Биотек. «Живые» формы

Биотек — направление в архитектуре, которое сочетает достижения новейших технологий с естественными природными формами. Дружественная к человеку архитектурная среда не противоречит окружающему пейзажу, а порой мягко его корректирует. Плавные гибкие очертания, упругие текстуры напоминают морские волны, ветви деревьев, изгибы ракушек — линии природы.

Лондонский «Огурец». Норман Фостер
Лондонский «Огурец». Норман Фостер

Энергичный посыл

Декоративная составляющая работ Гауди нашла свое продолжение в художественных проектах биотека. Новый виток модерна (сколько бы раз приставку пост- перед ним ни ставили) в XXI в. вернул к жизни те динамичные формы, которые с такой увлеченностью, энергией и вдохновением разрабатывал Гауди, — в первую очередь, любимую им природную составляющую.

музей «Соумайя»
Мехико-сити, Мексика — 15 июля 2015 г.: музей «Соумайя», спроектированный мексиканским архитектором Фернандо Ромеро в районе Поланко.

Новое поколение архитекторов так же заимствует идеи у природы, гармонично вписывая свои здания в пейзаж. Современные материалы и подсветка гармонируют с общим решением пространства. В палитре биотека излюбленный белый сочетается с живой зеленью растений, их дополняют фиалковые, песочно-золотистые тона.

Последователи биотека утверждают, что большинство необходимых для человека изобретений уже создано и отработано природой, и человечеству остается лишь приложить усилия в их тщательном осознании, исследовании и использовании.

Цельность замысла

Стиль биотек — это, прежде всего, особое ощущение мира. Это целостность замысла и воплощения, новаторские поиски и наследование традиций, это ювелирная детальность прихотливых змеящихся линий, цветущее жизнеутверждающее начало, основанное на растительных и зооморфных мотивах. Это признание изобразительной ценности, не зависящей от технического задания и практического применения. Использование новых материалов и технологий, контраст бетона и керамики, стекла и металла — все это характерно для биотека.

Здание Оперного театра. Сантьяго Калатрава. Тенерифе
Здание Оперного театра. Сантьяго Калатрава. Тенерифе

Природа как образец

Сооружения в стиле биотек часто имеют формы, встречающиеся в живой природе: коконов шелкопряда, деревьев, паутины. Есть дома, похожие на раковины и повторяющие абрис яйца. Здания также могут напоминать гнездо, или пещеру, или даже животных (зооморфизм; например, гостиница в виде медузы, которую спроектировал Майкл Соркин) и растений (фитоморфизм).

Остров в виде пальмы

стров Папьма-Джумейра в Дубае. ОАЭ
Остров Папьма-Джумейра в Дубае. ОАЭ

Природные формы помогают решить непростые инженерные задачи, непосредственно не связанные с архитектурой. Так, искусственный остров Пальма-Джумейра в Дубае создан в виде ствола и кроны финикового дерева. Эта форма обеспечивает оптимальное соотношение протяженности берега и дороги до самых удаленных от «корня пальмы» сооружений.

Отлично сформулировал основной смысл архитектуры рубежа XIX и XX вв. один из ее родоначальников Виктор Орта, утверждавший, что уже в фасаде необходимо выразить план и конструкцию здания так, как это делалось в готике, и, подобно готике, выявить материал, а природу отобразить в стилизованном декоре.



Поделиться ссылкой