«Город Прекрасный». Направление в архитектуре

Есть нечто особенное в линованном устройстве американских городов — и некая ограниченность. В конце XIX в. группа американских градостроителей попыталась раздвинуть рамки такого устройства города, вводя кое-какие барочные элементы вроде просторных плаз или диагональных бульваров, чтобы в результате получился, как они его называли, «Город Прекрасный».

Одним из самых успешных североамериканских архитекторов 1870–1980-х гг. был Генри Хобсон Ричардсон. Он обучался в парижской Школе изящных искусств, однако предпочитал не классицизм боз-ар, а величественные круглые арки на манер европейских романских построек X и XI вв. Он проектировал красивые церкви и общественные здания — например, библиотеки — именно в этом стиле; историки назвали его «массивным и мужественным», и он завоевал популярность в США, особенно в Чикаго и на Среднем Западе.

Генри Хобсон Ричардсон
Генри Хобсон Ричардсон

Рычаг перемен

Однако в 1893 г. ситуация изменилась. В тот год в Чикаго произошла Всемирная выставка — престижное событие, устроенное для привлечения зарубежного бизнеса в США на излете экономического упадка. Строить выставочные здания пригласили и местных чикагских архитекторов, и зодчих с востока страны.

Центром общего плана территории выставки, разработанного великим ландшафтным архитектором и реформатором Фредериком Ло Олмстедом и зодчим Дэниэлом Бёрнэмом, поклонником боз-ар, был Двор Чести, также осваивались территории вдоль берега озера.

Фредерик Олмстед
Фредерик Олмстед
Дэниел Бернем
Дэниел Бернем
Двор Чести
Двор Чести

Многие здания были решены в классическом стиле, с колоннами и куполами. Белокаменные постройки элегантной классической бледности завоевали выставочному комплексу прозвание «Белый город». Он оказал невероятное влияние на архитекторов того времени — те отвернулись от громоздкого чикагского стиля Ричардсона и увлеклись стилем более классическим, навеянным в большей мере парижским боз-ар.

Новый подход к городской планировке

Пересмотру подверглась не только архитектура отдельных зданий, но и отношение к городскому планированию: зародилось новое течение, впоследствии получившее название «Город Прекрасный». Архитекторы и градостроители осознали, что, хоть американские города в целом и проектировались как сетка улиц, которую, в принципе, можно было расширять до бесконечности, у большинства городов не было плана развития. «Город Прекрасный» восполнил это упущение.

«Красота центра города отразит дух его обитателей, внесет порядок, покой и благопристойность»   Уильям Генри Уилсон, историк архитектуры, из книги «Движение "Город Прекрасный” в Канзас-сити»

Градостроители нового течения предложили взломать сетчатую планировку американских городов диагональными проспектами и бульварами, создать поражающие воображение величественные панорамы, разбить парки и насадить деревья, дабы город стал зеленее. Выяснилось, что американский образец такого города уже был создан французом Пьером Шарлем Л'Анфаном для Вашингтона, округ Колумбия, еще в начале XVIII в. На том плане были и засаженные деревьями улицы, и кольцевые развязки, однако ему последовали довольно приблизительно, а вот планировщики «Города Прекрасного» возродили его, желая добавить барочности параллельно-перпендикулярной монотонности американских городов.

Грандиозные планы

Архитектор Дэниэл Бёрнэм был главным поборником идеи «Города Прекрасного». Его план Чикаго 1909 г. предлагал рассечь город несколькими диагональными улицами, стекающимися к площади, на которой размещается здание мэрии.

Бёрнэм обожал такие диагонали за то, что они разделяют транспортные потоки и помогают добираться в центр города максимально быстро. Он также считал, что треугольные кварталы — уникальная возможность планировать необычные по форме общественные здания.

Немногим американским городам перепало диагональных улиц — например, Милуоки и Мэдисону, штат Висконсин. Некоторым достались бульвары — красиво обсаженные деревьями улицы с зелеными разделительными полосами, обычно соединявшие между собой парки и ведшие из центра к окраинам. На окраинах же такие улицы превращались в элегантные «аллеи» с красивыми видами на окрестности. Такое зеленое планирование, популяризованное Фредериком Ло Олмстедом, поддержали Бёрнэм и другие последователи течения «Город Прекрасный».

Городские центры

Приверженцы «Города Прекрасного» включали в планы застройки диагональные улицы еще и для усиления акцента на центре города.

Общественные здания должны были сосредоточиваться вокруг центральной площади, к которой безошибочно вели улицы-диагонали. На такой площади должны быть памятники и фонтаны, здания мэрии, библиотеки, музеи и другие сооружения, и все их надлежит строить в гармонии друг с другом, а не просто запихивать, лишь бы влезло в городскую планировочную сетку, как это было принято в американских городах раньше.

Увы, многие проекты в стиле «Город Прекрасный» так и не реализовались — от Элджина в Иллинойсе до Сидар-Рэпидз в Айове. Без верховного вмешательства оказалось невозможно взять и снести целые кварталы ради шикарных видов. Однако идея городского центра, объединяющего правительственные и культурные сооружения, реализованная в больших городах масштабов Сан-Франциско, надолго укоренилась в американском градостроительстве, добавив красоты и изящества городским центрам и проявив в том, как должны выглядеть американские города, нечто мощное.

Всемирные выставки

Всемирная Колумбова выставка в Чикаго стала одной из многих грандиозных международных ярмарок, состоявшихся в XIX и начале XX в. Среди знаменитейших, помимо Чикагской, Лондонские 1851 и 1861 гг., Филадельфийская 1876-го, Мельбурнская 1880-го и серия Парижских с 1855-го по 1900-й г. Все они демонстрировали производственные достижения и продвигали международную торговлю. Они же были и архитектурными выставками — тысячи посетителей смогли познакомиться с традиционными и новаторскими архитектурными проектами. И Лондонская выставка 1851 г. с ее Хрустальным дворцом, и Парижская 1889-го знамениты постройками из стекла и металла. Чикагская же продвигала более помпезный традиционный архитектурный стиль.




Поделиться ссылкой