Баухауз

«Баухауз» — школа дизайна, основанная в Германии в 1919 г., оставившая долгий след в архитектуре и дизайне всех мыслимых объектов. Ее создатель Вальтер Гропиус стремился объединить хороший дизайн и машины производства и приспособить современные материалы к архитектуре. Его методы усиленно копировали, а некоторые проекты «Баухауза» стали классикой.

Направление «Искусства и ремесла» конца XIX в. поддерживало сближение художников, дизайнеров и ремесленников всех мастей и создание чего угодно, от ювелирных изделий до зданий, соединяя возрождение традиционных ремесленных методов и чистый анализ форм и функций. Архитектура «Искусств и ремесел», хоть и менее громоздкая, нежели работы предшественников — викторианских зодчих, — все равно смотрелась традиционно и укорененно в истории. А если идеалы добротного строительства и близкого сотворчества художника, архитектора и ремесленника сосредоточились бы на более современном, более промышленном дизайне?

От «Веркбунда» к «Баухаузу»

Один из возможных ответов на этот вопрос сформулировала немецкая организация под названием «Дойче Веркбунд». Основанная в 1907 г. в Мюнхене, «Веркбунд» свела вместе группу самых передовых дизайнеров и художников, не искавших вдохновения в прошлом и не пытавшихся ему подражать. Эта группа разработала революционные дизайнерские и архитектурные проекты, но все равно показалась юному зодчему Вальтеру Гропиусу недостаточно радикальной — ему хотелось большей близости промышленности и промышленного дизайна. И вот в 1919 г. Гропиус совершил серьезный карьерный шаг — возглавил Школу искусств и ремесел в Веймаре, реорганизовав ее и назвав «Баухаузом».

Вальтер Гропиус
Вальтер Гропиус

Сближением промышленности и ремесленничества Гропиус желал революционизировать способ проектирования и производства различных объектов. Он понимал, что для этого ему придется учить студентов не только ремеслам и дизайну, но и понятиям цвета и формы, и поэтому пригласил в свою школу преподавателей живописи, среди которых оказались Пауль Клее и Йоханнес Иттен.

Вводный курс

Гропиус наделил Иттена особой властью — тот в «Баухаузе» вел Vorkurs, вводный курс, обязательный для всех студентов; в нем объясняли базовые понятия цвета и формы. Далее студентов обучали или дизайну объектов — и массового производства, и ручной работы, но, так или иначе, в «машинной» эстетике, — или проектированию зданий. Гропиус придерживался современных подходов к архитектуре, применяя силу и визуальные свойства стали, бетона и стекла и отвергая то, что считал «бесчестными» прикрасами и уловками архитектуры XIX в.

Переезд в Дессау

В 1924–1925 гг. радикальные идеи «Баухауза» перестали нравиться его веймарским покровителям, и Гропиус перевез школу в Дессау, соорудив там новую, поражающую воображение штаб-квартиру, светлые бетонные стены и огромные окна которой стали воплощением идей «Баухауза». Именно там были разработаны самые известные дизайны стиля Баухауз, — например, кресла Марселя Бройера из кожи и стальных трубок и светильники Гропиуса из стекла и хромированной стали.

Кресла Марселя Бройера
Кресла Марселя Бройера
««Баухауз» верит в машину производства как в современного воплотителя дизайна и стремится наладить с ним отношения» Вальтер Гропиус (1883-1969), немецкий архитектор, дизайнер, педагог. Из «Замысла и строительства» (1923)

Архитектурная значимость Баухауза возросла еще больше, когда Гропиус выиграл заказ на постройку жилого комплекса для заводов «Сименс» в предместьях Берлина. В таких проектах он старался не только с выгодой использовать стандартизацию, возможную с современными материалами, но и привнести больше воздуха и света в жилые постройки, сделать их привлекательнее традиционных жилищ XIX столетия.

Гропиус и руководители школы, занявшие позднее его место, — Ханнес Майер и Людвиг Мис ван дер Роэ — много сделали для продвижения ценностей модернистской архитектуры, но поддерживали жизнь и в модернистской версии старинных идеалов «Искусств и ремесел»: каждый объект в доме — от фаянса до занавесок — должен быть хорошенько продуман. Такой целостный подход — важнейшее наследие Баухауза.

Ханнес Майер
Ханнес Майер

Закрытие и эмиграция

Сильна была школа «Баухауз», но и она не устояла перед нацизмом с его совершенно иными представлениями о дизайне. Гитлер желал выражать немецкий характер в традиционном классицизме и никаких особых достоинств в современном дизайне и его поборниках не усматривал. Поэтому в 1933 г. нацисты школу закрыли.

Однако в некотором смысле такой ход событий лишь усилил влияние идей Баухауза. Педагоги в основном эмигрировали в США, где продолжили пропагандировать свои представления о дизайне, а художник Ласло Мохой-Надь даже ненадолго открыл «Новый Баухауз» в Чикаго. В 1950-х другой стойкий поборник стиля, швейцарский архитектор Макс Билл, вооружившись идеями любимого направления, открыл школу в Ульме, вернув эту разновидность дизайна на родину. В итоге изделия Баухауз — от модернистских стульев до стеклянно-стальных построек — так хорошо известны во всем западном мире.

Макс Билл
Макс Билл

Здание «Баухауза»

Здание, спроектированное Гропиусом для «Баухауза» в Дессау (внизу), — одно из важнейших для ХХ в. воплощений нескольких архитектурных идей, которые впоследствии будут активно воспроизводить и адаптировать. Здание проектировали как комбинацию блоков, каждый — со своей функцией: в одном — аудитории и библиотека, в другом — мастерские и студии, в третьем — студенческое общежитие. Эти блоки связывала секция, в которой размещался лекционный зал и мостик с кабинетами администрации. Такое зонирование, при котором каждый блок был снаружи устроен в соответствии со своим содержанием, оказалось невероятно значимым, как и отсутствие у здания переда как такового — оно все состояло из различных флигелей. Свободно спланированные пространства, откровенность в использовании бетона и стали, мощные прямые линии — все это архитектура постоянно повторяла в дальнейшем как для возведения учебных зданий, так и многих других.

Здание Баухауза
Здание Баухауза



Поделиться ссылкой