Типы сооружений в архитектуре

Архитектура — это система зданий и сооружений; формирующих пространственную среду, удобную для жизни и деятельности людей. Это отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города. Архитектура — это и особое искусство создавать, строить здания и сооружения по законам красоты. Архитектор должен соединять в своих проектах воедино пользу, прочность, красоту.

Храм

Один из древнейших типов сооружений. Храмы (по крайней мере, главные) чаще всего являлись наиболее высокими зданиями среди других построек и доминировали над ними. Их как правило старались размещать на возвышении. Подчеркивалась их значимость, выражалось почтение к богам. Храмы обычно строили из наиболее дорогих и красивых материалов, а там, где это было возможно – еще и из наиболее прочных. Внешний вид и оформление зависели как от наличия тех или иных строительных материалов, мастерства строителей, так и от характера верований, от догматов религии.

Великий храм Брахадисвара в Танджавуре. Индия
Великий храм Брахадисвара в Танджавуре. Индия.
Храм Гефеста в Афинах. Греция
Храм Гефеста в Афинах. Греция .

Монастырь

Монашество существовало и существует лишь в некоторых религиях. В наиболее развитой форме – в христианстве и буддизме. Монастырь – гораздо более молодой архитектурный тип, нежели храм. Монастырь, в котором уединяются от жизненной суеты монахи, представляет собой замкнутое пространство. В нем принято выделять наиболее значимую, сакральную часть, которая композиционно доминирует над другими постройками, и хозяйственную, жилую, предназначенную для бытовых нужд монашеской общины. Широкое распространение и у христиан, и особенно у буддистов получили пещерные монастыри, прототипом которых были жилища первых отшельников, устроенные в естественных природных пещерах.

Монастырь Святой Екатерины. Синай. Египет
Монастырь Святой Екатерины. Синай. Египет.
Лавра Святого Афанасия, или Великая Лавра. Монастырь на Святой Горе Афон. Греция
Лавра Святого Афанасия, или Великая Лавра. Монастырь на Святой Горе Афон. Греция.
Можайский Лужецкий Рождества Богородицы. Можайск. Россия
Можайский Лужецкий Рождества Богородицы. Можайск. Россия.

Крепость

Укрепленные поселения – древнейшие типы подобного рода сооружений. В дальнейшем крепостные стены также возводили вокруг жилищ – царских, феодальных, городских. Лишь со временем появятся крепости, имеющие чисто военное значение. Помимо чисто оборонительных функций крепость выражала идею господства, обладания данной местностью. Архитектура крепостных стен и башен, планировка укреплений подчинены стратегическим соображениям. Но отдельные элементы крепостей мог дополнять декор. Прежде всего, это ворота. В большинстве случаев крепости органично и красиво связаны с пейзажем. Хотя это не делалось преднамеренно – строители пытались извлечь максимум выгоды из возможностей природного рельефа для обороны крепости.

Шильонский замок. Швейцария
Шильонский замок. Швейцария .
Остров-крепость Мон-Сен-Мишель. Франция
Остров-крепость Мон-Сен-Мишель. Франция.
Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге. Россия
Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге. Россия .

Замок и дворец

Дворец представляет собой жилое здание, в котором обитают правитель государства, его наместник, владелец конкретной местности либо просто высокопоставленная особа. Нередко это важный административной объект, поскольку здесь решаются различные государственные дела, но также он является символом власти, что во многом определяет его размеры, облик, оформление. Грандиозные дворцовые ансамбли иногда включали сады, хозяйственные постройки. Территория огораживалась мощными стенами. Это был город в городе. Средневековые дворцы во многих регионах имели крепостной характер. Внутренне убранство при этом могло быть пышным и богатым. Как правило, непременным дополнением дворцом служили парки.

Касл-Ховард, или Замок Говардов. Великобритания
Касл-Ховард, или Замок Говардов. Великобритания .
Замок Вайдахуняд. Будапешт. Венгрия
Замок Вайдахуняд. Будапешт. Венгрия.

С давних времен оформлению входа уделялось особое значение. Они должны были обладать необходимыми функциональными качествами: прочностью и надежностью. Так как ворота являлись «лицом» того сооружения, в которое они ведут, их стремились украшать более богато, чем стены или башни. Объем ворот выделялся из остальных частей укреплений своими размерами. Декор мог включать охранительные магические знаки, геральдику, изображения Бога или святых. Впоследствии ворота теряют свою крепостную функцию, но сохраняют смысловое значение – быть торжественным и красивым входом на территорию того или иного ансамбля.

