Цветок в искусстве. Жажда красоты

Прелесть живого цветка, свежего, душистого, так недолговечна. Идея сохранить его красоту в веках сродни желанию остановить мгновенье. И на картинах мастеров натюрморта оно успешно остановлено. Западная Европа, перенимавшая у Византии и материалы, и техники, и художников, органично поместила живописные и скульптурные изображения цветов в ряд христианских символов, под знаком которых мы их воспринимаем и сегодня.

Все народы покорны

Щедрая античность начинает осваивать мир Флоры, вплетая изображения цветов в живописные гирлянды на дошедших до нас фресках и вазописи. Варвары, встряхнувшие «застоявшуюся» Римскую империю, в своих орнаментах предпочитали изображать животных. Но стилизованные изображения гибких лилейных стеблей и виноградных лоз у них тоже встречаются.

Египтяне не рисовали подсолнухи

Посвящая богу солнца Ра множество даров, египтяне никогда не изображали среди них подсолнухи. В общем-то, как и кукурузу с картофелем. Припомним, что этих растений не было в нашем полушарии в это время. Тему подсолнуха в искусстве начинает «Автопортрет с подсолнухом» Антониса ван Дейка. Этот цветок числился среди заморских диковинок и был привезен из Перу. Заметив, что подсолнух поворачивается вслед за солнцем, его причислили к символам светила, а также верности монарху.

Автопортрет с подсолнухом. Антонис ван Дейк. После 1633 г
Автопортрет с подсолнухом. Антонис ван Дейк. После 1633 г

Благословенный дар природы

Всплеск интереса к теме растений в Византии пришелся на VIII — начало IX в. В те годы все общественно значимые здания превратились, по саркастическому замечанию современника, «в теплицы и оранжереи». Эта внезапно вспыхнувшая популярность живописной ботаники была вызвана периодом иконоборчества. И чем бы зарабатывали на жизнь художники, если бы не цветы — благословенный дар природы?

Натюрморт с котом и падающей вазой с цветами. Абрахам Миньон. XVII в.
Натюрморт с котом и падающей вазой с цветами. Абрахам Миньон. XVII в.

Цветоводам-любителям

Владельцы садов заказывали и отдельные «портреты» цветов, не содержащие иной сюжетной линии. Кроме этого, рисовали и гербарии, где каждый цветок выписан с поразительным мастерством, и каталоги продаж — принтеров не было, всё копировалось от руки.

Эмблема любви

Алая роза изначально была, конечно, символом любви, любви Христа — шипы и алый цвет напоминали о Его Страстях. Однако венок или букет из алых и белых роз символизировал всеобщее единство христиан перед лицом Бога, что и утверждает Альбрехт Дюрер в самой яркой и пестрой, самой «итальянской» своей картине «Праздник венков из роз» («Праздник четок»).

Больше чем цветок

Величественная лилия, символ непорочности Девы и эмблема королей, присутствует почти на всех изображениях Богоматери. Насколько условно ее изображение в раннем христианском искусстве, настолько упруго и объемно выписан каждый лепесток в период Высокого Возрождения и барокко.

Ковры из цветов усыпают травы. Охапки их летают в воздухе на поэтико-мифологических картинах Боттичелли, напоминая ковры из живых цветов или их тканые «замены» на зиму — мильфлёры.

Натюрморт из роз, тюльпана, ириса, вьюнка, цветка яблони, колокольчиков, примул и нарциссов в вазе на каменном уступе с птичьим гнездом. Ян ван Дейл. 1820 г.

Смысловые оттенки

На гобеленах рассудочного Средневековья цветов все же было немного меньше, к примеру, в сияющем алым фоном цикле «Дама с единорогом». В сценах поклонения Мадонне распускаются лилии и ирисы — символы чистоты и сердца Девы. А рядом скромный пушистый одуванчик — знак Младенца Христа. Выписанные обычно на передних планах, они неудержимо привлекают внимание особой лирической интонацией, гибкостью линий, богатством и точностью оттенков.

Цветочный натюрморт XX в. наполнен всем спектром смысловых отсылок к работам мастеров предшествующих тысяч лет — и в этом особая прелесть жанра. Он хранит воспоминания не только о живых цветах, но и о руках — творческих почерках художников, — их рисовавших.

Цветочная композиция. Отто Шолдерер. 1890-е гг.
Цветочная композиция. Отто Шолдерер. 1890-е гг.



Поделиться ссылкой