V
Пара трофейных Mk. IV, принадлежавшая РККА
Пара трофейных Mk. IV, принадлежавшая РККА. Эти машины под названием «Ricardo» принимали участие в боях в период Гражданской войны в России. Небольшое их количество использовалось в Красной Армии вплоть до 1930 г.

Первый же опыт боевого применения танков Mk. I выявил у них ряд существенных недостатков, требовавших немедленного устранения. В начале 1917 года свет увидели танки модификаций Mk. II и Mk. III (их было построено по 50 машин), отличавшиеся от своего предшественника лишь отсутствием хвостовых колес и противогранатных сеток на крыше, немного улучшенной конструкцией люков и смотровых щелей, а также слегка усиленным бронированием. Однако появление модификаций Mk. II и Мк. III всех проблем не устранило, и было принято решение продолжить модернизацию боевых машин этого типа.

На машинах следующей модификации — Mk. IV, заказ на которые был выдан в сентябре 1916 года, сразу после сражения на Сомме, бронирование еще более усилили (толщина лобовой брони достигла 16 мм, бортовой — 12 мм, крыши — 8 мм), спонсоны для облегчения транспортировки сделали выдвижными, а орудия укоротили (с 40 до 23 калибров). Теперь во время преодоления танком препятствий они не утыкались в землю и не цеплялись за деревья и стены домов. Топливные баки были вынесены наружу — в отсек между задними ветвями гусениц, которые, кстати, в целях повышения проходимости стали шире. Но что более важно — топливо стало подаваться к двигателю принудительно. В результате внесения в конструкцию всех этих изменений боевые характеристики танка заметно повысились и Mk. IV не случайно стал самым массовым английским танком. С апреля по декабрь 1917 г. их было выпущено около 1200 штук.

Атака пары британских танков Mk. V
Атака пары британских танков Mk. V. В Первую мировую войну не существовало специализированной противотанковой артиллерии, которая эффективно противостояла бы танкам. Поэтому танки часто ходили в атаку, что называется, «стадами»

Танк Mk. V, сменивший в производстве Мк. IV в декабре 1917 г., явился дальнейшим развитием линии английских тяжелых танков. Правда, на этот раз внесенные изменения были хоть и не очень заметными внешне, зато более существенными: на танк установили четырехскоростную планетарную коробку передач системы Вильсона, благодаря чему машиной теперь мог управлять один человек, и специальный танковый двигатель «Ricardo». Первые танки этого типа начали поступать в войска в мае 1918 г., а всего до конца войны было произведено 400 машин — по 200 «самцов» и «самок».

Еще одной модификацией стал Mk. V* (со звездой), удлиненный путем вставки двухметровой секции в разрезанный пополам корпус Mk. IV или Mk. V. Не потеряв продольной жесткости, машина приобрела способность преодолевать более широкие рвы и воронки. Одновременно удалось улучшить сцепление гусениц с грунтом и увеличить внутренний объем, достаточный теперь для перевозки дополнительного снаряжения или 25 пехотинцев. Первая попытка использовать новые возможности танка и высадить десант была предпринята 8 августа 1918 г. под Амьеном и закончилась неудачей — из-за плохой вентиляции солдаты просто угорели от выхлопных газов.

Рубка командира на Mk. V была увеличена, а конструкция смотрового устройства механика-водителя обеспечивала более эффективную защиту от свинцовых брызг при попадании пуль
Рубка командира на Mk. V была увеличена, а конструкция смотрового устройства механика-водителя обеспечивала более эффективную защиту от свинцовых брызг при попадании пуль

Всего в удлиненную модификацию было переделано 579 танков.