Театр

Первые театральные сооружения появились в Древней Греции в середине первого тысячелетия до н.э. В древнегреческом театре впервые были обозначены важнейшие составляющие театра – места для зрителей, сценическая площадка и пространство за сценой, предназначенное для переодевания актеров. Зрительские места (театрон) уже были поделены на отдельные ряды и сектора. Сценическая площадка (орхестра) еще не находилась на возвышении и имела круглую или полукруглую форму.

В Древнем Риме структура греческого театра претерпела ряд изменений. В театре появилась сцена в нашем понимании. Стена позади сценической площадки стала выше, театральное здание становилось все более замкнутым. В эпоху Возрождения это уже были самостоятельные театральные здания под крышей, при возведении которых не использовался перепад в рельефе местности. Постепенно оформлению фасадов и зрительных залов, роли театрального здания в городском пространстве стали уделять все большее значение (Большой театр в Москве, Михайловский и Александринский театры в Санкт-Петербурге, Гранд-Опера в Париже).

Театр Ла Скала в Милане. Италия
Театр Ла Скала в Милане. Италия.
Михайловский театр в Санкт-Петербурге. Россия
Михайловский театр в Санкт-Петербурге. Россия.
Александри́нский театр Санкт-Петербург. Россия
Александри́нский театр Санкт-Петербург. Россия.

Стадионы и иные спортивные сооружения

Стадион также стал изобретением древнегреческих архитекторов. Изначально зрители могли сидеть на склоне холма, идущего параллельно беговой дорожке. Затем с противоположной стороны стали устраивать искусственную насыпь. Наконец, со временем появились каменные ступени и скамьи. Стадионы были значительно уже современных и сильнее вытянуты в длину (стадион Олимпии в Греции). Существовали также крытые колоннады для занятия спортом в жаркую или плохую погоду, бассейны для плавания, ипподромы. Спортивные комплексы украшали колонны, портики, статуи атлетов-победителей.

В Средние века специальных спортивных сооружений не строили: хотя спорт и существовал, спортивные состязания как таковые не устраивались. Среди редких исключений – ипподром в Константинополе (не сохранился). В эпоху Возрождения стала популярна игра в мяч (подобие большого тенниса). Для нее строили отдельные павильоны или залы во дворце.

Олимпийский комплекс «Лужники». Москва. Россия
Олимпийский комплекс «Лужники». Москва. Россия .
Ледовый дворец «Айсберг». Сочи. Россия
Ледовый дворец «Айсберг». Сочи. Россия.

С XVII в. начали возводить закрытые манежи для занятий верховой ездой. Эти сооружения получали красивое оформление (здание Манежа в Москве). Мода на спорт и спортивные состязания возродилась в XIX в., а подлинный расцвет архитектура спортивных сооружений переживает в XX в. В последней трети XX в. была возрождена и форма стадиона. Спортивные сооружения могли решаться в том или ином стиле. Если речь шла о комплексе построек, то они разрабатывались в едином ключе. Так, комплекс «Лужники» в Москве был выдержан в традициях позднего сталинского ампира.

Тема классической архитектуры, восходящей к образам Древней Греции, родины спортивных состязаний, оказалась здесь как нельзя более уместна. Но чаще спорткомплексы строились в радикально новых стилях. Сама специфика сооружений давала широкое поле для применения новых технологий, а тема скорости, движения подсказывала смелые композиционные и дизайнерские решения. Современные конструкции получают интересную художественную трактовку (Ледовый дворец «Айсберг» и другие постройки в Сочи).

Учебные заведения и библиотеки

Известно, что школы существовали уже в Древнем Египте и шумерских городах-государствах. Но мы почти не имеем представления об их облике. При храмах и дворцах имелись библиотеки, доступные лишь немногим. В Древней Греции строились целые учебные комплексы, где были и залы (либо открытые портики) для интеллектуальных занятий, и спортивные площадки. В Средние века обучение часто происходило при храмах и монастырях, где имелись роскошные библиотеки. Но существовали и светские школы.

В большинстве случаев это не было отдельное здание. Также как и библиотеки, строились мастерские по созданию книг. По крайней мере, они входили в комплекс монастыря, храма, дворца или жилища. Одно из немногих исключений – медресе – мусульманское духовное училище. Первые европейские университеты поначалу не имели постоянного помещения. Занятия могли устраивать даже в самом храме. Но в самом конце Средневековья – начале эпохи Возрождения начинают строить специальные здания (университет Саламанки).

Российская государственная Библиотека. Москва. Россия
Российская государственная Библиотека. Москва. Россия.
Библиотека Лауренциана. Флоренция. Италия
Библиотека Лауренциана. Флоренция. Италия .

С распространением новых, ренессансных воззрений учебных заведений становится все больше. Их начинают все богаче украшать в соответствии со стилем эпохи. Многие из них – шедевры архитектуры. В Европе и России процесс набирает обороты в XIX в. в связи с постепенной демократизацией общества, идеей распространения образования среди различных слоев общества. Так как с тем, что многие учебные заведения строились на частные пожертвования, они получали разнообразную трактовку. Особенно это касается детских учреждений.

В XX в. разрабатываются типовые проекты, список определенных требований (прежде всего санитарных). Но есть и уникальные, выдающиеся ансамбли и отдельные сооружения. В их числе – комплекс МГУ им. Ломоносова в Москве. Аналогичная история была и у библиотек. Для них начинают строить отдельные величественные здания, возрождая традиции античного мира (библиотека в Александрии египетской).

Музей

Собрания произведений искусства, роскошных предметов, диковинок создавались уже в эпоху Древнего мира. Но именно в Древней Греции появилось слово «музей» и понятие музея. «Мусейон» – это был храм в честь богинь муз, но в Греции были музеи и в нашем понимании: так, на афинском Акрополе находилась картинная галерея – пинакотека. Позже для художественных собраний выделялись отдельные помещения при дворцах, иногда строились небольшие павильоны в дворцово-парковых ансамблях.

Веком музеев стал XIX в., когда все чаще специально начинают строить музейные здания. Ведущим стилем здесь был классицизм (как напоминание о том, что первые появились в Греции) (ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве, музей Прадо в Мадриде). При выборе стиля могли руководствоваться специализацией музея (Исторический музей и Государственная Третьяковская галерея в Москве). Со временем проекты становились все разнообразнее, музейное здание могло становиться площадкой для творческих экспериментов (музей Гуггенхайма в Нью-Йорке).

Музей К. Моне. Живерни. Франция
Музей К. Моне. Живерни. Франция.
Музей Оскара Нимейера. Куритиба. Бразилия
Музей Оскара Нимейера. Куритиба. Бразилия.
Музей Прадо. Мадрид. Испания
Музей Прадо. Мадрид. Испания.

Административные здания

Государственный аппарат существовал уже в государствах Древнего мира. И хотя в ряде случаев практиковались собрания под открытым небом, и в Греции, и в Риме, и в других древних цивилизациях строились здания, предназначенные для заседаний государственного совета, хранения архивных материалов, ведения судов, заключения торговых сделок (булевтерий в Греции, табуларий и базилика в Риме и др.). В средневековой зарубежной Европе в связи с ростом городов и появлением городского самоуправления строятся ратуши. В Новое время строительство подобных зданий приобретает все больший размах (здания Сената в Московском Кремле и Парламента в Лондоне, Белый дом в Вашингтоне). Многие из них строились в XVIII– XIX вв. в стиле классицизма. В XX в. в данной сфере, как и во всех прочих, проводились смелые эксперименты и утверждались новые эстетические идеалы (здание ООН).

Дом правительства РФ. Москва. Россия
Дом правительства РФ. Москва. Россия.
Британский парламент (Вестминстерский дворец). Лондон. Великобритания
Британский парламент (Вестминстерский дворец). Лондон. Великобритания .

Госпиталь

В древности врачебную помощь оказывали на дому или при святилище. В средневековой Европе появляются госпитальные здания. В основном их строили в монастырях, хотя существовали и городские госпитали, как, например, знаменитый Отель Дьё в Париже. Отделений не было, но общую палату старались делать светлой и просторной. В эпоху Возрождения госпитали получают более развитую структуру (госпиталь Санта-Крус в Толедо в форме креста с примыкающими к его стенам внутренними дворами). Их украшают, возводя в ранг важных общественных зданий (Оспедале дельи Инноченти во Флоренции), дополняют садом для прогулок (госпиталь в Эскориале под Мадридом).