Танки Mk. IV и Mk. V стали основными английскими танками периода Первой мировой войны. Несмотря на недостатки, они неплохо проявили себя во многих сражениях и широко использовались не только английской армией, но и союзниками — французами и американцами. Трофейные Mk. IV воевали в кайзеровской армии, a Mk. V, имевшиеся в составе войск интервентов и белогвардейцев, приняли участие в боях гражданской войны в России. Небольшое их количество было захвачено красноармейцами, и впоследствии под названием «Ricardo» они использовались в Красной Армии до 1930 года. В Великобритании Mk. V и Мk. V* после окончания Первой мировой войны состояли на вооружении всего несколько лет. Единичные экземпляры Mk. V имелись в Вооруженных Силах Латвии, Эстонии, Польши и Японии. Несколько танков, доставшихся Красной Армии после присоединения к СССР Эстонии, даже использовались при обороне Таллинна в августе 1941 г.

Легкий танк «Whippet» (Великобритания)

Taнк Mk. A «Whippet»
Taнк Mk. A «Whippet»

Накопленный опыт использования средних французских и собственных тяжелых танков привел к распространению среди британских военных мнения о необходимости дополнить тяжелые боевые машины более подвижными легкими, которые могли бы стать своего рода «стальной кавалерией», способной развивать успех при прорыве укрепленных линий противника тяжелыми танками и действовать в его оперативном тылу.

В соответствии с теоретическими предпосылками, разработанными горячим приверженцем этой идеи начальником штаба Королевского танкового корпуса полковником Дж. Фуллером, англичане приступили к конструированию среднего танка. В связи с тем, что на фирме У. Фостера в Лидсе его проект был готов еще до поступления от военного ведомства заказа на такую машину, он и стал первым британским танком с размещением вооружения во вращающейся башне. Опытный образец был изготовлен в декабре 1916 г., прошел испытания в феврале следующего года, а в июне 1917 г. последовал заказ на 200 машин. Однако из-за возникших технологических сложностей с производством башен от них пришлось отказаться, и в результате в декабре 1917 г. танк пошел в серию в безбашенном варианте.

В марте 1918 г. первые серийные танки, получившие обозначение Mk. А, сошли со сборочной линии завода. Новая машина развивала скорость, более чем вдвое превышавшую скорость танка Mk. IV, и по этой причине Mk. А получил неофициальное название «Уиппет» («борзая»).

Экипаж из трех человек и вооружение, состоявшее из четырех пулеметов, размещались в кормовой рубке. Основной особенностью машины были два двигателя, каждый со своей коробкой передач, находившиеся вместе с бензобаками в передней части корпуса и приводившие в движение каждый свою гусеницу. При выходе из строя хотя бы одного мотора машина двигаться дальше не могла.

Задний и боковой пулеметы танка Mk. А «Уиппет»
Задний и боковой пулеметы танка Mk. А «Уиппет». Установка пулеметного вооружения по периметру танка давала возможность вести огонь во всех направлениях, но не позволяла сосредоточить его в случае необходимости в одном — самом нужном

Несмотря на увеличение максимальной скорости, из-за того что подвеска танка осталась жесткой, реальная скорость танков Мк. А при движении по бездорожью осталась по-прежнему невысокой. Танк оказался очень сложным в управлении, и от водителя требовалось немалое мастерство, чтобы вести его, да и обзор из кормовой рубки был неважным. Тем не менее, по надежности Мк. А заметно превосходили своих более тяжелых «коллег». Танкисты говорили, что «борзые» способны своим ходом вернуться из боя на исходную позицию. Тяжелым боевым машинам Mk. I — Мк. V из-за частых поломок и небольшого запаса топлива это удавалось далеко не всегда.

Первые танки Мк. А поступили в войска в марте 1918 г., а боевое крещение нескольких первых «Уиппетов» состоялось в бою в районе Мэйн-Мэйс 26 марта. 8 августа того же года в сражении под Амьеном участвовало уже 96 машин этого типа, и там они впервые в истории танковых войск совершили нечто, похожее на оперативный прорыв: оторвавшись от своей пехоты, танки в сопровождении кавалерии провели впечатляющий рейд по тылам немецких войск.

Трофейные «Уиппеты» использовались в немецкой армии. Они также состояли на вооружении войск интервентов и белогвардейцев во время Гражданской войны в России, а затем в качестве трофеев даже попали в Красную Армию, где под названием «Тейлор» (по фамилии конструктора двигателей) эксплуатировались вплоть до начала 30-х гг. В начале 20-х гг. несколько танков было продано в Японию.

В британской же армии танки Мк. А служили недолго — вскоре после войны они были заменены более совершенными средними танками Мк. В и Мк. С.

Тяжелый танк A7V (Германия)

Тяжелый танк A7V
Тяжелый танк A7V

В октябре 1916 г. военное ведомство Германии, озабоченное весьма успешным применением на фронте английских и французских танков, поручило специальной технической комиссии, состоявшей из таких представителей ведущих немецких компаний, как «Daimler», «Bussing», NAG, «Benz», «Opel», «Holt-Caterpillar», во главе с начальником 7-го отделения Общего управления Военного министерства (по-немецки сокращенно A7V — отсюда появилось название боевой машины) разработать проект собственного тяжелого танка.

Работы по проектированию велись в большой спешке и завершились к концу года. 16 января 1917 г. в Берлин-Мариенфельде было продемонстрировано готовое шасси с деревянным макетом бронекорпуса, а уже 20 января Военное министерство подготовило заказ на постройку 100 машин, причем предполагалось, что бронированными будут только 10 из них.

В результате испытаний опытных образцов танка A7V выявился целый ряд серьезных недостатков в системе охлаждения двигателей, трансмиссии и ходовой части, которая, как и у французских танков, была выполнена на базе трактора «Holt». Их устранение в условиях постоянно ухудшающегося экономического положения Германии и острого дефицита различных материалов сильно затянуло работы, поэтому первый серийный A7V удалось завершить только в октябре 1917 г.

Наклонная установка листов и «корабельная» форма носовой и кормовой частей несколько повышали степень бронезащиты
Наклонная установка листов и «корабельная» форма носовой и кормовой частей несколько повышали степень бронезащиты

Для обеспечения требуемой скорости из-за нехватки мощных двигателей конструкторам пришлось применить двухдвигательную силовую установку с работой каждого мотора на гусеницу одного борта. Броневой корпус одного из двух вариантов, отличавшихся лишь количеством броневых деталей, устанавливался на раме. При этом толщина и качество брони позволяли противостоять не только бронебойным винтовочным пулям, но даже осколочно-фугасным снарядам легкой артиллерии.

Поскольку в основу компоновочной схемы машины легла симметрия в продольной и поперечной плоскостях, то в целом танк A7V представлял собой, скорее, «подвижный форт», хорошо приспособленный для ведения круговой обороны, чем средство для прорыва обороны противника и поддержки наступающей пехоты. Бронирование ходовой части и подвешенные над днищем спереди и сзади наклонные бронелисты вместе с высоким расположением центра тяжести заметно снижали проходимость машины. Танк уверенно двигался по рыхлому грунту только на ровной местности и легко опрокидывался даже при самом незначительном боковом крене.

До конца войны удалось построить всего 20 танков A7V (каждому из которых присваивалось собственное имя), успевших принять с переменным успехом участие в ряде важных сражений заключительного этапа Первой мировой войны. Если танковые атаки, предпринятые 21 марта 1918 г. под Сен-Кантеном и 24 апреля под Виллер-Бретонне, завершились успешно, то 15 июля под Реймсом все 20 участвовавших в наступлении танков (A7V и трофейные) были подбиты артиллерией противника. Но справедливости ради нужно сказать, что неудачи, постигавшие танки A7V, были обусловлены не столько недостатками конструкции, сколько малочисленностью машин и плохой подготовкой их экипажей — у немцев просто не было времени и возможности проводить должное обучение.

Средний танк «Schneider» СА 1 (Франция)

Танк «Schneider»
Танк «Schneider»

В декабре 1915 г. по поручению Военного министерства Франции специалистами компании «Schneider», крупнейшего производителя оружия и военной техники этой страны, на базе американского трактора фирмы «Holt» была создана боевая бронированная машина. Ее представили высокопоставленной комиссии, и та сочла образец вполне надежным и полезным, но обратила при этом внимание на недостаточную проходимость. После внесения в конструкцию ряда изменений, призванных устранить данный изъян, 25 февраля 1916 г. компания «Schneider» получила заказ на постройку 400 танков, обозначенных СА 1, но более известных под названием фирмы-производителя.