Эти традиции сохраняются и в XVII–XVIII вв., более того, многие госпитали теперь представляют собой целый комплекс построек, связанных в продуманный архитектурный ансамбль (госпиталь в Гринвиче, Дом инвалидов в Париже, Голицынская больница в Москве). В России в эпоху Просвещения, во второй половине XVIII в., такие сооружения строятся на пожертвования знатных дворян (Странноприимный дом, ныне институт Склифосовского) и Голицынская больница в Москве. В XIX в. строилось много частных приютов на средства различных меценатов.

Странноприимный дом (Шереметевская больница), ныне НИИ им. Н.В. Склифосовского. Москва. Россия
Странноприимный дом (Шереметьевская больница), ныне НИИ им. Н.В. Склифосовского. Москва. Россия.
Здание городской клинической больницы № 1 им. Н.И. Пирогова (Первая Градская больница). Голицынский корпус. Москва. Россия
Здание городской клинической больницы № 1 им. Н.И. Пирогова (Первая Градская больница). Голицынский корпус. Москва. Россия.

Вокзалы

С возникновением железных дорог активно возводятся вокзалы. В эпоху историзма архитекторы используют при их строительстве различные стили (вокзал в Старом Петергофе под Петербургом в стиле неоготики). Однако это могли быть и чисто инженерные конструкции. В эпоху модерна с ее стремлением к эстетизации бытовой среды вокзалы становятся одним из объектов интереса современных архитекторов. Появляется ряд замечательных сооружений (Ярославский вокзал в Москве). В те времена вокзальные здания получали богатую и оригинальную отделку. В дальнейшем в XX в. архитектурные проекты подвергаются стандартизации, практическая целесообразность выходит на первый план, художественный дизайн сводится к минимуму или даже отсутствует. В ряде случаев это интересные памятники современной, авангардной архитектуры, основанной на принципах эстетизации современных материалов и игре абстрактных форм, широких цветовых плоскостей, укрупненных ритмов.

Вокзал в Старом Петергофе под Петербургом. Россия
Вокзал в Старом Петергофе под Петербургом. Россия .
Вокзал в Куала-Лумпур. Малайзия
Вокзал в Куала-Лумпур. Малайзия.

Рынки и торговые ряды

В древности и в старину торговля велась на специально отведенных для этого городских площадях и непосредственно в лавках ремесленников и торговцев. В Древнем Риме торговлю могли устраивать в портиках, тянувшихся вдоль уличных фасадов зданий или обрамлявших площади. Такая традиция сохранялась и в Средние века. Но наряду с этим появляются и крытые рынки (рынок в Бомон-де-Ламань во Франции). Порой они занимали огромные территории, как это было во многих странах Востока.

В XVIII в. в России не только в Петербурге и Москве, но и во многих других городах строятся Гостиные дворы: прямоугольные в плане комплексы, где по периметру в два и более этажей шли лавки, дополненные в нижнем этаже открытой галереей со стороны улицы, а внутри, во дворе, устраивались склады. Фасады оформлялись в одном ключе, здесь широко применялся архитектурный декор. Подлинный расцвет архитектура подобного рода сооружений переживает в Европе XIX в. Появились обширные крытые пространства – рынки, пассажи (ГУМ, Центральный рынок в Валенсии). Как снаружи, так и внутри торговые здания красиво, порой роскошно оформляют (ЦУМ, Елисеевский магазин и Бывшее правление «Товарищества М. С. Кузнецова» на Мясницкой улице в Москве).

Елисеевский магазин. Москва. Россия
Елисеевский магазин. Москва. Россия.
Здание ГУМа. Москва. Россия
Здание ГУМа. Москва. Россия.

Выставочные комплексы

Такой тип построек – один из самых молодых. Первые выставочные здания относятся к XIX в. (Хрустальный дворец в Лондоне). Здесь находят широкое применение новые строительные технологии, смелые металлические конструкции, значительные по площади остекленные участки. Это позволяет создавать обширные свободные и хорошо освещенные пространства, вмещающие большое количество народа. Появляется тип торговой галереи – пассаж. С введением в практику проведения международных ярмарок и выставок появляется также идея оформлять павильоны в национальном стиле. Как единый ансамбль решен знаменитый ВДНХ в Москве. При этом в павильонах комплекса, представляющих ту или иную из советских республик, широко используются мотивы их национальной архитектуры.