В отличие от английского французский танк имел подрессоренную подвеску, что позволило несколько увеличить скорость и облегчить тяжелые условия работы экипажа. Передняя часть корпуса танка «Schneider» напоминала нос корабля и оснащалась приспособлением для резки колючей проволоки, заодно облегчавшим преодоление широких рвов. Расположенные наклонно лобовые броневые листы несколько повышали бронестойкость танка за счет возможного рикошета.

Вот, пожалуй, и все достоинства французской машины. Что же касается недостатков, то главный из них заключался в том, что конструкторы установили коробку бронекорпуса на шасси, позаимствованное у американского трактора и совершенно не подходящее для движения по пересеченной местности.

Еще одна ошибка была допущена при установке вооружения. Решение разместить орудие у правого борта в срезе корпуса, подобно тому, как это делается на кораблях, выглядит более чем сомнительным, хотя и объяснимым - ведь слева располагался двигатель. Такой вариант установки пушки привел к тому, что сектор ее наведения в горизонтальной плоскости составлял лишь 20°, а все цели слева по ходу движения вообще становились недосягаемыми. Кроме того, «Schneider» имел еще один большой недостаток: из-за размещения топливных баков вдоль бортов достаточно было одной бронебойной пуле прошить броню, как танк тут же вспыхивал как факел.

«Апогеем» карьеры танка «Schneider» СА1 стало сражение при Суассоне
«Апогеем» карьеры танка «Schneider» СА1 стало сражение при Суассоне, когда французы выставили рекордное для того времени количество танков—216 единиц

Первое боевое подразделение из танков СА 1 было сформировано 1 декабря 1916 г., а в марте следующего года в армии насчитывалось уже 208 танков этого типа. 16 апреля танки «Schneider» пошли в атаку на позиции немецких войск в районе Жювенкура, но она оказалась неудачной. Французы понесли большие потери (76 танков из 132 принимавших участие в наступлении) от огня размещенной на передовой артиллерии противника, да и пехота еще просто не знала, как организовать эффективное взаимодействие с новой техникой. После неудачного первого опыта бронирование бортов танка и днища было несколько усилено, но это, конечно же, не могло изменить ситуацию кардинально.

Попытки конструкторов создать на базе танка СА 1 более совершенные модификации СА 2 и СА 3 в силу разных причин не увенчались успехом, и после появления на поле боя гораздо более эффективных легких танков «Renault» FT-17 с начала 1918 г. танки типа «Schneider» постепенно стали выводиться с передовой и переделываться в артиллерийские тягачи и транспортеры для перевозки орудий и танков. К окончанию войны в войсках оставалось всего 97 танков этого типа.

Позже часть из них переделали в ремонтные машины, а 6 продали Испании — им довелось принять участие в боевых действиях в Марокко и в сражениях гражданской войны 1936—1939 гг.

Средний танк «St. Chamond» (Франция)

Средний танк «St. Chamond»
Средний танк «St. Chamond»

Одновременно с выдачей фирме «Schneider» заказа на производство 400 танков начальник Управления автомобильной службы французской армии добился от главнокомандующего разрешения выдать аналогичный заказ расположенной в городе Сен-Шамон компании FAMH. На фирме постарались, и всего через два месяца 27 апреля 1916 г. верховному командованию было доложено о проекте бронетрактора, якобы обладающего по сравнению со «Schneider» рядом существенных преимуществ. В результате компания FAMH также получила заказ на 400 машин.

В погоне за выгодным контрактом спешно была создана очень «сырая» машина. Конструкторы FAMH, так же как и их коллеги с фирмы «Schneider», проигнорировали опыт английских танкостроителей и взяли за основу ходовую часть трактора «Holt», абсолютно непригодную для преодоления изрытых воронками и траншеями передовых позиций, правда, при этом они значительно увеличили длину опорной поверхности гусениц. Подвеска нового танка имела пружинное подрессоривание, поэтому условия работы экипажа были не такими каторжными, как на английских машинах, которые принимали все неровности пути прямо на корпус. И это было, пожалуй, единственное преимущество «француза».

Корпус танка, получившего название «St. Chamond», представлял собой броневую коробку со скошенными носом и кормой. Передняя и задняя части сильно нависали над гусеницами, что обусловило крайне низкую проходимость танка и делало невозможным, даже несмотря на установку специальных роликов, преодоление даже относительно невысоких вертикальных препятствий.

Сборка ходовой части танка «St. Chamond»
Сборка ходовой части танка «St. Chamond»

Новшеством, впервые примененным в мировом танкостроении, стала установка на «St. Chamond» электромеханической трансмиссии. Бензиновый двигатель работал на динамо-машину, ток от которой подавался на два тяговых электромотора (по одному на каждую гусеницу). Поворот осуществлялся за счет подачи на электродвигатели тока различной силы, таким же образом достигалось неограниченное в имеющихся пределах число передач. Это обеспечивало несравнимую с оборудованными механической трансмиссией машинами легкость управления. Правда, за подобную легкость пришлось заплатить лишним весом, громоздкостью и низкой надежностью привода. Тем не менее «St. Chamond» получился довольно-таки скоростным танком — на испытаниях ему удалось развить скорость 12 км/ч. Хоть на практике давать максимальную нагрузку из-за опасения возникновения поломок не рекомендовалось, поэтому скорость была ограничена 8 км/ч.

Первые танки «St. Chamond» (обр. 1916 г.) имели цилиндрические командирскую и водительскую башенки, а бронелисты бортов корпуса на них, прикрывая ходовую часть, почти достигали земли. Крыша была плоской, а в качестве танкового орудия использовалась 75-мм пушка специальной конструкции, стрельба из которой могла вестись лишь в узком секторе прямо по курсу, что заставляло при любом переносе огня разворачивать всю неповоротливую и тяжелую машину. Уже первые испытания, проведенные в середине 1916 г., выявили необходимость внесения в конструкцию ряда изменений. Поскольку бортовые бронелисты, прикрывающие ходовую часть, существенно снижали и без того низкую проходимость, их сняли. Гусеницы расширили сначала с 32 до 41, а затем и до 50 см. Получившийся в результате доработки вариант «St. Chamond» и был запущен в серийное производство. Не прошло и года, как танк снова подвергся модернизации: его крыша стала двускатной, а место цилиндрических башенок заняли прямоугольные. Кроме того, было усилено бронирование. После выпуска 160 машин на них заменили и артсистему — вместо специальной танковой стала устанавливаться полевая 75-мм пушка фирмы «Schneider».

Впервые танки «St. Chamond» пошли в бой 5 мая 1917 г.: 16 машин этого типа при поддержке двух рот танков «Schneider» двинулись на немецкие позиции, но не сумели преодолеть окопы и остановились перед ними. Один за другим они были уничтожены артиллерией противника. Звездный час для французских танков наступил не скоро — лишь 18 июля 1918 г. под Суассоном, когда на противника двинулись одновременно 216 танков «Schneider», 131 танк типа «St. Chamond» и 220 легких танков «Renault» FT-17. Из всей бронированной армады именно машины «St. Chamond», оказавшись наиболее устойчивыми к ружейно-пулеметному огню противника, смогли повести за собой пехоту, демонстрируя при этом всю свою огневую мощь. Всего же «St. Chamond» приняли участие в 375 боях Первой мировой войны.

Танк «St. Chamond» первых серий с плоской крышей и овальными башенками
Танк «St. Chamond» первых серий с плоской крышей и овальными башенками

Последняя серийная машина этого типа вышла из сборочного цеха завода в марте 1918 г. Выбывающие из строя танки стали постепенно заменяться более эффективными «Renault» FT-17 и к концу войны в войсках оставалось лишь 72 танка «St. Chamond», из которых 50 уже были переделаны в транспортеры.