Хрустальный дворец в Лондоне. Великобритания
Хрустальный дворец в Лондоне. Великобритания .
Выставочный центр Feria Valencia. Валенсия. Испания
Выставочный центр Feria Valencia. Валенсия. Испания.
ВДНХ. Москва. Россия
ВДНХ. Москва. Россия.

Фабрики и объекты технической эксплуатации

Такого рода сооружения – одни из самых молодых в истории архитектуры. Мануфактуры стали появляться в Европе в начале Нового времени, но настоящая промышленная революция произошла в XIX в. Несмотря на откровенно утилитарный характер таких зданий, их нередко украшали, пусть сдержанно и просто. Так, в России фабрики строили преимущественно из кирпича, и стены зданий могли украшать выложенные из кирпича узоры.

Важным элементом художественной выразительности становятся большие фабричные окна. Для таких объектов характерны строгие, геометризованные формы, выявление инженерной конструкции здания, которую стремятся сделать одним из основных (а иногда и единственных) средств художественной выразительности. Шедевром в данной области стала радио- (впоследствии теле-) башня, построенная инженером В. Шуховым (Шуховская башня) в Москве. Но подавляющее большинство заводов и фабрик – это архитектура исключительно утилитарная. Помимо фабрик существовали и другие производственные сооружения – мельницы, насосные станции.

Мусоросжигательный завод в Вене. Австрия
Мусоросжигательный завод в Вене. Австрия.
Мост Валентре. Каор. Франция
Мост Валентре. Каор. Франция.

Наконец, отдельного внимания заслуживает архитектура мостов – и с точки зрения инженерных достижений, и с точки зрения их художественного решения. Непревзойденными строителями мостов в Древнем мире стали римляне. Архитектурные конструкции не только прочны, но и наделены выразительной пластикой и ритмом. В Средние века в Европе мосты могли дополнять при въезде элементами укреплений (мосты в Каоре и Толедо). Впоследствии многие, в особенности городские мосты дополняют декором. В XX в. многие мосты поражают своими эффектными конструкциями.

Градостроительство

Градостроительные задачи пытались решить еще архитекторы Древнего мира. Где-то ограничивались лишь выделением главной улицы или площади (Дорога процессий в Вавилоне), где-то, как в Греции, Риме, Китае, города могли подчиняться единой планировочной схеме, имели сеть улиц и кварталов. Уже тогда складываются оба типа городской застройки – регулярная и радиально-кольцевая. Нередко они комбинируются. В организации городских пространств огромную роль играют сами здания. Собственно говоря, они и образуют городскую среду, в том числе определяют ее эмоциональный тонус, ее образность. В число задач градостроительства входят умение связать здания в единый городской ансамбль, сопоставить их масштабы, стилистику, внешний вид, соотнести здания и прилегающее к ним пространство, умело расставить акценты.

Важнейшие здания (главные храмы, дворец, резиденция правительства), как правило, строятся в центре города и выделяются своими размерами, высотой, местоположением. В силуэте города важны высотные доминанты – колокольни, башни, высотные здания, вносящие в него разнообразие. С ростом городов и увеличением числа промышленных предприятий насущной проблемой становится озеленение городских пространств, создание парковых зон, аллей, бульваров, скверов. Одним из важных средств украшения и архитектурной организации городской среды являются фонтаны. Будучи древним изобретением, они еще в XIX в. служили не только для украшения, но и были источником питьевой воды.

Фонтан Треви в Риме. Италия
Фонтан Треви в Риме. Италия.
Бульвар Сен-Жермен в Париже. Франция
Бульвар Сен-Жермен в Париже. Франция.

Сады и парки

В древности и Средневековье парки разбивались главным образом при дворцах и загородных виллах вельмож, состоятельных граждан, а также при монастырях (вилла Адриана в Тиволи близ Рима, сады Альгамбры и Хенералифе в Гранаде, сады Кацуры в Японии, царские сады в Коломенском в Москве). Но были и исключения: в Пекине уже имелись не только императорские, но и городские сады. Сады средневековой Европы, Руси и Ближнего Востока имели простую регулярную планировку. В Китае и Японии проектировались пейзажные парки, имитирующие естественный ландшафт. Высокого расцвета достигло искусство садов в Ренессансной Италии (вилла д’Эсте в Тиволи и др.).