Легкий танк «Renault» FT-17 (Франция)

Легкий танк «Renault» FT-17
Легкий танк «Renault» FT-17

В июле 1916 г. главному идеологу французского танкостроения, полковнику Ж.-Б. Этьену, удалось убедить известного промышленника и конструктора Луи Рено взяться за проектирование легкого танка непосредственного сопровождения пехоты, который должен был стать отличным дополнением к средним танкам. Этьен пообещал Рено заказ на 150 машин, и тот принялся за дело.

Взяв за основу командирскую модель танка «Schneider» СА 2, который был разработан одноименной фирмой, но в серию не пошел, Рено быстро изготовил образец легкой боевой машины, в котором предусматривался экипаж из двух человек и пулеметное вооружение. Прошедшие весной 1917 г. испытания завершились успешно, и первоначальный заказ был увеличен до 1000 танков. Одновременно было принято решение поставить на часть из них вместо пулемета 37-мм пушку. Вскоре заказ вырос до 3500 машин. С таким крупным заказом одна фирма «Renault» справиться в установленные сроки не могла, поэтому к строительству танков пришлось подключить ряд других французских компаний. А США взялись изготовить у себя еще 1200 танков.

С марта 1918 г. новые танки, получившие официальное обозначение «легкий танк "Renault” FT модель 1917 г.» (в обиходе его сократили до более краткого FT-17), начали поступать в войска. Несомненно, это была одна из самых выдающихся конструкций в истории танкостроения, на многие годы определившая направление его развития. Компоновка, впервые примененная на танке «Renault» (двигатель, трансмиссия, ведущее колесо — сзади, отделение управления — спереди, а боевое отделение с размещением вооружения во вращающейся башне — в центре), до сих пор остается классической, и подавляющее большинство танков, выпущенных в мире с тех пор, выполнено именно по такой схеме.

Весной 1918 г. танки «Renault» FT-17 впервые были использованы в сражении — это был бой за лес Рец во время германского наступления на реке Энн
Весной 1918 г. танки «Renault» FT-17 впервые были использованы в сражении — это был бой за лес Рец во время германского наступления на реке Энн

«Renault» FT-17 оказался не только новаторской, но и очень дешевой машиной, простой и надежной в производстве и обслуживании. Благодаря низкому удельному давлению на грунт он обладал хорошей проходимостью, однако скорость и запас хода, как и у предшественников, были невелики, из-за чего на поле боя танки чаще всего доставлялись на грузовиках. Для повышения проходимости через рвы и траншеи они оборудовались специальными съемными «хвостами».

«Renault» FT-17 выпускался в четырех вариантах: пулеметном, пушечном, командирском (с неподвижной прямоугольной рубкой, где находились радиостанция и три человека экипажа) и, наконец, огневой поддержки с 75-мм орудием, установленным в открытой спереди и сзади рубке и стрелявшим назад. Впрочем, последние в боях поучаствовать не успели.

Сверху на башнях танков «Renault» устанавливались командирские башенки
Сверху на башнях танков «Renault» устанавливались командирские башенки, что также представляло собой новинку для того времени

Всего же до конца войны было построено 3177 танков «Renault» FT-17, что сделало их самой массовой машиной Первой мировой войны. За относительно короткий период — с 31 мая по 11 ноября 1918 г. — «Renault» FT-17 имели 3292 встречи с противником, в ходе которых 440 машин было потеряно.

Естественно, такая хорошая для своего времени боевая машина не могла не привлечь внимания военных всего мира. Первой иностранной армией, принявшей на вооружение танки FT-17 и успевшей испытать их в боях Первой мировой, стала американская — она получила 514 танков французского производства. Позднее, уже после окончания войны, «Renault» FT-17 был закуплен 20 странами, в том числе Бельгией, Бразилией, Канадой, Китаем, Японией, Испанией, Голландией, Польшей и Чехословакией.




Поделиться ссылкой