XVII–XVIII вв. стали периодом подлинного расцвета садово-паркового искусства Европы. В XVII – первой половине XVIII в. ведущим типом был регулярный тип парка (французский) со строгим, геометрическим рисунком дорожек и цветников (Версаль, Во-ле-Виконт и др.). Итальянские регулярные парки предлагали террасное построение композиции, что объяснялось спецификой рельефа во многих виллах Италии. В XVIII в. регулярные парки постепенно вытесняют пейзажные (Павловск под Петербургом, парк Стоу в Англии). Сады и парки остаются одним из важнейших разделов современной архитектуры и с эстетической, и с практической точки зрения.

Сад Хенералифе в Гранаде. Испания
Сад Хенералифе в Гранаде. Испания.
Парк Стоу. Великобритания
Парк Стоу. Великобритания.

Жилые дома

Это, пожалуй, наиболее древний тип зданий. К числу древнейших типов греческих жилищ относится мегарон – прямоугольное в плане строение с рядом колонн и очагом в центре, над которым находится отверстие, и предшествующим ему портиком. Главной задачей архитекторов было сделать жилище надежным и комфортным. Так, наличие или отсутствие больших окон объяснялось требованиями климата; в жарких странах жилые помещения старались помещать с теневой стороны, а в холодных – с солнечной. В сырых районах дома ставили на сваях или высоком цоколе.

На Ближнем Востоке, а затем и в Южной Европе распространяется тип внутреннего двора с садом и фонтаном, куда выходят жилые и парадные помещения (перестиль, патио).

Перистиль на картине Джона Уильяма Уотерхауса
Перистиль на картине Джона Уильяма Уотерхауса.
Патио дворца Алькасар. Севилья. Испания
Патио дворца Алькасар. Севилья. Испания.

Однако решение практических задач не отменяло решения эстетических. Жилище старались украшать с древнейших времен. Особенно тщательно оформлялись парадные помещения, говорившие о статусе владельца.

Еще в Древнем мире (конкретно – в Древнем Риме) появились многоэтажные городские жилые дома, предназначенные для сдачи помещений внаем, равно как и частные дома высотой более одного этажа. В скученных средневековых городах Европы несколько этажей могли иметь и дома, принадлежавшие одной семье. В нижнем этаже устраивали склады, мастерскую и лавку по продаже изделий. В Новое время в связи с ростом численности населения в городах многоэтажных домов становится все больше. В XIX в. возникает понятие «доходный дом».

Погодинская изба. 1856. Москва. Россия
Погодинская изба. 1856. Москва. Россия.

На архитектурное решение дома также влиял уклад владельцев, их занятия. Сельские жилища были теснее связаны с природой и хозяйством.

Многие жилые дома – как сельские, так и городские – стали подлинными шедеврами архитектуры. К сожалению, пожары, переделки, смена вкусов владельцев, недолговечность такого материала, как дерево, привели в числе прочих причин к тому, что древние и старинные примеры этого типа сооружений не столь уж многочисленны.

Дом Басина в Санкт-Петербурге. Россия
Дом Басина в Санкт-Петербурге. Россия.

Русские жилища отличались у простого люда и знати, но в основе и тех и других лежала простейшая, четырехугольная в плане ячейка. Из суммы таких ячеек и формировалось жилище в богатых боярских и купеческих домах – хоромах. Сельские дома разделяли внутри перегородками. Основным материалом было дерево, точнее – деревянные бревна. Из деревянных досок делали ставни и двери.

В бедных жилищах крышу крыли соломой, в богатых – тёсом – деревянными досками. Два ската крыши наверху скрепляла длинная деталь из дерева – охлупень, который еще называют конёк, поскольку его с торца часто украшала голова коня. Представители высших слоев общества жили в богатых и пышных хоромах. Их верхний ярус назывался терем. Его могли дополнять башенки. Изначально все было построено из дерева, затем стали комбинировать каменные нижние этажи и деревянные верхние. Теремной дворец Московского Кремля весь построен из камня. Хоромы представляли собой сложный комплекс построек, соединенных переходами. Такой принцип построения позволял пристраивать при необходимости новые ячейки.




Поделиться ссылкой